Найти тему
Сурово о финансах

Почему Лопахин, вырубая часть Вишневого сада, прав

Нам всем в школе внушали и внушают, что Любовь Раневская, Гаев и вся гоп-компания суть положительные герои, а вот Лопахин – чёртов предприниматель, живущий жаждой наживы. И всё это – ложь и ахинея.

Давайте вспомним, о чём пиеса. Раневскую привозят на Родину из какого-то парижского притона, где она влачила самое жалкое существование. Леонид Гаев, её брат, явно психически нездоров – несёт чушь то терминами из бильярдной игры, то пафосно разговаривая со шкафом. Да и Раневская видит призраков (мамы, например). Остальные чада и домочадцы – жалкая кучка ни на что не годящихся субъектов. Сад погибает, секрет заготовки вишни, которая приносила деньги на содержание поместья, утерян. Саду суждено погибнуть. Целиком и полностью. Соседский помещик Симеонов-Пищик живёт в долг и надеется только на чудо (белую глину нашли – вот и источник дохода) и в этом же убеждает Раневскую.

Но все дико вздыхают по Вишневому саду, произнося выспренние монологи, впрочем, ни на что не влияющие. Да, им жаль сад, но они палец о палец не ударяют, чтобы спасти его.

И только предприниматель Ермолай Лопахин предлагает реальный выход – вырубить часть сада, сделать дачи, сдаваемые в аренду, рефинансировать полученные средства в спасение остального сада.

Но его все обливают ненавистью и презрением. Тем не менее, он выкупает у Раневской сад за сумму, гораздо бОльшую, чем ей дали бы на аукционе.

Обрадованная семейка паразитов сваливает, забыв в заколоченном доме Фирса – прожигать свалившиеся деньги. Лопахин приступает к воплощению плана. И стучащие в финале пиесы топоры – это звук будущего, которое возможно только в варианте Лопахина. У Раневской с компанией вообще никакого будущего нет и Вишневый сад, оставшись в их руках, сгнил бы и погиб.

И помните – Чехов писал не ТРАГЕДИЮ, он написал КОМЕДИЮ, но ещё со времён Станиславского принято ставить «Вишневый сад» именно как трагедию российского дворянства, почему-то назначая в главзлодеи Лопахина – единственного, кто сделал реальный шаг, спасший сад.

Константин Барановский