Пьер Огюст Ренуар ( 25 февраля 1841 — 2 декабря 1919) — французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Ренуар прежде всего известен как художник-портретист, мастер светского портрета , не лишённого сентиментальности; он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. Но работал и в других жанрах — рисовал пейзажи и натюрморты, голую натуру. Живопись мастера характерна и узнаваема: каждое произведение словно излучает гармонию и светлую радость. Он не писал батальных сцен, был равнодушен к драме и трагическим сюжетам. На его полотнах цветут цветы, купаются в небесах пышные кроны деревьев. На картинах Огюста Ренуара танцуют и веселятся люди, наслаждаются жизнью.
Мастер создал примерно 6 000 произведений. Это значит, что он писал примерно по сотне картин в год. Удивительная работоспособность и потрясающая увлеченность. Огюст Ренуар — художник, испытывавший подлинное счастье от творчества. Редкостное умение. Обычно пишут о «муках творчества», но, глядя на работы Ренуара, даже близко нет ощущения вымученности. Они — как полет на солнечном луче, неудержимый, прекрасный.
Огюст с детства был одарен множеством талантов. Один из которых – прекрасный голос. Когда мальчику было 3 года, семья переехала в Париж. Здесь Огюст поступил в церковный хор, регентом которого был Шарль Гуно. Известный композитор был поражен красотой детского голоса, и предложил родителям Ренуара отдать сына в музыкальную школу. Но мальчик предпочел пению живопись.
Чтобы помогать семье, в 13 лет, после обучения в школе христианских братьев, юный Огюст Ренуар поступил на службу на фабрику фарфора «Леви Бразерс», где расписывал тарелки, горшки и вазы. Вечером мальчик посещал школу искусств, изучая там живопись.
Когда в 1858 г. предприятие разорилось, Огюст нашел другие способы заработка: - расписывал жалюзи; - стены кафе; - навесы.
Работы он проводил, копируя манеру мастеров эпохи Рококо. По мнению искусствоведов, в будущем этот опыт существенно повлиял на творчество живописца. Считается, что именно у художников XVIII века он позаимствовал веселое, беззаботное отношение к жизни и теплые, яркие краски.
Учеба
Самой лучшей школой живописи для себя Ренуар считал Лувр. Туда он, будучи подростком, бегал в обед, работая на фарфоровой фабрике. Важное значение Огюст придавал насмотренности, которая, по его мнению, возникает лишь тогда, когда ты обладаешь суммарным опытом просмотра огромного числа картин.
Часть заработков юноша откладывал на учебу, мечтая идти дальше простого копирования чужой манеры письма. В 1862 году Ренуар поступает в Парижскую школу изящных искусств и в студию известного живописца Шарля Глейра, сторонника академической традиции, доминирующей тогда во Франции. Суть этой традиции в том, что картины должны быть большими, темными по тону, сюжет позаимствован из мифологии или истории.
В студии Глейра Ренуар учился с Фредериком Базилем и Клодом Моне. Позже к ним присоединился Альфред Сислей. Одаренные и яркие личности, которые в своих рассуждениях они стали ниспровергателями всего прошлого.
Вопреки канонам классической школы и мнению Глейра, молодые художники выходили на улицу и рисовали под открытым небом. Излюбленным их местом стал лес Фонтенбло.
В 1864 году студия Глейра прекратила работу. В этот же год закончилось обучение художника в школе изящных искусств.
Творчество
Творчество мастера подразделяется на 4 основных периода:
1) Первый период — период творческих поисков и борьбы за признание (1862–1882).
2) Второй период — подражание Энгру (1883–1890).
3) Третий период — «Перламутровый» (1891–1901).
4) Четвёртый период — «Красный» (1903–1919).
Так, 60-е годы XIX века – для Огюста это время поиска своей манеры письма. Огромное влияние на него оказывает реалистичная манера Жана Гюстава Курбе.
Мечтая выставляться, в начале своей карьеры Огюст Ренуар стремится, чтобы его картины соответствовали формату Салона – официальной, организованной государством выставки. Но не найдя места в системе Салона, он понял, что идеи ведут его в другую сторону. И в конце 60-х годов художник оказался в лагере импрессионистов.
Летом 1869 г. Огюст Ренуар и Клод Моне, работая вместе, стали применять фрагментарные отрывистые мазки, наполнявшие их работы ощущением жизни и движения. Художники много экспериментируют с цветом, светом и тенью на полотнах.
