20 лет назад, в 2001 году Сергей Дарькин избран губернатором Приморского края. Тогда он стал самым молодым главой региона - в 37 лет. Сегодня Дарькин - инвестор, бизнесмен, эксперт, который не любит давать интервью. Нам удалось встретиться с Сергеем Дарькиным и поговорить о давно забытых проблемах Дальнего Востока, современных вызовах XXI века, его мечтах, тревогах, планах на следующую десятилетку и, конечно, о семье.
Ниже - самые яркие выдержки из нашей беседы, полное интервью - в видеоверсии 18 марта на портале TVOIDV.RU, нашем ютуб-канале и в социальных сетях “Твой Дальний Восток”.
ВЛАДИВОСТОК - ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ
Еще долгие годы российский Дальний Восток будет очень привлекателен для инвесторов. Это только начало всех инвестиций нового, XXI века. Связано это, в первую очередь, с уникальным геополитическим положением. Это форпост России на Дальнем Востоке. И конечно, это позволяет строить определенные бизнес-проекты, которые нельзя сделать в других точках нашей страны или мира. А во-вторых, испокон веков, исторически много бизнесов возникало на границе моря и суши. А это как раз весь Дальний Восток. Кроме того, Владивосток - наиболее близкая точка к экономическим и финансовым центрам XXI века – Китаю, Японии, Корее. В двухчасовой доступности [лётной - прим.ред.] проживает 400 млн человек. Это позволяет думать о том, что те проекты, которые начинаются на Дальнем Востоке, будут иметь успех.
Мне там абсолютно все понятно, я чувствую, что происходит. И мы можем эффективно вкладывать деньги в Дальний Восток. А Владивосток – это номер один. Если будет развиваться город Владивосток, то и весь Дальний Восток нашей страны будет достаточно эффективно и конкурентно развиваться. Это аксиома. И то, что не работает в средней полосе России, работает на Дальнем Востоке. В этом есть интерес, и мой опыт работы говорит, что мы правы. А новые вызовы, которые стоят – это в первую очередь, увеличение финансовой роли, так называемых, “азиатских тигров”. Дедолларизация экономик, развитие IT-технологии, которые уменьшают расстояния или вообще их убирают. И сегодня именно Владивосток – краеугольный камень Дальнего Востока. Современному управляющему и государственному и негосударственному думать, как встраиваться в эти новые вызовы и ориентироваться.
О ВОПЛОЩЕНИИ ПРИМОРСКОЙ МЕЧТЫ
Мне повезло жить в то время и работать губернатором. Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин сделал огромный проект по развитию Дальнего Востока. Подготовил город Владивосток к Саммиту АТЭС. Мы все сделали уникальный проект, и мне приятно, что я в этом участвовал. Мосты стали символом развития Дальнего Востока. И, конечно, это положительный пример работы государства и бизнеса. Я хочу напомнить что было сделано. Не только три моста. В это время был решен ряд глобальных вопросов, для Владивостока и Приморского края. В первую очередь, полная ликвидация проблемы с нехваткой питьевой воды. Испокон веков, 150 лет, во Владивостоке не было воды. Все помнят, когда мы ходили в детстве с ведрами в подвалы и набирали воду. Что мы сделали? Построили “Пушкинскую депрессию”. Был построен третий водовод, который полностью закольцевал город. Построили Штыковский водозабор, провели модернизацию очистительных сооружений. Это позволило полностью ликвидировать проблему с водой в городе Владивостоке. Это первое.
Вторая огромная задача, которая была решена, это очистные сооружения. Которые были построены, чтобы все очистные стоки полностью перерабатывались Как я знаю, сегодня они, к сожалению, используются на 50%. Но это уже дело местной власти. и Они должны были их ввести и доработать. И еще одна задача, очень экологически важная: строительство мусороперерабатывающего завода для 600- тысячного города. Сегодня завод полностью перерабатывает весь мусор. Я уже не говорю о ликвидации полигона ТБО, который всегда горел. Сейчас там шикарное красивое место, знаменитый стеклянный пляж. И таких задач было решено очень много. И путепровод, и третий мост, который дал развитие Надеждинскому району, Уссурийску. Это очень важные тренды, которые были сделаны для развития Владивостока.
А ЛЮДЯМ ЧТО?
У нас в стране еще очень сильна зависимость, надежда людей на бесплатную государственную помощь, что нам государство все должно. Согласился - должно. Но не всё. Знаете, как в анекдоте – чтобы выиграть в лотерею, надо купить лотерейный билет. К примеру, Свободный порт Владивосток, компания которая строит жилье, например или заводы какие-то. У них налогооблагаемая база - ноль. И льготная ставка по социальным налогам. То есть предприниматель работает в рынке, и себестоимость продукции для него получается такая же, как к примеру у компании которая работает не в Свободном порту. Но расходы у него уменьшаются. И у него есть возможность, в первую очередь, увеличить зарплату своим работникам. Вот элементарная помощь закона о Свободном порте. Обывателю может быть это не видно. Государство не может дать каждому человеку по 50 тысяч рублей каждый месяц. Не получается пока.
