СРЯ – это современный русский язык. Максим Ильяхов – человек без журналистского образования, который учит журналистов, как надо писать. Инфостиль – его метод убийства всего живого и настоящего. Вам очень повезло, если вы с ним ещё не встречались.
Чукча не читатель. Чукча писатель
Умами чуть ли не всех работодателей, нуждающихся в текстах, овладел лингвист Ильяхов. Не филолог, не журналист. Короче, человек без специального образования. Он придумал странное, непрофессиональное, напоминающее о сектах учение, именуемое инфостилем. И страшно не это. Страшно то, что этот бред людям «зашёл». Так, как когда-то заходил «Ласковый май», например. И пофиг, что дешёвка, неграмотно и ужасно. Зато какие сборы, какие сборы. Теперь – пусть коротко и по верхам, но по сути и конкретно.
Тавтологии – наше всё
Ильяхову почему-то не нравятся личные местоимения. Интересный аргумент, правда? А что, он истина в последней инстанции. Ему только так может что-то просто не нравиться, и для нас его мнение должно стать императивом. Но отказ от личных местоимений неизбежно ведёт к тавтологиям. Что с этим делать? Ничего. И спрашивать так нельзя: это риторический вопрос, их Учитель тоже запретил. Казалось бы, в рекламном тексте именно риторическими вопросами хорошо обращаться к болям клиентов. Открою страшную тайну: я так и делаю. Да простит меня Господь Ильяхов.
Клиент всегда идиот
Но это всё так, мелочи, частности, шелуха. Куда страшнее сама суть учения: за аксиому принято утверждение о том, что текст надо разжёвывать так, будто пишешь для умственно отсталого. Причём, даже в тех случаях, когда у вас b2b-аудитория. Которая, как понимаете, точно состоит не из идиотов. Я лично знаю людей, которые имели дело с конторами, где принят ильяхизм. Вот конкретный случай: человека попросили написать серию лекций юридической тематики, затем их дали переписывать ильяховцам. Они там такого понаредактировали, что автор лекций отказался подписываться под этим бредом. Аргументы у него были те же, что и у меня: это материалы для b2b-аудитории, а с такими людьми не надо говорить как с идиотами. Вот не надо, и всё.
Думаете, это я просто брюзжу? А вот вам факт: цитадель ильяхизма, компания «Тинькофф», набирая райтеров, писала в объявлении, что ей нужны люди, способные писать нормальным, человеческим языком. Не «инфостильным». Какой уродливый неологизм, правда? Ну вот, снова риторический вопрос. Ильяхов точно не простит.
P .S . Я уже молчу о том, что тексты получаются дёрганые, бедные, пересушенные, авторского стиля в них нет и не может быть по определению. И это ещё не всё… Есть у меня один бывший друг, большой делец. Он впитал ильяхизм настолько глубоко, что теперь не может читать классическую литературу. Говорит, это не тексты, а словоблудие. Вот прямо так и говорит. И это он отнюдь не о Достоевском. И у Замятина словоблудие, и у Чехова. Всё, занавес. Тушите свет.