Найти тему
Аркадий Малкин

Строим фундамент. Развитие ребенка - как его стимулировать и поддерживать?

Оглавление

«Будущее мира решается в детских комнатах, особенно в тех, где живут дети до трех лет», – говорят психотерапевты.

Отец двухлетнего сына сказал мне явно разочарованным: «Я играю с сыном, читаю ему, мы ходим гулять, и он не оценит этого, потому что он ничего не вспомнит». Следовательно, это всего лишь шаг от мысли, что период младенчества не имеет большого значения с точки зрения воспитания.

Совершенно наоборот. Мышление этого отца – обычное проявление родительского нарциссизма. Поскольку младенчество и детство до трехлетнего возраста являются для родителей трудными, дорогостоящими и часто утомительными, им очень хотелось бы, чтобы их дети с благодарностью вспоминали об этом огромном родительском вкладе. Но не волнуйтесь, потому что все переживания наших детей будут записаны с большой точностью в подсознании ребенка. Кроме того, есть признаки того, что продолжительность жизни до трех лет, а также пренатальный и перинатальный опыт формируют первичную когнитивную и эмоциональную матрицу в мозгу ребенка, которая определяет, как мир воспринимается и интерпретируется на протяжении всей остальной его жизни...

Вот почему я много лет повторяю, что будущее мира решается в детских комнатах, оно формируется в отношениях с родителями или опекунами, а также через косвенное участие в эмоциональных сложностях родительских отношений. Дети до трех лет приобретают необходимые и фундаментальные знания, вроде программного обеспечения, позволяющие им найти себя и выжить в той среде и семейной системе, в которой они родились. Это программное обеспечение чрезвычайно надежно именно потому, что оно не экономит на сознательном уровне. Он закодирован в подкорковых, довербальных структурах мозга, поэтому практически недоступен для рефлексии, не говоря уже о попытках исправления. Вот почему мы считаем это форматирование нашей истинной идентичностью или природой, мы считаем, что мы родились такими, что объективно является ошибкой,

Что же самое главное в воспитании в этот период?

Насыщение ребенка заботой и любовью. Беспомощному младенцу, брошенному в мир, нужно чувство защищенности почти так же, как дыхание. И источники этого чувства – забота, безусловная любовь и восторг родителей. Шкала насыщенности чувством безопасности в этот период определит, до какой степени взрослая фигура этого младенца будет способна и желает любить, страдать, сомневаться и искать, другими словами, будет ли она смело жить и воплощать в себе правильное. наблюдение, что мир принадлежит храбрым.

Правильно ли я понимаю: ребенок, который получает чувство безопасности в младенчестве не должен постоянно искать его в зрелом возрасте?

Определенно да. Практически все зависит от того, насколько защищена и поддерживается, прежде всего, мать, а также отец, и насколько они понимают, что обеспечивает безопасность ребенка. К сожалению, у большинства родителей есть проблемы с этим, поэтому их беспокойство за ребенка часто связано со страхом, а потому определенно чрезмерным. В результате вместо доверия и оптимизма детям внушается вера в то, что мир – враждебное и опасное место.

Как отличить страх, возникающий в результате реальной заботы о безопасности, такой как повесить веб-камеру над кроваткой, чтобы предотвратить так называемую смерть детской кроватки, от беспокойства, которое разрушительно для ребенка?

Обычно мы знаем, когда и насколько мы боимся. А если по каким-то причинам мы не знаем, тогда нам нужно руководствоваться здравым смыслом: осознавать, что маркетинг многих ненужных вещей основан на возбуждении страха; узнать, как дети воспитываются в культурах и традициях, которые менее страшны, чем наши; читать и слушать выдающихся нонконформистов; делать выводы из собственного опыта; спрашивать и сомневаться, открываться альтернативным системам мышления и ценностей. И ищите компанию, которая поддерживает наши сомнения и эксперименты.

Так кто?

Иные родители. Людей, которые определенно менее напуганы, чем мы. Если мы слышим от них, что мы чрезмерно перегреваем ребенка, что его не нужно загружать в спальный мешок и накрывать двумя одеялами, потому что достаточно одеяла – тогда давайте подумаем, есть ли в этом какая-то мудрость. Или когда мы слышим от них, что ребенку, который учится ходить, не нужно покрывать весь дом губкой и носить шлем, налокотники и наколенники. Ребенок учится безопасно передвигаться в этом мире, к сожалению, также через боль, поэтому мы лучше подготовим его к жизни, если дадим ему возможность научиться справляться с болью. Потому что главная задача родителей – поддержать ребенка в его инстинктивном стремлении к автономии, чтобы он как можно скорее смог стать самостоятельным существом, способным самостоятельно справляться с жизнью, даже в сложных условиях. А это требует разумной умеренности в заботе о комфорте и безопасности ребенка. Лучше всего следовать священному правилу: 50 процентов. Забота и поддержка и 50 процентов. Требования и уверенность в способностях ребенка.

Как достичь этой цели? Душевное спокойствие родителей важно?

