Тяга студентов к совместной жизни может быть именно тем инсайтом, который нам нужен для решения трудных проблем дистанционного обучения, - говорит Карло Ратти.
Автор Карло Ратти
Недавно я заглянул в будущее университета там, где меньше всего ожидал его найти: небольшой дом в Мидлтауне, на побережье Род-Айленда, вдали от стен кампуса. Именно здесь четверо студентов Гарвардского колледжа воспользовались ценами на аренду в межсезонье и поселились на семестр. Они приехали со всей страны и изучают все, от физики до древней истории - в основном с помощью Zoom.
Эта обустройство, получившее название «коллаборация», стало популярным среди некоторых студентов, которые больше не могут жить в кампусе во время пандемии Covid-19. После семестра обучения в этих импровизированных миниатюрных кампусах мы можем начать представлять себе контуры более широкого и многообещающего будущего высшего образования.
Расцвет коллаборации, которую иногда приписывают звездам TikTok в Лос-Анджелесе, на самом деле является побочным продуктом древней непреходящей истины: люди учатся и делятся друг с другом более глубоко, когда они находятся в непосредственной близости друг от друга.
Дома-коллаборации зародились в мировой истории: буддийские и христианские монастыри на противоположных сторонах планеты создали похожие сообщества ученых. Первые средневековые колледжи, такие как Оксбридж и Павия, расширили эту модель. Сегодня коллаборация возвращает нас к нашим историческим корням.
Тяга студентов к совместному проживанию может быть именно тем инсайтом, который нам нужен для решения трудных проблем дистанционного обучения. Массовые открытые онлайн-классы, или Moocs, появились несколько лет назад с большим успехом. Бесплатные онлайн-модули от EdX, Coursera, Udacity и Khan Academy должны были сделать обучение доступным, как никогда раньше, возможно, вплоть до ликвидации университета в том виде, в каком мы его знаем.
Однако технологии не смогли нанести смертельный удар университетам. Провайдеры изо всех сил пытались найти свою опору, в конце концов обнаружив, что возможности для взаимодействия и сотрудничества являются ключом к удержанию и успеху. В майском интервью Анант Агарвал, мой коллега из Массачусетского технологического института и генеральный директор EdX, просто заявил, что «активное обучение работает; социальное обучение работает».
Комбинируя технологию Mooc с дискретным блоком совместной работы, мы получаем ингредиенты для кампуса завтрашнего дня. Университеты с их естественными монополиями становятся все более недоступными - стоимость частного обучения в США в 2010-х годах резко выросла почти на 25 процентов . «Сетевые кампусы» могут произвести революцию.
В США мы могли бы расширить образ жизни в кампусе для многих студентов, у которых никогда не было возможности себе это позволить - даже до пандемии. В развивающемся мире сетевой кампус может стать благом для бесчисленных миллионов. Студенты могут наслаждаться университетской жизнью, не создавая утечки мозгов в свои страны, в то время как те, кто действительно хочет видеть мир больше, могут перемещаться между разными местами, не мешая своему онлайн-обучению.
Не верите во взаимообучение? Тогда вам стоит заглянуть во французскую École 42 , парижскую школу программирования, основанную дальновидным инвестором в технологии Ксавье Ниль, в которой нет учителей и полностью полагаются на то, чему ученики могут научить друг друга.
С небольшими изменениями в этой модели старшие студенты могли бы действовать как постоянные помощники преподавателей, а общение со старшими исследователями и профессорами могло бы обогатить межпоколенческие и междисциплинарные взаимодействия. Я убежден, что объединенный в сеть кампус может помочь нам разрушить монополию традиционных университетов. Видение могло быть таким: 90% образования, отвечающего требованиям Лиги плюща, за 10% стоимости.
По общему признанию, последние 10 процентов уравнения качества может быть труднее заполнить. Студентам будет нелегко использовать крупномасштабные объекты или участвовать в научных исследованиях (хотя ресурсы, такие как сети 3D-принтеров FabLabs, имеют демократизирующий эффект).
Еще одна проблема связана с «академиками-суперзвездами», в результате чего Moocs может естественным образом сконцентрировать власть нескольких профессоров - угроза для местных колледжей и других небольших учреждений.
Наконец, мы должны помнить, что доступность не гарантирует равный доступ, и мы не можем забыть помощь в обучении и другую поддержку, требующую интенсивного использования персонала, который в настоящее время страдает от широкомасштабных сокращений.
На такие вопросы можно ответить только экспериментально - точно так же, как эксперименты тысяч жителей коллабораций вдохновляют нас сегодня. Четверо студентов Гарварда в Род-Айленде провели семестр в грязном процессе проб и ошибок, сталкиваясь с проблемами - например, при заключении контрактов на мытье посуды - которые редко возникают в строго управляемых общежитиях.
С помощью аналогичного подхода мы смогли найти правильный баланс между охватом цифрового обучения и богатством физической близости. В этот момент мы могли бы трансформировать последних динозавров, которые до сих пор избежали подрыва оцифровкой, которую они помогли создать - университеты.