Лариса Назарова – автор книг для детей. Она сочинила стихотворные строки в три года и не закончила на этом. Школьницей Лариса удостоилась получения стипендии главы родного района за особые успехи в поэзии, а будучи преподавателем университета, получала стипендию губернатора области как молодой талантливый автор. В 2019 году произведение «Мой маленький папа» заняло на VII международном литературном конкурсе произведений для детей и юношества «Корнейчуковская премия» I место.
Есть такой стереотип, что писать для детей проще, чем для взрослых, что детские писатели – сказочники и весельчаки. Есть ли, на ваш взгляд, разница между детским писателем и автором, пишущим для взрослых?
Детский автор – не значит игрушечный или ненастоящий. Просто он пишет для другой аудитории. И если подумать, то она, эта аудитория, более широка, чем взрослая. Потому что во взрослом возрасте нам больше интересны книги, касающиеся того, какими мы стали. Это могут быть книги по какой-то профессии или о том, что интересует нас именно сейчас. А это уже более узкое направление. А детям важно общее развитие, разностороннее, широкое. Им нужно познать этот мир целиком, узнать обо всём. И, например, если вы написали книгу о медицине для взрослых, то, скорее всего, она будет интересна медикам больше, чем, скажем, буровикам или электрикам. А книга о медицине, написанная для детей, заинтересует каждого ребёнка. Потому что ему нужны эти знания, потому что он воспринимает их как нечто очень важное для себя. С вашей помощью он узнаёт о том, что ему неведомо, но интересно.
Чем ваши книги похожи и чем отличаются от книг других современных детских авторов?
Мы все – современники своего читателя. И это здорово! Что это такое? Мы пишем понятным читателям языком, тексты соответствуют ритму нашего времени. Это своего рода призма, через которую мы видим сегодняшний мир. Это точка преломления. И очень важно, что она есть, даже если это тексты, скажем, о природе или о добре. То есть те, которые востребованы будут во все времена. Если говорить обо мне, то я стараюсь писать о том, что люблю и что знаю. Я испытываю тёплые чувства к живому миру вокруг нас: к растениям и животным, и показываю это так, как чувствую. Наверное, то, как я отражаюсь в тексте – это и есть то заметное, что отличает меня от других авторов.
Какие мероприятия с детьми вы проводите, на каких площадках встречаетесь? Расскажите, как проходят ваши занятия?
Чаще всего это такие площадки как библиотеки и литературные клубы. Я люблю, когда это не просто презентация книги, а ещё и занятие. То есть в процессе обсуждения мы играем, раскрашиваем, работаем пластиковым инструментом, делаем поделки. Так мы с детьми больше можем узнать именно друг друга, а не только текст. Особая форма работы – это выступления в детских садах. Например, полтора года назад я участвовала в Первом фестивале детских поэтов и писателей Подмосковья. Тогда нам с коллегами удалось провести целую викторину для ребят – о том, чем славится тот или иной город. Например, Павлов Посад, Гусь-Хрустальный, деревня Жостово. Сочетание такого рода работы совместно с рассказом о книге создаёт ощущение причастности к культуре всей страны. А также мне нравится и другой формат встреч, когда, опираясь на текст, мы начинаем поднимать новые, более широкие темы. Например, говоря о книге «Ехало лето», переходим к правилам дорожного движения. Как педагог я знаю, что бывает важно начать с чего-то заинтересовывающего, подготовить ребят к восприятию последующей, серьёзной информации. И радуюсь, когда таким моментом могут быть строки из моей книги.
Вы так интересно рассказываете, даже мне захотелось побывать на ваших встречах! Столько интересного можно узнать! А какие темы больше всего интересуют современных детей?
В эти выходные я была членом жюри на конкурсе юных поэтов в историко-литературном музее заповеднике Пушкина. Там выступали со своими сочинениями школьники. По их текстам и по личному общению могу сказать, что их интересует и жизнь района, и вопросы экологии, и познание себя. Отмечу, что лет десять-пятнадцать назад больше приезжали со стихами о несправедливости и о любви. Сейчас темы стали более разнообразными, но не менее пропущенными через личное восприятие.
Участие в конкурсах всегда непростая задача для конкурсантов. Кто сегодня поддерживает детей больше – школа, библиотеки, родители? Ведь конкурс – это оформление документов, подготовка работ, на него ещё и приехать надо.
На мой взгляд, сейчас родители стали больше интересоваться жизнью детей, в том числе творческой. Если раньше ребят привозили группами учителя, то сейчас половина приехала с родителями. И это не мешает самовыражению юных поэтов, не приводит к стеснительности, а, напротив, дарит уверенность, даёт ощущение поддержки. Это говорит о доверии.
Лариса вы много занимаетесь благотворительностью, почему?
Мне нравится помогать. Возможно, поэтому и стала педагогом. У меня дома целая стопка благодарственных писем от различных организаций – за помощь в пополнении библиотечных фондов. Мне также приятно участвовать в конкурсах, организованных благотворительными фондами, потому что в этом случае ты можешь помочь ещё словом, которое важно в настоящий момент – сборники по итогам таких конкурсов преимущественно тематические. Сейчас я веду несколько рубрик в литературно-познавательном журнале для воспитанников детских домов и интернатов. Это также работа по подбору и раскрытию того материала, который важен именно сейчас и именно этим детям. И жёсткие требования к подаче материала. Я думаю, что, если мы, писатели, можем кому-то помочь своим трудом, то нужно делать это. И наполненные новыми, добрыми смыслами глаза детей – это показатель того, что ты трудишься на благо.
Благодарю вас за интервью! До встречи 22 марта в 12.30 на Неделе детской книги от проекта «Библиотекам в дар» имени Олега Жданова.
Расписание выступлений авторов 22 марта 2021
11:00 встреча с Мариной Тараненко
12:30 встреча с Ларисой Назаровой
13:20 встреча с Татьяной Меньщиковой
Подключиться к конференциям Zoom https://us02web.zoom.us/j/4221853939?pwd=RjVFWFRFa1R6V29hMEpuRk8vbU1Qdz09 Идентификатор конференции: 422 185 3939 Код доступа: 220321
Проект реализован при поддержке Союза детских и юношеских писателей России