Гимназия, в которой я работаю, специализируется на учениках, которым интересны науки естественно- научного цикла и информационные технологии. К тому же предполагается, что наши выпускники пойдут учиться на инженеров, а значит, им придётся работать над большими проектами в группе.
Поэтому проекты - это нормальная часть нашей школьной жизни, способ учёбы и обучения.
У нас есть предметы, которые специализируются на групповой работе над проектами - это технология(teknologi) и техника(teknik).
Несмотря на похожие названия, это разные предметы.
Технология преподается с первого курса, обязательна для всех учеников на уровне В(два года обучения), кто хочет, может выбрать её на уровне А - еще один год.
Согласно определению, технология "изучает взаимосвязь между технологическими решениями и проблемами общества в национальной и глобальной перспективе" - вот так, ни больше, ни меньше. То есть я бы перевела название этого предмета как "проектная деятельность".
В конце обучения ученики должны сделать большой проект на заданную тему, например:
Тема: Погода и погодные условия.
Четыре направления:
- Культивирование овощей, фруктов, зерновых
- Защита от природных катаклизмов
- Детские площадки для различной погоды
- Эффективное использование природных ресурсов.
Учащиеся должны придумать и изготовить продукт (или действующую модель продукта, прототип), который может решить одну из этих проблем.
Для вдохновения ученики получают много картинок на заданную тему, например, такую Warka Water Tower - башня для извлечения чистой воды из атмосферы.
Работают ученики над проектом строго в группе до 4 человек, и на экзамен идут тоже в группе. Проект рассчитан на 3 месяца, в расписании примерно 4 часа в неделю.
На экзамене оценивается не только результат, но и процесс - умение организовать свою работу, взаимодействие в группе, критическая оценка своего продукта и еще много всего.
Техника - предмет, на котором учащиеся изучают технологию изготовления конкретных продуктов. Казалось бы, то же самое, но нет. Просто по-русски слово "технология" больше соответствует тому, что ученики делают на предмете "техника".
Это обязательный предмет на уровне А, для всех наших учеников, но проходят его только на 3 курсе. На предмет отводится 8 часов в неделю, то есть практически один день в неделю плюс целая неделя в конце обучения, когда ученики изготовляют свой продукт физически.
В нашей школе предлагаются следующие направления этого предмета:
1. Строительство.
Ученики должны разработать какое-нибудь здание, причем не просто архитектуру, а именно технологию строительства- какие материалы будут применять, как изолировать, чем покрывать крышу, сколько все это будут стоить, будет ли дом энергосберегающим. Нужно соблюсти все требования к строительству, используя реальные ГОСТы, или не знаю, как они в Дании называются.
В конце обучения они строят часть стены дома с крышей в реальную величину:
Возле школы строится палатка, где ученики бодро орудуют мастерками, молотками, пилами и что им там нужно.
2. Еда и здоровье
В этом направлении ученики разрабатывают какой-нибудь съедобный продукт, например, йогурт, хлеб, пиво, причем он должен быть полезен для здоровья. Для этого предмета в школе есть хорошая кухня-лаборатория.
Обычно ученики устраивают тестовые пробы своего продукта, когда их продукт можно попробовать и оценить.
3. Дизайн ИТ
Разрабатывают приложения, что-то программируют, но это не программирование, так как нужно провести тест приложения на его полезность.
4. Электроника
Создают какие-то приборы, например, датчики влажности, тепла и тому подобное.
Ученики пишут огромные проектные работы о своих продуктах - иногда больше 100 страниц! В конце обучения они должны сдать экзамен - иногда групповой, иногда индивидуальный (например, ты начал работу в группе, но твои товарищи не вынесли суровой школьной жизни и сбежали из школы, а новый проект начинать поздно, приходится доделывать самому - но такое бывает редко)
Вы, наверное, уже поняли, что преподавать такие предметы очень трудно, ведь никогда не знаешь, что придёт в голову ученикам, какую странную идею они решат претворить в жизнь. Так что учителями этих предметов работают инженеры, и только те, у которых был реальный опыт работы не в школе.
Материалы для проектов оплачивает школа - в разумных пределах, конечно.
Вот такие у нас в школе предметы, главная цель которых - научиться делать настоящий проект. По сравнению с этими проекты на других предметах - просто детский лепет.
О них я расскажу в другой раз!
А здесь -рассказ про индивидуальный проект-экзамен, который каждый ученик сдает в конце третьего года обучения.
Как вам кажется, хорошо, что есть такие предметы?