О СЕВМОРПУТИ И СИЛЕ СИБИРСКИХ РЕК
Мы готовим один очень интересный проект, связанный не только с Севморпутем, но и с использованием наших великих сибирских рек. Они позволят сделать транспортно-логистическую матрицу, и не только связать всю нашу страну, но и “привязать” наших торговых партнеров для ускорения логистики товаров из Юго-Восточной Азии в Европу. Но это связано с использованием новых или может быть хорошо забытых старых технологий. Это лихтерные системы, которые использовались в СССР и, к сожалению, были забыты. Это барже-буксирные составы, использование которых необходимо для связывания проектов «река-море». Очень много проектов начинают развиваться в местах, где нет традиционных дорог, и необходимо использовать альтернативные виды транспорта и логистические пути, такие как реки и Севморпуть. Мы рассматриваем возможность строительства небольшой, но специализированной верфи для таких судов. В том числе, для рыболовного флота на Дальнем Востоке. Думаю, этот проект имеет существенную перспективу.
О ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
Я никакой не политик. Я не люблю политику. И когда я работал губернатором, между нами говоря, мне это было в тягость. Так получилось в жизни, что мне пришлось заниматься политикой. Как я ей занимался - это уже не мне судить. Но это не мое, прямо сказать. Мне нравится заниматься экономикой, быть хозяйственником, строить, получать конкретные результаты и за них отвечать. Это мое жизненное кредо. Ну а что у нас получилось или не получилось, судить уже жителям Приморского края.
О РЫБЕ, СНИЖЕНИИ ЦЕН И МАЛЕНЬКОМ ЩЕЛЧКЕ ПО НОСУ
Мы [Находкинская база активного морского рыболовства - прим.ред.] запускаем большой холодильник на 12 тысяч тонн для хранения свежей рыбопродукции в марте в Находке и планируем дальнейшее строительство береговых заводов. Сегодня мы полностью переориентируем наши поставки переработанной рыбной продукции, рыбное филе идет на отгрузку из Находки напрямую в Европу по железной дороге через Санкт-Петербург, минуя порты Далянь и Пусан, как это было традиционно. Сделали им “маленький щелчок по носу” из-за того что они закрыли приемку нашей рыбы. Самый биологически ценный белок XXI века может им не достаться. Может потому, что Китай еще не распробовал вкус морской рыбы. Но в следующие 10 лет это может быть, мягко говоря, их просчет. Потому что это высокоценный биологический протеин, самый лучший что есть в мире, он уйдет в другое место. В первую очередь, к нам в Россию, а то что мы не потребляем – в высокоразвитые страны мир - Европа, США. Очень важно сколько эта рыба будет стоить для конечного потребителя. Наша компания и наш фонд, мы делаем большой проект связанный с уменьшением количества посредников в цепочке от производителя до магазинов. Мы его в ближайшее время будем презентовать. С нашей точки зрения, это позволит, уменьшить стоимость рыбы до 30%. Я считаю что это наш вклад не только в экономику региона, но и отношение к жителям Приморского края и ко всем жителям Дальнего Востока.
Справочно: ПАО «Находкинская База активного морского рыболовства» - крупнейшее рыбодобывающее предприятие России, ведущее круглогодичный промысел в экологически чистых морях Тихого Океана, в районе Курильских островов и Восточного побережья Японии.
Холодильный склад ПАО “НБАМР” расположен в г. Находка Приморского края.
- Проектная мощность – 12 000,00 тонн хранения рыбы и морепродуктов.
- Объём инвестиций в объект – 300,00 млн. рублей.
- Начало строительства – март 2020 года.
- Планируемый ввод в эксплуатацию – март 2021 года.
О СЕМЬЕ
«Не соскучишься» – это про нас обоих, это относится и к Ларисе Дмитриевне [Лариса Белоброва - супруга С. М. Дарькина - прим.ред.] . Поэтому мы друг друга абсолютно понимаем, и мне кажется, что у нас в семье всё нормально. Анна, моя старшая дочь работает вместе со мной, является моей правой рукой, занимается многими проектами, ведет ежедневную работу, и мне очень приятно, что ей это нравится. Отношения в семье - они учат детей. И в первую очередь, конечно, это порядочность, доброта и открытость. Вот три вещи, которые мы прививаем своим детям, и которые позволяют любому человеку достаточно комфортно существовать на этой земле. К сожалению, очень долгие годы на первом месте у меня была работа. Сейчас у меня появилось немного больше времени, я пытаюсь перестроиться. Но, честно говоря, плохо удается. Хотя сейчас я даже отключаю на ночь телефон! Раньше никогда это себе не мог позволить. Мы любим заниматься спортом, это обязательное условие. Я люблю охоту и рыбалку, все про это знают, люблю встречи с друзьями, у меня их много, мне очень приятно. К сожалению, со временем их больше не становится.
О ПЕРСПЕКТИВАХ
Я благодарен руководству нашей страны за программы по развитию Дальнего Востока. Особенно хочу подчеркнуть роль полпреда Юрия Петровича Трутнева за его развитие по ряду институциональных особенностей развития территорий: закон о свободном порте [Свободный порт Владивосток - прим.ред.], ТОРы, которые действительно дали мощный импульс для развития экономики. Это действительно реальные преференции, которые получил бизнес на территории Дальнего Востока. Таких законодательных инициатив, которые были проведены в последнее время, не было никогда, наверное со времен царя Николая Второго. Надо работать дальше. Создан серьезный фундамент для развития Дальнего Востока и будущего. Главное его не терять.