Если в нашей заботе о ребенке присутствует сильная тревожная составляющая, мы заразим его страхом перед миром и жизнью, а также неуверенностью в своих силах. И тогда он откажется от того, чтобы стать полностью независимым человеком во всех измерениях: физическом, сенсорном, иммунном, эмоциональном, интеллектуальном и духовном.

Чтобы этого не случилось и не навредить детям, нужно воспитывать их в контакте с реальным миром, со всем богатством его возможных проявлений. Итак, помимо удовольствия, также с: жаром, холодом, голодом и болью, с отчаянием разлуки и потерь, а также с горечью смерти.

Ведь иначе у детей формируются механизмы невротического поведения?

Да. Повторим еще раз: в период от рождения до трех лет мы постоянно внедряем в детей самые важные представления о себе, о людях и о мире. Они будут достаточно реальными, если родители дадут ребенку возможность справиться с неудобствами, проблемами и угрозами жизни. Такое похвальное отношение родителей наблюдается в странах Севера, где – вероятно, из-за сурового климата – дети закаляются и становятся независимыми с раннего возраста. Поэтому я учу польских родителей, которые в детстве, вероятно, были чрезмерно защищены и испытывали облегчение, не переборщить с этой защитой, а также с асептикой и навязчивой гигиеной.

Чтобы они не боялись контакта ребенка с чем-то грязным?

Например. Маленькие дети инстинктивно вводят себе такую ​​вакцину, кладя ее в рот и облизывая все, что они могут, или поедая горшечную почву – таким образом они устанавливают соответствующую бактериальную флору в пищеварительном тракте, что также играет огромную роль в поддержании здоровья и иммунитета.

Вы призываете людей есть землю?

Это всего лишь пример. Но никакой трагедии не произойдет, если ребенок будет лизать землю или собственные пальцы, испачканные грязью, конечно, при условии, что она не отравлена ​​каким-то химическим веществом. Я с детства помню интересную сцену в этом контексте, которая происходила в кабинете доктора педиатра, известного в то время в Варшаве. Я сижу с мамой в приемной, из кабинета выходит пациентка с маленьким ребенком на руках. В дверях она прощается с доктором, который говорит: «Я забыл сослаться на то, что у вашего маленького сына частые колики». Затем он вынимает соску изо рта ребенка, трет ее где-нибудь на полу и кладет обратно в рот ребенка со словами: «Теперь все будет хорошо».

Я думаю, он преувеличил.

Я тоже был впечатлен. Но, вероятно, он хотел продемонстрировать, как дети организуют автовакцины. В то же время привить матери, а значит, и ребенку уверенность в окружающем мире. Потому что нахождение в гармонии и симбиозе с окружающим миром является основным условием для здоровья и счастья человека, а также способности справляться со многими трудными проблемами, с которыми жизнь и мир неизбежно столкнутся с нами. К сожалению, большинство родителей не согласны с этим правилом.

Это можно сделать так: мама идет на детскую площадку с трехлетним ребенком. В памяти своего детства у нее записаны дельные советы и предупреждения родителей, которые, как она считает, спасли ей жизнь, хотя на самом деле они были проклятиями, потратившими впустую часть ее жизни: «Не беги, или ты упадешь и поранишься!», «Будь осторожен, ты испачкаешься и т. д. Моя мама не осознает, а, возможно, даже не помнит этого, что это облако угроз, которым она была окружена в детстве, имеет было записано в ее мозгу в форме обобщенного убеждения: «Если следовать вашим естественным моим потребностям, я уйду от моей мамы / папы, опасный мир причинит мне боль, поэтому мои естественные потребности в движении и игре, а также мое огромное стремление к автономии неуместно и опасно – поэтому я опасен для себя». Легко представить.

Что делать, чтобы этого не произошло?

Научитесь критиковать и игнорировать свои страхи, чтобы они не определяли наше поведение и выбор. Благодаря этому мы сможем позволить ребенку делать то, что нам не разрешалось. Это необходимо, если мы хотим, чтобы у него было больше самоуверенности и уверенности в себе, чем у нас.

Необходимо, но непросто.

Да. Потому что как сказать ребенку, что он – самое важное существо в мире, хотя он ничего не знает, ничего не добился, делает пеленки, рвет, не дает ему спать по ночам и о нем нужно постоянно заботиться? Как безоговорочно принимать, любить и восхищаться кем-то таким? Однако помните, что важнее всего невербальное сообщение. Если он включает в себя спокойный, сосредоточенный и целеустремленный способ движения, нежное и теплое прикосновение, мягкий и расслабленный тон голоса, спокойный сердечный ритм, расслабленное тело, любовь, радость и восторг в глазах, отсутствие спешки и давления, и готовность уделять малышу много времени, насыщенного вниманием – этот ребенок на всю оставшуюся жизнь будет знать, что, несмотря на трудные обстоятельства, он – кто-то важный, заслуживающий уважения, признания, внимания и любви.

