Свежее отечественное произведение по насущному вопросу увидело свет в виде твитта с изображением, похожим то ли на слайд презентации, то ли на инфографику.
Родные новостные ресурсы любезно перевели для нас содержание российских предложений, реализация которых должна помочь вернуть к жизни Совместный всеобъемлющий план действий по урегулированию иранской ядерной проблемы.
Характерно, что героями дорожной карты стали Иран и США, хотя международный формат по урегулированию является шестеркой.
Но, в принципе, это можно понять, так как именно вокруг Тегерана и Вашингтона все и вертится.
Больше внимания, конечно, привлекает содержание наших предложений.
Если быть кратким, то по мнению Москвы:
США требуется снять соответствующие санкционные ограничения, нормализовать экономическое сотрудничество с Ираном, воспользоваться международными площадками для развития диалога, снизить уровень прессинга иранских дипломатов.
Ну а Иран должен возобновить сотрудничество с МАГАТЭ, поработать над редукцией реальных и потенциальных запасов урана, тяжёлой воды и иных комплектующих, необходимых для воспроизводства ядерных технологий.
Когда читаешь такие документы, то обязательно надо делать скидку, учитывая официоз подачи.
Но даже с этой точки зрения дорожная карта вызывает вопросы.
Так, перечисленные шаги в большей степени могут стать позитивным следствием реальных мер, по реанимированию сделки. Это скорее итог восстановления, а не его инструменты.
Что до самих инструментов, то их возможно сформулировать после ответа на 4 ключевые вопроса:
1. Почему Иран вошёл в сделку.
2. Почему Соединенные Штаты вошли в сделку.
3. Почему Соединенные Штаты вышли из сделки.
4. Претерпели ли какие либо изменения первые два почему.
Итак, мотивацией Тегерана было:
получение экономической выгоды от снижения санкционного давления со стороны стран Запада (санкции били по ТЭК, финансовому сектору и мешали импорту высокотехнологичного оборудования, развитию научного сотрудничества).
Характерно, что большинство попыток Ирана добиться смягчения санкций либо ни к чему не приводили, либо приводили к мизерным сдвигам, в то время как любые заявления о наращивании ядерных разработок качественно подстегивали рост ограничительных мер.
Мотивация США заключалась в:
сборе политических очков от участия в глобальной инициативе, направленной на поддержание мира и стабильности (на готовность оформить длительные переговоры в итоговый документ, по мнению Автора, также могли повлиять Крымские события 2014 года, после которых американской администрации особенно нужен был прецедент какого-то весомого успеха на международной арене).
По всей видимости, расклад сил на Ближнем Востоке также был приемлемым для США, чтобы заключить сделку.
Ну и так как ближневосточные темы - это темы, завязанные на нефти, то скорее всего имел место и компромисс по этому вопросу.
Соответственно выход Америки из сделки, которая позже была обозначена, как не эффективная, обусловлен тем, что Штаты посчитали выгоды, получаемые от неё, недостаточными.
Отметим, что исторически для любой страны, приписывающей себе особый статус, характерно ревностное отношение к своему авторитету в мире и особенно в стратегически важных зонах.
В этом смысле ограниченность Вашингтона в оказании экономического давления на хронически неудобный Иран, которому вторит Россия, нарастившая свое присутствие в регионе после оформления сделки, неизбежно порождает беспокойство политической элиты США, которую не просто интересует присутствие на Ближнем Востоке, а доминирование.
Насколько изменилась мотивация Ирана и США с момента заключения сделки?
Ответ - она усилилась при сохранении ключевой цели каждой из сторон.
Для полноценного развития, не только в сфере атома, но и вообще в целом, Тегерану нужны полноценные экономические (насколько это возможно) отношения с Западным миром.
США для обеспечения энергетической безопасности (в том виде, как они это понимают) и своей региональной гегемонии нужен устраивающий их расклад сил.
Автор хочет обратить внимание на то, что выход Вашингтона из сделки поддержали Израиль и Саудовская Аравия, традиционные союзники Штатов, имеющие свой интерес в дестабилизации ситуации в регионе.
Соответственно, вывод таков: только после того, как два противоборствующих лагеря, соперничающих на Ближнем Востоке ещё с прошлого века, найдут компромисс по разделу сфер влияния, возможно Иранская ядерная сделка будет реанимирована.
А вот уже после этого можно будет говорить о снятии санкций, сокращении ядерных программ и т.д.
Ну а Россия может щелогять в этом процессе не только успехами в сфере мирного атома, но и военными достижениями в Сирии.
Спасибо, что прочитали материал.
Поддержите Автора лайком, подпиской, комментарием.