В 1870 г. почти на год Ренуар был мобилизован на фронт, где, к счастью, не получил ранений. Уже на следующий год он вернулся к живописи.
В 1874 году в Париже состоялась независимая Первая выставка импрессионистов, на которой наравне с работами Моне, Писсарро, Сислея, Дега и Сезанна были выставлены картины Огюста Ренуара. Работы импрессионистов вызвали негативную реакцию критиков, но мастеру все же удалось продать 3 картины. Среди них была «Ложа», сейчас одна из самых известных картин художника.
Срез барьера ложи, напоминающий кадр фотографии, вносит в композицию элемент спонтанности. Дама держит в одной руке лорнет, который почти сливается с бархатной обивкой, а в другой - белый ажурный платок. Она смотрит на сцену, но мысли ее витают где-то далеко. Спутник ее в бинокль разглядывает публику на балконе. В картине ощущается радостное упоение художника «праздником жизни». Черный цвет, столь важный в этом произведении, Ренуар называл «королем красок». Противопоставление оттенков черного и белого -колористическая находка художника.
В течение нескольких лет работы импрессиониста подвергались жестокой критике. Он не отчаивается и продолжает творить. В эти годы Огюст предлагает новую импрессионистскую палитру цвета, известную как «Радуга». Прекрасно демонстрируют ее использование работы «Обнаженная в солнечном свете» и «Качели».
Этой картиной Ренуар закрепляет на полотне открытие: тени как таковой не существует, просто один и тот же цвет при солнечном свете приобретает иной нюанс. Утрачивая на свету интенсивность, цвет, перенесенный на поверхность холста, образует более светлые, часто даже просто белые, его участки.
В 1877 г. на 3-й выставке импрессионистов Огюст Ренуар выставляет полотно «Бал в Мулен де ля Галет». Картина стала главным выражением идей импрессионизма и новым этапом в творческой жизни художника.
На картине изображены танцы на летней площадке ресторана Мулен де ла Галлет. Лучи солнца, пробиваясь сквозь густую листву деревьев, падают частыми солнечными зайчиками на посетителей ресторана. Кружащиеся пары также освещаются яркими солнечными бликами. Это делает картину очень живой и радостной.
Мадам Шарпантье со своими детьми
Полотно несет в себе некоторый отпечаток салонной живописи, а поза женщины несколько нарочита и парадна, но живописная манера Ренуара затмевает эту искусственность позы. Не только голубой, белый и золотисто-желтый цвета наполнены у художника воздухом, но и его любимый «черный», точнее, берлинская лазурь, которой написано платье мадам Шарпантье, полное рефлексов и оттенков. Живость и непосредственность, которыми отмечены здесь детские образы, вносят в атмосферу картины настроение играющего веселья. Портрет был так благосклонно принят публикой, что на Ренуара посыпались заказы и он оказался одним из самых востребованных портретистов.
В 1881 году Ренуар посетил Италию, впервые познакомившись с работами мастеров Возрождения. Художник понял, что его картинам не хватает технического совершенства. Это понимание повлияло на его работы, что заметно по более четким линиям и мелким мазкам на полотнах.
Так как источником вдохновения для живописца тогда служили работы Жана Энгра, этот период его творчества некоторые искусствоведы называют «Энгровским».
Известные картины, написанные в это время:
Зонтики
Шумная многолюдная парижская улица. Дождь. Множество зонтиков. Оригинальная мысль: передать суету, сутолоку. Художника занимает идея запечатлеть краткий миг, сиюминутное событие. Для этого, кажется, ничего не нужно - ни выстраивать сцену, ни заботиться о действиях и взаимодействиях персонажей. Нужно лишь ухватить момент. Картина воплощает идеал устремлений двух искусств - живописи и фотографии: от первой - одухотворенность восприятия, от последней - «моментальность» (художник даже отсекает фигуры по краям, как бывает на фотоснимках).
Большие купальщицы
Это большое (118 × 171 см) полотно — единственное произведение Ренуара, изображающее обнажённую натуру в стиле реализма. Этот стиль — дань и подражание Энгру, ведущему художнику той эпохи, писавшему в стиле реализма.
На фоне удивительно красивого по цвету пейзажа изображены три молодые женщины. Их позы не статичны. Девушки дурачатся. Выходящая из воды девушка пытается обрызгать сидящих на берегу подруг. Одна из них пытается защититься от брызг, подняв ногу и руку. Нежные, прекрасно выписанные женские тела изысканы и смотрятся очень естественно. Волны воды переливаются розово-синими оттенками.
