Найдите время для работы — это цена успеха.
Приходит тут как-то ко мне вполне позитивный такой заказчик, любезностями обменялись, побеседовали.
Слово за слово, мне говорит прайс надо на сайт загрузить. И прайс этот не простой, а от поставщика заморского, товарной номенклатуры дивной полон да опциями красными щедро одарен.
Надо так надо!
ЯЖПрограммист, несите — загрузим.
Прелюдия
Имеем следующие вводные:
Сайт у клиента на Bitrix, с использованием так называемого готового решения. Решение установлено некоторое время назад успешно позабытым уже девелопером и еще не наполнялось контентом и товарами.
Готовое решение — это когда, как гласит реклама, интернет-магазин можно в считанные условные единицы времени развернуть с нуля и все должно завертеться никогда не завестись прямо из коробки запитьминут.
Прайс, по заверению заказчика, поставщик любезно выгрузил со своего сайта и предоставил клиенту как есть. Бери не хочу!
На этой серьезной ноте...
Продолжаем разговор
Проверяю почту на предмет получения интересующего файла. Вот и письмо от заказчика.. Внутри вижу две «эксельки».
Только сегодня, две туалетных бумаги по цене одного унитаза.
ЯЖЕЛЯП первый
В первом файле — собственно, товарная база, стопицот характеристик в каждой строке и, на мое удивление, полное отсутствие вменяемой структуры разделов для привязки.
Структура разделов, это когда в каталоге товаров на сайте все товары должны размещаться в подходящих по смыслу папках (подразделах). Нужно это для того чтобы была иерархия для удобства навигации. Например такая:
Каталог > Обувь > Зимняя > Валенки
А клиент тем временем просит чтобы каталог как у поставщика по структуре был, и чтобы фильтры разные из характеристик вышли чудным образом.
Второй файл — картинки.
Что...? Картинки отдельно? Серьезно?
Я в общем-то хорошо отношусь к картинкам, с ними книжки веселее читать... И нам ведь фотографии нужны для товаров, и не простые, а множественные, во всех ракурсах, так сказать.
Множественное фото (мульти-фото) это когда в карточке товара интернет-магазина отображается сразу множество фотографий. Например, показан товар в разных ракурсах, различном цветовом или размерном исполнении. Как правило, одновременно выводится одна большая и дополнительные маленькие — «превью». Нажатие на «превью» позволяет просмотреть увеличенную версию изображения.
Внимание — вопрос
А выгрузить товары и ссылки на картинки в один файл сложно было?
Разглядывал я все это великолепие и не покидала меня мысль, что не иначе как любитель квестов ту выгрузку делал. Ну а что, квест на профориентацию. Умеете в экселе из разных файлов собрать один единственно верный, сможете перейти ко второму шагу.
А страдает бизнес
Ну а что бизнес, он же задачу поставил, чего ему. А ему дополнительные времязатраты на реализацию! И ничего ведь не поделаешь, квесты они на время обычно.
ЯЖЛЯП второй
Не секрет, что в наше время интернет-пользователь более требовательный пошел чем раньше, для интернет-магазинов нормой стало использование динамических фильтров для удобного отбора позиций по критериям. Все конечно неоднократно это видели на всяких маркетах.
А вы когда-нибудь задумывались откуда эти критерии берутся на сайте то?
Ага — из характеристик. А в характеристиках откуда?
Из прайсов... Вот таких всяких поставщиков разных.
И магия возможна только когда следуют правилам.
Пример в студию!
Думаю не сложно догадаться, что строка под номером 761 отличается от принятого в этой таблице формата одиночных записей значений.
Формат записи — «одиночное значение» предполагает, что в таблице или базе данных в одной строке может быть записано только одно значение. Для воспроизведения множества нужно каждое из значений записать в новую отдельную строку. Именно благодаря такой логике фильтр сможет выбирать однотипные данные.
Здесь где-то в прайсе поставщик часть товаров снабдил характеристикой «три в одном», хотя правильно было проставить три одиночных значения для таких позиций.
В результате кривая характеристика выгрузилась на сайт и кроме того, что пользователя такой фильтр в заблуждение введет, так еще и работать корректно не будет.
Была еще масса веселых «досадностей», например цвет:
коричневый, коричнневый, коринчевый, коричневая
По мнению поставщика, это все один цвет, по мнению системы четыре разных.
Загружаем такие данные и получаем кривой фильтр характеристик и забавную репутацию для интернет-магазина.
А как можно то было?
Со стороны поставщика:
Можно было уделить внимание доработке функционала экспорта прайса для партнеров с целью сделать выгрузку удобной и логичной для использования. Производитель напрямую заинтересован в продажах своей продукции через партнерский интернет-магазин, поэтому выгрузка это — бизнес инструмент.
По факту пришлось столкнуться со следующими трудностями:
- Не удобный формат отдачи изображений товаров в отдельном файле
- Большое количество характеристик в файле имеющих отношение только к внутренней «кухне» компании поставщика и не нужной партнерам. В свою очередь — лишний вес файлов, лишнее время обработки данных.
- Несоответствие артикулов поставщика из предоставленного прайса актуальным артикулам на сайте поставщика. Трудно представить как менеджеру искать потом у поставщика заказанную позицию, ведь на разный цветовой ряд товаров названия у них одинаковые...
- Нет однородности данных в характеристиках товаров. Нужно вручную прорабатывать характеристики перед загрузкой или позже получить проблему в работе умного фильтра.
Со стороны заказчика:
Заказчик пытался самостоятельно изучить доступные инструменты для загрузки товаров поставщика на сайт, но не преуспев отнесся к этому достаточно поверхностно.
- Можно было изучить вопрос более подробно уделив этому больше времени.
- Как альтернатива — заказать аудит у специалистов результатом которого мог послужить набор рекомендаций по возможностям решения задачи, перечень доступных инструментов для ее реализации.
Они планировали-планировали, но не запланировали
В итоге удалось загрузить на сайт все несколько тысяч позиций товаров, но это не было оптимально. В данном случае, заказчик планирует загружать на сайт и другие прайсы, других поставщиков. Логично предположить, что они будут содержать совсем другую структуру данных. И тут у нас...
ЯЖЕЛЯП третий
Одно дело когда изначально есть у тебя понимание правильной структуры каталога, разделов, характеристик итд именно для твоей компании, к ней ты будешь потом адаптировать все новые возможные варианты.
Совсем другое когда структура строится по принципу первого опыта, как в описанном выше примере. Это и есть те знаменитые костыли которые так любят воспевать разного рода программисты и заказчики в диалогах об интернет-проектах. Но не всегда они появляются по нашей воле.
Костыли — как правило, временное решение некой задачи выполненное не по канонам, часто с нарушением технологии, логики, здравого смысла. Причина — экономия времени И/ИЛИ бюджета.
Часто их природа — чрезмерная экономия средств заказчиком, на втором месте недостаточная компетентность в определенных вопросах и отсутствие желания себе в этом признаться. А результат всегда один в таком случае — дополнительные расходы в перспективе.
Спасибо, что дочитали! Больше ровных и качественных прайсов вашему бизнесу.