Это основы, на которых ребенок может построить дальнейшую жизнь?

Да. Мы уже говорили о двух столпах: безопасность и чувство собственного достоинства. Есть еще третий очень важный столп – уважение к границам тела, жилому пространству и интимной зоне ребенка. У ребенка до трех лет нет возможности протестовать, когда мы нарушаем границы его тела. И все же на этом этапе жизни взрослые постоянно контактируют с ребенком через его тело: они кормят, моют, лелеют, поднимают, одевают, одевают, раздевают и т. Д. Некоторые из этих занятий – в зависимости от душевного состояния и эмоций родителей – делаются в спешке, под давлением, даже в гневе, не обращая внимания на сопротивление и плач ребенка, и, таким образом, опасно граничат с насилием. Особенно заставляя есть, торопливо одеваясь и раздеваясь, а также все процедуры ухода, гигиены и диагностики часто нарушают границы ребенка и учат в будущем поддаваться насилию или отвращению и страху более тесного контакта с другими людьми. Так что к ребенку нельзя относиться как к объекту! Также не допускается отрицательно оценивать какие-либо признаки интереса ребенка к собственному телу. Это очень важное направление его развития. Прикасаясь к себе и проверяя, как тело функционирует и реагирует, ребенок постепенно делает это тело своим, узнает его и подружится с ним, и это во многом зависит от того, будет ли отношение будущего взрослого к своему собственному телу положительным или враждебный. Излишне говорить, насколько это важно для качества жизни в целом. Так что к ребенку нельзя относиться как к объекту! Также не допускается отрицательно оценивать какие-либо признаки интереса ребенка к собственному телу. Это очень важное направление его развития. Прикасаясь к себе и проверяя, как тело функционирует и реагирует, ребенок постепенно делает это тело своим, узнает его и подружится с ним, и это во многом зависит от того, будет ли отношение будущего взрослого к своему собственному телу положительным или враждебный. Излишне говорить, насколько это важно для качества жизни в целом. Так что к ребенку нельзя относиться как к объекту! Также не допускается отрицательно оценивать какие-либо признаки интереса ребенка к собственному телу. Это очень важное направление его развития. Прикасаясь к себе и проверяя, как тело функционирует и реагирует, ребенок постепенно делает это тело своим, узнает его и подружится с ним, и это во многом зависит от того, будет ли отношение будущего взрослого к своему собственному телу положительным или враждебный. Излишне говорить, насколько это важно для качества жизни в целом. И от этого во многом зависит, будет ли отношение будущего взрослого к собственному телу положительным или враждебным. Излишне говорить, насколько это важно для качества жизни в целом. и от этого во многом зависит, будет ли отношение будущего взрослого к собственному телу положительным или враждебным. Излишне говорить, насколько это важно для качества жизни в целом.

Раньше считалось, что новорожденный ребенок не чувствует боли, поэтому его можно лечить без анестезии.

У меня сложилось впечатление, что этот подход все еще сохраняется кое-где. Это проявляется, например, в том, что ребенок вынужден преждевременно управлять сфинктерами и сидеть на горшке, морить ребенка голодом при кормлении часами, оставлять его одного в темной комнате и не реагировать на плач, потому что, если он будет плакать, он будет хорошо спать и т. д. К счастью, психология детской школы давно отвергла и заклеймила эту образовательную традицию, известную как прусская школа, которая привела к воспитанию нескольких поколений разочарованных, униженных и низкоуважаемых людей. Их подавленная, кумулятивная агрессия и необходимость компенсации возвышением создали психологическую основу безумия Второй мировой войны. Так что хорошо помнить что только дети, к которым относятся с уважением и любовью, во взрослой жизни автоматически смогут относиться к другим с уважением и любовью. Так решается судьба мира в детских кроватях и комнатах.

Маленький ребенок пробуждает нежность. Их хотят целовать даже незнакомцы, часто в губы. Довольно легкомысленное нарушение его границ, не правда ли?

Правильно. Игра с ребенком, его сильные объятия нарушают его чувство защищенности и самостоятельности. Давайте разберемся с нашими собственными эмоциональными потребностями в нашей боли между взрослыми, а не между нами и детьми. Причем этот принцип должен действовать на протяжении всего периода воспитания. Обнимать ребенка мама и папа, конечно, очень важно, но мы должны быть внимательны к сигналам, которые ребенок посылает, поворачивая голову, напрягаясь, отталкиваясь или плача. Если мы этого не замечаем или игнорируем и, например, привлекаем к себе ребенка против его воли и воли, мы внедряем в его психику склонность поддаваться насилию со стороны других людей.

Может быть, пересечение границ в этой области происходит из-за неправильно истолкованной практики близости?

Близость да, но никогда не силой. Выражая любовь к ребенку, нужно проявлять умеренность, проявлять чуткость к посылаемым им сигналам, к его ритму контакта и отстранения. Осведомленность родителей о границах ребенка определяет, сможет ли ребенок прислушаться к своему телу и понять, что они значат во взрослой жизни..?