Танец в городе
К рождению картины « Танец в городе», которую Ренуар написал в 1883 году, был напрямую причастен некий Поль Дюран-Рюэль, это он заказал для себя три живописных панно, где бы были изображены танцы.
Ренуару была интересна эта тематика, он уже раньше к ней обращался, но в этот раз живописец воплотил любопытную идею – на всех трех панно была в танце одна и та же пара. Художник, будто бы играя, переносил танцующих то в Париж (картина « Танец в городе» имела и еще одно название- «Танец в Париже»), то пара переносилась в Буживаль- вторая картина называлась «Танец в Буживале», а то и вовсе в деревню (Третья картина называется «Танец в деревне»). И везде, как по мановению волшебной палочки, одни и те же люди представали перед зрителем совершенно разными.
Начало 1890-х годов было успешным для Огюста Ренуара. Состоялась его персональная выставка, музей Люксембурга приобрел его картину. В это же время художник снова несколько меняет свою живописную манеру, добавляя переливчатость цветов. Потому период его творчества с 1891 по 1903 гг. называют «перламутровым».
В это время были написаны «Весна», «Сын Жан», «Спящая женщина».
Последним периодом в творчестве Огюста стал «красный», который ознаменовался пристрастием мастера к теплым красным и розовым оттенкам. Были созданы:
«Прогулка»;
«Габриэль в красной блузе»;
«Анемоны».
Прогулка
Габриэль в красной блузе
Габриэль Ренар — француженка, ставшая важным членом семьи художника Пьера-Огюста Ренуара, бывшая няней сына художника и часто его моделью.
Анемоны
...За несколько часов до смерти 78-летний Ренуар попросил дать ему кисть, краски и идеально чистую палитру, чтобы написать собранные для него анемоны. «Кажется, я начинаю в этом что-то понимать», — сказал он.
Последние годы жизни
В 1897 г. при падении с велосипеда Огюст Ренуар сломал руку. Перелом спровоцировал ревматизм. С этого времени жизнь художника омрачилась болезнями. В 1912 г. у Ренуара случился приступ паралича. Несмотря на 2 операции, до конца дней он остался прикованным к инвалидному креслу. Но, постоянные физические страдания не отразились на настроении его картин, по-прежнему излучающих счастье и солнечный свет.
Художник работал до последних дней жизни. Будучи парализованным 78-летним стариком, Ренуар писал одним пальцем, к которому прикрепляли кисти. Не стало «живописца счастья» 3 декабря 1919 г. Работа была смыслом существования художника с детства и до кончины. Последнюю картину Ренуар закончил за несколько часов до смерти. Написанные не с натуры «Вальдшнепы», пожалуй, единственная трогательно-грустная картина великого мастера кисти.
Известный, прежде всего, как один из родоначальников импрессионизма, Огюст Ренуар за свою жизнь сменил несколько художественных направлений. Но, в каком бы стиле он не писал, магия художника в невероятной солнечности его картин, излучающих свет и счастье. Ренуар считал, что картина должна быть приятной, радостной и красивой. “В жизни достаточно неприятных вещей. Почему мы должны создавать такие же?” – писал художник.
Картины художника
Портрет актрисы Жанны Самари
«Портрет актрисы Жанны Самари» (1877) – одна из картин Ренуара, которую по праву относят к работам, где портрет наиболее отвечает стилю импрессионизма. Задумчивая загадочная улыбка, открытый взгляд, передают живой ум актрисы, ее чувственность и грацию. Ренуару нравилось бывать в доме Жанны, общаться с ней, любоваться ее красотой. Актриса также часто посещала мастерскую художника, хотя ее свободолюбивый характер допускал и пропуски назначенных с Ренуаром сеансов позирования.
Девушка с веером
Картина Ренуара «Девушка с веером» — жемчужина Государственного Эрмитажа. История этой картины уникальна. Сразу после первой выставки её приобрёл известный французский коллекционер, поклонник импрессионизма, Поль Дюран-Рюэль за 500 франков. Это были очень приличные деньги. А в 1908 году картину купил известный российский меценат Иван Морозов за 30 тысяч франков. Так «Девушка с веером» попала в Россию, где обрела постоянное место «прописки» в Государственном Эрмитаже.
