В несезон компании часто работают в убыток: клиентов мало, не хватает денег на обязательные расходы, а товар мертвым грузом лежит на складе. В этой статье эксперты компании «Нескучные финансы» рассказывают, как подготовиться к сезонным спадам и пережить их с минимальными потерями.
Подписаться на канал «Деловая среда», чтобы читать полезные для бизнеса статьи.
1. Предзаказы
Предлагайте клиентам скидку, если они оформят заказ заранее, в низкий сезон. Возьмем сферу строительства. Летом стройкой занимаются активнее, чем в холодное время года. Поэтому кирпичный завод может еще зимой заключить договоры со строительными компаниями и запустить производство необходимого количества кирпича.
Завод получит заказы и деньги в тяжелое для бизнеса время года, а строительные компании — скидку на кирпич, который им отгрузят в начале строительного сезона. Возведение объектов они начнут без задержек.
2. Заложить в цену сезонные спады
Чтобы бизнес был прибыльным не только в сезон, но и окупался при пересчете прибыли в среднем за год, сезонные спады нужно учесть и заложить в финансовую модель. Разберем на примере.
Собственник отеля на побережье Черного моря проанализировал: в несезон ему нужно 500 тысяч рублей в месяц, чтобы работать в ноль. При этом туристы приносят в период несезона по 300 тысяч в месяц.
Оставшиеся 200 тысяч рублей на каждый нетуристический месяц он решил получить от «летних» клиентов. Он повысил цену номеров на 15% и дополнительные деньги направлял в резервный фонд, который использовал в месяцы курортного затишья.
Иногда бизнес может повысить цену просто так — клиенты все равно будут обращаться к его услугам. Если же конкуренция высокая, придется предложить дополнительную ценность. Нашему герою, например, пришлось включить в цену номера завтрак и обзорную экскурсию по побережью.
На деле заложить в цену товара сезонные спады непросто — нужно учесть множество показателей. Чтобы облегчить задачу владельцам сезонного бизнеса, «Нескучные финансы» подготовили шаблон финансовой модели с учетом сезонности. Предпринимателю достаточно заполнить ячейки таблицы — и она автоматически подсчитает, какую выручку нужно делать в высокий сезон, чтобы оставаться в «плюсе» в среднем за год.
3. Расширить ассортимент
Если продажи основного продукта или услуги не дают выручки круглый год, ассортимент можно дополнить другими позициями. Это могут быть сопутствующие товары или продукция, актуальная в этот период.
Допустим, у вас магазин принадлежностей для дайвинга. В теплое время года вы хорошо зарабатываете, а вот зимой клиентов мало. Чтобы выровнять спрос, в магазине можно завезти специализированный ассортимент для холодного времени года: зимние гидрокостюмы и другие принадлежности.
Продаж зимой все равно будет меньше, зато средний чек увеличится. Работать в несезон станет проще: вы не будете попадать в кассовые разрывы, больше не придется задерживать зарплату продавцам.
4. Выйти на новый рынок
Если в вашем регионе наступил спад продаж, то в других частях России или зарубежом, возможно, самое время для продажи вашей продукции.
Чтобы выйти на новый рынок, для начала стоит разместить товар в интернете и организовать доставку в другие регионы. Например, московский магазин товаров для зимних видов спорта работал только через офлайн-точку. В конце февраля начинались проблемы с продажами. Тогда собственник сделал интернет-магазин и организовал доставку по всей России. Так он смог работать с регионами, где зима идет дольше, чем в центральной части страны — спрос на продукцию держится дольше.
Еще один удачный пример выхода на новый рынок — производство меда. Собственник стал не только продавать мед частным клиентам и магазинам, но и начал работать с массажными салонами, которые предоставляют услуги медового массажа. Мед им нужен стабильно на протяжении всего года, и производитель стал меньше зависеть от сезонности.
Узнать еще 4 лайфхака>>>
Читайте также: