Найти тему
ВДЦ «Орлёнок»

Идущий по солнечной стороне жизни

Оглавление

Сегодня, 18 марта 2021 года, свой 72-й день рождения отметил бы Борис Грачевский. Борис Юрьевич приезжал в «Орлёнок» больше четырёх десятков лет: он являлся президентом Всероссийского фестиваля визуальных искусств, под его руководством проходила смена «Ералаша» и было снято более десяти выпусков передачи. Бессменного руководителя детского киножурнала не стало 14 января 2021 года. В память о добром друге «Орлёнка» – наш сегодняшний материал.

Однажды в 1978 году тогда ещё директор юмористического журнала Борис Грачевский приехал в «Орлёнок», чтобы показать орлятам премьерные выпуски детского киножурнала, которые до этого никто не видел. Молодой, высокий, стройный, с курчавой головой, похожий на французского певца Джо Дассена – таким он запомнился тогда.

С того самого момента черноморский лагерь стал для него местом притяжения. Сначала это были традиционные премьеры юмористических выпусков, потом – фестивали и смены «Ералаша» и, наконец, – Всероссийский фестиваль визуальных искусств, с которым он был с самого его начала, президентом которого являлся последние шесть лет. Здесь же было снято десять сюжетов для киножурнала.

Больше сорока лет насчитывала его дружба с «Орлёнком». «Для меня это очень важная часть моей жизни…» - говорил он в одном из интервью.

ХОХОТУН И ПОЭТ

Важной частью жизни и он остался для многих людей, которые работают здесь, с которыми он общался – только по рабочим моментам или более близко.

На следующий день, как пришла страшная новость об уходе Бориса Юрьевича, в Центре прошёл вечер памяти. Его ведущим стал главный режиссёр «Орлёнка» Николай Зенцов. Сразу после окончания мероприятия его спросили: «Николай Николаевич, как вы смогли провести этот вечер – как вы держитесь?» На что он ответил: «Не знаю…»

Больше сорока лет Борис Грачевский приезжал в «Орлёнок». Больше сорока лет было их дружбе с Николаем Зенцовым.

Я как будто родного человека потерял. Очень трудно говорить об этом… – опустив взгляд, рассказывает Николай Николаевич.

И всё же, вспоминая, он описал их первую встречу в тот самый год, когда Борис Юрьевич приехал с новыми выпусками «Ералаша». Рассказал о том, как в «Орлёнке» по инициативе Бориса Грачевского стали проводиться тематические смены под названием «Остров детства «Ералаш». Когда из сотен обыкновенных мальчишек и девчонок отбирались детские команды, которые на протяжение всей смены сами снимали выпуски киножурнала. Под руководством взрослых, профессионального оператора, режиссёра и художника-постановщика, сами продумывали сюжет, сами снимали, монтировали и озвучивали. В конце же смены представляли результаты своей работы, а призы за победу в разных номинациях получали из рук Бориса Грачевского.

Сам Борис Юрьевич говорил, что такая смена запоминается на всю жизнь. Эти сюжеты ребята увозили с собой домой. Да, их не показывали потом на Первом канале, да и вообще ни на каком канале не показывали. Но они ведь сами это снимали, а значит – это навсегда останется с ними.

-2

Он всегда говорил про «Орлёнок»: «Я отдыхаю здесь душой и телом…», – продолжает вспоминать Николай Николаевич. – Это был человек с неподдельной, неподкупной жизнерадостностью, потрясающим оптимизмом. Несколько лет назад у него начались проблемы со здоровьем, но, сколько его знал, он никогда ни на что не жаловался, только всегда улыбался. Причём его весёлость не была показательной, она была настоящей. У него было потрясающее чувство юмора, очень тонкое, не скабрёзное. Мог такое сказать, что все вокруг валялись от смеха, а сам при этом оставаться серьёзным. Это тоже мастерство.

Все мы запомнили Бориса Грачевского как жизнерадостного человека, как папу «Ералаша». И мало кто знал, что у него, например, есть сборник его интервью, рассказов и стихов «Идущий по солнечной стороне жизни», что он выпустил сольный музыкальный альбом «Я тебя люблю». Да, Борис Грачевский писал рассказы, сочинял стихи – причём очень глубокие, философские. А из некоторых этих стихов потом рождались его песни. «Много лет я боялся петь, а потом рискнул. И мне так понравилось, что теперь меня не остановить», – рассказывал Борис Юрьевич в одном из интервью.

Одна из таких его песен – «Мама». Когда он впервые спел её на открытии одного из Фестивалей визуальных искусств, плакал весь зал. Сам Борис Грачевский тоже не мог сдержать слёз, когда исполнял её. Он невероятно любил свою маму, которая ушла из жизни и которой он посвятил эту песню: «В самый трудный час у меня есть мама, и она глядит с любовью на меня с небес…»

Очень открытый человек, невероятный хохотун, но при этом глубокий художник, друг – таким был Борис, – после долгого молчания сказал Николай Николаевич. – Невероятно любил свою жену Екатерину, сына Филю, который родился недавно. Мог долго сидеть и показывать его фотографии. Он был счастливый человек…

ОСТАНЕТСЯ В ПАМЯТИ

Как и Николай Николаевич, много лет близко общалась и дружила с Борисом Грачевским его супруга – Анна Александровна, главный балетмейстер «Орлёнка». Много воспоминаний осталось в памяти. Многие из них будут бережно храниться, как глубоко личные, а некоторыми из них Анна Зенцова поделилась с нами.

Мы дружим с 1976 года, с того момента, когда он первый раз приехал в «Орлёнок». Наши отношения сразу складывались не чисто рабочие, творческие, а дружеские. Нам было любопытно, что это за московский гость, который только-только создал «Ералаш», и мы пригласили его к себе домой. Мы сидели, пили чай, он нам рассказывал о себе, и так зародилась наша дружба.
-3
Наверняка многие видели эту фотографию, на которой весёлый дядя Боря стоит на сцене, а вокруг него не менее весёлые, счастливые, разрисованные дети. История этого кадра такая. Это было примерно восемь лет назад. Борис Грачевский приехал сюда и, как всегда, организовал кастинг среди тех ребят, которые хотели бы сняться в «Ералаше». Естественно, туда решил пойти весь «Орлёнок». Отсмотрев добрую половину детей, он сказал: «Слушайте, мне уже больше никого не надо. Сделайте всё так, чтобы они ко мне больше не приставали».
Я же всегда отвечала за открытие Фестиваля визуальных искусств, которое должно было вот-вот состояться. И вот приходят ко мне дети, которые участвовали в массовке, грустные-грустные. Я их и спрашиваю: «Вы чего такие грустные пришли?». В ответ мне: «Да пришли к Грачевскому на кастинг, а он никого не взял». В этот момент я им предложила сделать следующее – никому не говоря, прийти на открытие в костюмах и с разрисованными лицами. У кого на что фантазии хватит. И предупредила: «Сидите тихо в зале. Когда дядя Боря выйдет на сцену и начнёт говорить про кастинг и кого он отобрал, вы совершенно неожиданно выбегайте к нему». Так они и сделали, как я им сказала. Они выбежали, окружили его, а голос сверху, Николая Николаевича, говорит Борису Грачевскому: «Вы не хотели больше никого брать, а вот посмотрите сколько их ещё». И получился вот такой кадр. Для детей это была необыкновенная радость, а для Бориса Юрьевича – радостный шок.
Вспоминается ещё один случай. Мы ставили номер к празднику, посвящённому творчеству Александры Пахмутовой. Номер был на песню из кинофильма «Девчата». Четыре мужчины-актёра – Андрей Соколов, Олег Марусев, Никас Сафронов и Боря Грачевский – должны были сидеть на лавочках и играть на гармошках. Вокруг них в это время гуляли и вздыхали девушки – это были как и юные девчонки, так и актрисы, которые приехали на фестиваль. В последний момент, в последнем куплете на словах «Кто-то любит гармониста…» нужно было присесть рядом с гармонистом и поцеловать его в щёку. И знаете, большая часть этих девушек хотела поцеловать именно Андрея Соколова и, конечно, Борю. В итоге получился такой хороший, жизнерадостный номер.
Или вот ещё. Когда «Ералашу» было 35 лет, мы ансамблем танца «Орлята» поехали в Москву. Борис нас пригласил принять участие в праздничном концерте. До сих пор помню его начало. По центру сцены стояла огромная подарочная коробка. И вот раздаются фанфары, а сверху внутрь этой коробки падает тело. Настоящий человек. Бух! Все в шоке. А из коробки поднимается и выходит к зрителям сам Борис Грачевский и говорит: «Здравствуйте, друзья! Мы начинаем праздник!»
Вот сколько в нём было выдумки.
Борис нам подарил книгу, где есть сюжеты «Ералаша» с авторской надписью. Всякий раз, когда он приезжал, шутя нам сдавал свои сюжеты. Или писал мне: «Посмотри и улыбнись! Ералаш жив! Это черновики…». Потом мы обсуждали их, разговаривали о чём-то другом… Он был не только с нами таким, и с другими тоже. Всегда был очень отзывчивым, очень добрым. А сколько в нём было любви к детям…
Вот таким он в памяти у нас и остался. Будем в Москве – обязательно сходим к нему на поклон…

СВОЙ ЧЕЛОВЕК

Он заходил во Дворец культуры и спорта и здоровался со всеми. Всех знал по именам, даже уборщиц. Он не считал зазорным здороваться с простым работягой – ему было в кайф общаться с людьми, причём неважно, какую должность они занимали. Он понимал, кто те самые водолазы, которые бесшумно своё дело делают на дне. Ведь если тётя Вера не помоет полы, то будет плохо. Это был человек, который ценил труд людей, знал, что в этом большом механизме каждый винтик важен. И каждого уважал.

Именно так вспоминают Бориса Грачевского в организационном отделе. За годы проведения Фестиваля визуальных искусств им постоянно приходилось общаться, взаимодействовать с Борисом Юрьевичем. Анна Помыканова, педагог-организатор, знала его пятнадцать лет. И рассказывая о нём, смело называла его своим другом.

Вот её воспоминания.

Он знал мою дочь, она выросла практически у него на глазах. Всё время говорил мне: «Давай я её в «Ералаше» сниму!». А я так и не согласилась. До последнего момента интересовался её судьбой.
У него был критерий: человек был ему к душе или не к душе. Если не к душе, то значит с ним были чисто рабочие отношения. Если к душе, то они могли перерасти уже в дружеское общение.
Ему всегда было важно мнение каждого по поводу его фильмов, которые он привозил в «Орлёнок». Именно здесь состоялась премьера его полнометражной кинокартины «Крыша». Здесь он показывал вожатым свой фильм «Меж нот». Я помню этот просмотр. Фильм оказался неоднозначным, и после титров разгорелся диспут. А после он мне рассказывал: «А ты видела, как я свет поставил вот в этой сцене? Видела, как подобрал костюмы, грим?...». Это был человек, который вникал в каждую деталь, при этом для обычного зрителя она могла так и остаться незамеченной. Я всегда была далека от кинематографа, но его слушала с интересом. Как и другие люди.
Он часто заходил к нам в кабинет, попить чай или кофе. Говорил: «Зачем я там буду сидеть один? Я лучше с вами». И в этот момент он начинал рассказывать. Просил всех нас отвлечься от работы и слушать его. Мы сначала из уважения оставляли все свои дела, но вот уже сидим развесив уши и раскрыв рот. Это был человек, который если поднимет знамя и взойдёт на баррикады, то не остановится и остальных подтянет. Невозможно было оставаться равнодушным, когда он с таким увлечением рассказывал о чём-то. И очень любил обниматься, потому что был простым человеком, не зазнавшимся.
Очень жалко, что его всё-таки не оценили по достоинству и он не получил звание народного. Он этого не показывал, но мы знали, что ему тоже было обидно. Ведь это человек, который столько для детей сделал. Многие скажут, что «Ералаш» – это несерьёзно. А где вы сейчас найдёте хорошее детское кино? Столько поколений выросло на «Ералаше», было бы хорошо, если бы народного ему всё же дали посмертно…
Через полчаса после смерти Бориса Юрьевича мне написала об этом моя дочь. Я сразу же позвонила ей, но так и не смогла сказать ей ни слова. Она тоже. Так мы и молчали друг другу в трубку. В тот момент слова не находились…
-4

А вот что вспоминает о нём заведующая орготделом Валентина Король:

Первое время я знала его только на расстоянии и постоянно избегала организации творческих встреч с ним на Фестивале визуальных искусств. Мне казалось, что когда он приходил, происходит беспредел. А потом с рождением дочки и он стал другим, и я его лучше узнала.
Бывало так, что он встречал меня и говорил:
– Почему я пришёл, а тебя не было?
– Ну так я ваши же дела решала…
– Ты подожди. Я понимаю, что ты не просто так тут сидишь, ты работаешь. Но я пришёл, а тебя нет…
На последнем фестивале мы постарались по максимуму воплотить в жизнь его «хотелки». В один из вечеров он параллельно присутствовал сразу на двух мероприятиях: на показе «Ералаша» в детском лагере «Солнышко» и на обсуждении после просмотра фильма «Крыша» в «Солнечном». Ему важно было и подарить радость малышам, и пообщаться с подростками, узнать их мнение.

«МОКРАЯ ИСТОРИЯ»

Своими воспоминаниями о Борисе Грачевском поделился на своей странице в «Фейсбук» Сергей Кащеев, сотрудник управления информации и связей с общественностью в 2000-х – начале 2010-х годов:

«Ушёл создатель «Ералаша» Борис Грачевский. Захотелось рассказать о нём историю, которую вряд ли кто знает. Она произошла в 1985 году. А вот вспоминали мы с ним (Борисом Грачевским – прим. авт.) о ней как-то году в 2012-ом, когда разговорились на банкете после окончания кинофестиваля. Так что рассказывать её, чтобы услышать со всех сторон, придётся от трёх действующих в этой истории лиц.
Одно (почти случайное) лицо – это, собственно, я. Другое – диск-жокей орляткой дискотеки для сотрудников Гена Бобринёв. А пострадавший – Грачевский.
В эти дни в наш музцентр поступило новое оборудование. Лазерный излучатель. Палка размером с бейсбольную биту, с проводом к большому ящику. Из палки (после включения ящика) исторгался очень тонкий красный луч. Мы решили с Геной перед премьерой на дискотеке этого фантастического оборудования проверить его на дальность. Включили его на балконе седьмого этажа Дома вожатых.
Луч бил чёрт знает куда! И красная точка была даже на расстоянии узкая и яркая! Фантастика!
Поводили лучом по лагерю. И тут видим, что по дороге к Дому вожатых идёт человек. Как потом всё же разглядели – Борис Грачевский.
Мы с Геной не удержались и стали светить лучом ему под ноги. Он заметил точку. Попробовал двигаться в сторону – точка за ним. И тут он резко исчез в кустах, которые тогда ещё в обилии росли вокруг речки Пляхо...
Оказалось, как рассказал потом Грачевский, он тогда уже слышал о винтовках с лазерным прицелом. И времена начинали становиться бандитскими. Вот он и рванул в кусты. А там по бетонному береговому укреплению скатился в реку. Так по реке и добрался до входа в ДВ. Перебежками ворвался в здание. Весь мокрый и в грязи пришёл в свой номер. Переоделся, помылся и... случайно попал на дискотеку, где мы с Геной щеголяем лазером.
Я увидел лицо Грачевского уже поздно. Он смотрел на лучик и на нас с явным выражением отомстить. Но, в конце концов, покачал головой, погрозил нам пальцем и … стал смеяться. Мы выдохнули. Скандал бы на 100% привёл к увольнению Гены. Я ещё тогда работал на стройке, и мне ничего не грозило.
Вспоминал Борис Юрьевич эту историю радостно. Захлёбываясь рассказывал, как полз по реке, по грязи.
Он часто повторял – «люблю ходить по жизни на солнечной стороне». Так что, надеюсь, никого этой историей не обидел».

«Я ХОЖУ ПО СОЛНЕЧНОЙ СТОРОНЕ ЖИЗНИ…»

Своими воспоминаниями поделилась корреспондент орлятской газеты Марина Суворова.

-5
Первый раз я встретила Бориса Юрьевича четыре года назад на фестивале «Ералаш», который проходил в «Орлёнке» и отбирал талантливых ребят для съёмок в киножурнале. Этой встрече я, конечно, была рада – ведь это сам Борис Грачевский! Уже тогда меня удивило то, как его любят дети. Не было среди них тех, кто не смотрел выпуски киножурнала, кто не знал бы Бориса Юрьевича. Они не могли усидеть на своих местах, каждому хотелось что-то сказать, сделать, лишь бы дядя Боря их заметил. И он замечал и смешил их. Успокаивал одним словом. Многие замечали, что он мог опуститься до уровня ребёнка, глаза в глаза, дойти до его сознания.
Он всегда был честен с детьми. И от них просил того же.
– Открою вам секрет – вы лучшая аудитория, потому что смеётесь чуть-чуть громче, чем в других залах. Потому что вы все такие умные и всё понимаете. И сейчас вы будете смотреть «Ералаш», которого ещё никто не видел… Подождите радоваться, а вдруг у нас не получилось? Специально смеяться не надо. Если будет смешно – смейтесь. Если не будет смешно – зря не смейтесь… Смех без причины… сами понимаете, ни к чему хорошему не приводит… – так он общался с детьми во время таких встреч.
Помню, как было страшно первый раз подходить к Борису Юрьевичу, чтобы задать ему вопрос. Я караулила его возле двери в зал Дворца культуры и спорта, а заметив издалека, уже хотела убежать, и сделать это в другой раз, но всё же осталась. Вот он подходит и кажется мне таким серьёзным, с устремлённым вперёд взглядом… Не удивительно, что я его боялась.
– Борис Юрьевич, добрый день! Ответьте, пожалуйста, на вопрос для газеты…
Он улыбнулся и согласился, несмотря на то, что спешил в зал на очередное мероприятие. Зря боялась.

Со временем все мы начинали воспринимать Бориса Юрьевича не как гостя, а как орлёнка. Потому что сюда он приезжал, как домой, и как дома его здесь с теплотой и радостью принимали. Везде и каждый. Потому что он в любой момент мог рассмешить анекдотом на любой случай из жизни. Подойти и обнять. Поблагодарить за вкусный обед. Выпить просто так, за компанию, чашку чая. Почитать свои стихи. Заставить остановиться и насладиться моментом. Поздороваться с тётей Верой, которая моет полы. Улыбнуться...

Поэтому так страшно и больно поверить в то, что его больше нет с нами.

Борис Грачевский не уставал повторять эту фразу: «Я хожу по солнечной стороне жизни…». Об этом он сказал и в одном из своих последних интервью одному из региональных каналов. Пусть это жизненное правило станет его завещанием всем нам.

Борис Юрьевич, спасибо вам за детство, спасибо вам за всё. Нам будет вас не хватать, и всё же мы будем продолжать жить и улыбаться, несмотря ни на что, как этому научили нас вы.