17 марта 1991 г., ровно 30 лет назад, состоялся Всесоюзный референдум о сохранении СССР.
Вопрос, вынесенный на всенародный референдум звучал так:
«Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности».
«Да» или «Нет».
Результаты голосования:
В референдуме, состоявшемся 17 марта 1991 года , из 185,6 миллиона (80 %) граждан СССР с правом голоса приняли участие 148,5 миллиона (79,5 %); из них 113,5 миллиона (76,43 %), ответив «Да», высказались за сохранение обновлённого СССР.
Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой Федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности? Да — 76,43 %.
Свердловская область единственная среди всех областей и республик проголосовала против сохранения СССР — «да» сохранению союза здесь ответили 49,33 % принявших участие в голосовании, при этом в Свердловске (ныне — Екатеринбурге ) результат был ещё ниже и стал самым низким по стране — 34,17 %.
С точки зрения права результат референдума оказался НИЧТОЖНЫМ, поскольку по его результату не были приняты необходимые законодательные акты.
По идее, референдум - средство прямой демократии, поэтому он не требует никаких законодательных актов, которые утверждали бы её действие.
Причины по которым результаты референдума так и не вступили в действие (на мой взгляд):
- Усталость граждан СССР, они были дезориентированы антигосударственной пропагандой последних лет и не смогли защитить свой выбор.
- Предельно нелепо составленный вопрос ("за всё хорошее, против всего плохого")
- Референдум проходил в условиях отсутствия контроля центральной власти над всей территорией страны. Власть снова поставила телегу впереди лошади. Требовалось для начала восстановить территориальную целостность страны и её управляемость, а потом проводить голосование.
- Сам факт референдума, способ его проведения, формулировка вопроса позволяли сепаратистским властям на отдельных территориях расценивать его как уступки и возможность либо совсем игнорировать, либо добиваться новых преференций.
- Каких-либо юридических, законодательных и организационных последствий в случае принятия того или же иного решения оговорено не было.
- В Конституцию СССР соответствующие поправки так и не были внесены. Имплементация результатов референдума в союзное законодательство не была осуществлена.
- Более того, изменения в законодательных актах, закрепляющих результаты референдума надо проводить оперативно, как можно быстро, пока не утеряна законодательная инициатива. Вместо этого был затеян тупиковый, долгий и нудный Новоогаревский процесс.
- Требовалось не допустить проведения иных параллельных референдумов на фрондирующих территориях, в том числе силовым путём.
- Решения референдума необходимо было подкрепить силовой составляющей государственной власти.
- Референдум проводился в условиях раскола в центральной власти. Прежде всего - в условиях соперничества за доминирование советских и российских властей.
Всё это было, очевидно соблюдено в Крымском референдуме. Ошибки были учтены. Именно поэтому он, в отличие от Всесоюзного референдума, увенчался успехом. И:
16 марта - мы отмечаем годовщину референдума о статусе Крыма,
а уже
18 марта - принятие Республики Крым в состав Российской Федерации.