Красота этого замечательного портрета несомненна. Лёгкие мазки создают необычайно прозрачный и нежный образ. Изысканная палитра насыщена всевозможными оттенками красного, розового, персикового, жёлтого, фиолетового и синего цветов. Сиреневое платье и переливающийся перламутром веер подчёркивают нежность лица молодой привлекательной девушки. Её миндалевидные карие глаза, милый приоткрытый рот и мальчишеская чёлка добавляют в образ озорства и лёгкого кокетства.
Две сестры (На террасе)
На этой картине изображена художником во всей красе весна, вступившая в свои права. Яркая палитра и чистые цвета, изобилующие на портрете — настоящий гимн молодости и счастья. Две девушки изображены на фоне цветущего парка. Их лица также напоминают распустившиеся бутоны роз. Синее платье и красная шляпка старшей девушки, а также цветы на шляпке младшей сестры, цветы в корзинке и бутоньерке добавляют образам молодых девушек сказочности.
Эта картина была приобретена Полем Дюран-Рюэлем. Он настолько был привязан к этому полотну, что никогда с ним не расставался.
На берегу моря
Моделью портрета была будущая жена художника, Алина Шариго. Она изображена сидящей в плетёном кресле, с вязанием в руках, на берегу залива в Нормандии. Приглушённая гамма картины, размытый морской пейзаж фона выбраны специально для того, чтобы показать нежность, молодость и красоту героини. Несомненно, Ренуар выразил в этом портрете огромную любовь к своей музе и спутнице жизни.
Девушки за фортепиано
Композиция картины — вертикальная. На полотне изображены две девушки у рояля. Одна музицирует, вторая — следит за нотами. Картина выполнена в нежных тонах и скорее напоминает пастель, чем масло. Эта идеалистическая картина была первой картиной художника, которая была приобретена для государственного музея в Люксембурге.
Яблоки и цветы
Ренуар славился великолепными натюрмортами. «Яблоки и цветы» — картина «перламутрового» периода творчества. Яркие сочные яблоки и нежные розы в фарфоровой вазе художник написал на фоне горячих оттенков жёлтого и красного.
Ваза и розы, действительно, сияют перламутром. Этот волшебный цвет достигался путём смешивания различных оттенков красного, жёлтого и голубого с белилами. Перетекая из одного цвета в другой, краски под кистью художника создавали настоящее сияющее волшебство.
Завтрак гребцов
«Завтрак гребцов» – эмоция, впечатление и сиюминутность в чистом виде. Ренуар обожал это: не иметь в виду ничего эдакого, никакого сюжета, никакой интриги или предыстории, никаких глубоких философских подтекстов и исторических контекстов. Группа друзей наслаждается завтраком на залитой солнечным светом террасе открытого кафе на берегу реки в нескольких километрах от Парижа. Местом написания картины стал ресторан Фурнеза, расположенный на островке, в Шату, на Сене. Это было место, где любили встречаться представители высшего общества, поэты, актёры, интеллектуалы и любители гребли. Сегодня Ресторан «Мезон Фурнез» выглядит точно так же, как во времена художника, а та терраса, на которой отдыхают герои его «Завтрака», называется «Ренуар». Терраса ресторана в его честь!
Обнажённая
Еще одно из известнейших полотен Ренуара — прекрасная «Обнаженная» (1876 год). Это произведение — гимн женской красоте, выраженной не в идеальных формах, а в свежести, здоровье и мягком обаянии молодости. Кожа «Обнаженной» словно сияет, а ее округлые упругие формы притягивают взгляд.
Лягушатник
Талант художника был целиком посвящён женщинам — своей жене, юным девочкам, натурщицам, и просто знакомым дамам. Поэтому многие картины Ренуара пронизаны любовью и теплом. Его женские портреты внесли свежую струю в живопись конца 19, начала 20 века. Оставаясь всегда в тени, мужские образы Ренуара дополняли женские, выдвигали их на передний план. В конце жизни художник сильно страдал от болезней, был прикован к инвалидному креслу, но продолжал писать. Его друг Матисс спросил его, зачем он трудится, испытывая страшные мучения. На что Ренуар ответил: «Боль, которую я испытываю, пройдёт, а красота, созданная мною — останется».
3 декабря 1919 года Пьер Огюст Ренуар скончался в Кань-сюр-Мере от воспаления лёгких в возрасте 78 лет. Похоронен в Эссуа.