Жизнь разделилась на до и после. Слишком громкие слова для подобной травмы? Для кого-то возможно, для меня - нет.
Полгода назад мой сын получил компрессионный перелом пяти позвонков грудного отдела позвоночника. Об этом я рассказывала в сентябре, но больше к этой теме не возвращалась.
Я считаю, что каждому родителю надо понимать, что его может ждать при очередной покупке батута на дачу для детишек или раскручивания ребёнка в ватрушке на холмистой поверхности (это самые частые причины обращения в травму по этому поводу). Большинство родителей до поры до времени считают это безобидными вещами. Мы когда-то тоже относились к жизни проще, ведь пацан растёт. Наш упал на обычной детской площадке...
В больнице я пролежала с сыном две недели, после чего мы оттуда выписались с диагнозом:
Основной: Коронавирусная инфекция COVID-19;
Сопутствующий: Компрессионный перелом тел Th 2,3,4,5,6 позвонков.
(подробности про больницу можно почитать в статьях, ссылки на которые оставлю внизу).
Дальше началась реабилитация:
Так как к моменту выписки ему разрешили переворачиваться на живот, то основное время ребёнок проводил в таком положении. Кушал так и нагонял школьную программу. Ведь в первый класс он отходил всего две недели. Всему написанию букв и счету учила его я, т.к. на всю первую четверть нам пришлось отказаться от домашнего обучения по причине разгара эпидемии ковида. Учились с утра до позднего вечера, других вариантов не было. Много времени занимали перерывы на лечебную гимнастику, которая выполнялась самостоятельно дома по выданным бумажкам из больницы. Делать ее надо было два, а лучше три раза в день. Все гигиенические процедуры проходили тоже лёжа в кровати.
С учётом, что мой ребёнок мегакоммуникабельный, он очень страдал от отсутствия общения и игр со сверстниками. За время нахождения дома у него развился невроз, стало щемить шею (только недавно мы смогли с этим более менее разобраться). У меня, кстати, тоже. Сидеть, склонившись над кроватью целыми днями занятие не такое уж и простое, ровно как и постоянно писать прописи в положении лежа. Не буду описывать всю адскую бытовуху: просто это было сложно. Только ночью я могла сесть за работу. Тут я безгранично благодарна моему руководителю за все, что она сделала и коллегам за помощь. Ведь больничный по уходу за больным ребёнком оплачивается только 45 дней, а дальше делай что хочешь. Я работала и работаю до сих пор на особых условиях. Терять работу в пандемию с травмированным ребёнком было, конечно бы, феерично.
Затем ребёнку разрешили ползать, после вставать на колени и только потом ходить в корсете. В автомобиле ездить можно было лёжа к врачам. Нам повезло с поликлиникой: назначили массаж, ЛФК и физиотерапию. Хотели ещё отправить в санаторий, но туда берут детей без сопровождения взрослых. Я не рискнула из-за эпидемии и недостаточной самостоятельности и активности ребёнка, а также собственной тревожности.
В редкие дни, свободные от учебы и работы, а также когда была такая возможность меня с мужем очень выручали родные: хотя бы на пару часов отпускали погулять. Без них моя крыша точно уехала бы очень далеко.
Прибавляя по 10 минут каждый день, он ходил в корсете. Когда время пребывания в нем дошло до часа, мы начали выходить гулять. С этого момента стало гораздо легче дышать. Кушать уже можно было стоя, уроки делать тоже.
Со второй четверти у ребёнка началось домашнее обучение. Вы не представляете, насколько оно облегчило жизнь. За эти пару часов в день я успевала хотя бы поработать или сготовить. Гимнастику пару дней делали под надзором инструктора в поликлинике, остальные дни - дома. В выходные уже стали встречаться с друзьями у которых есть дети. Благо занятия они могли найти в любом положении.
В декабре, спустя три месяца после травмы, ортопед направила сына на рентген. Восстановление шло без отклонений. Разрешили начинать садиться в корсете. Новый год он смог встретить сидя за столом, чему был безгранично рад.
С января разрешили посещать школу в корсете. Начинать с двух часов и потихонечку прибавлять. Без физкультуры, внеурочки и продленки. Поднимать тяжести категорически запрещено, любые осевые нагрузки под запретом. Жизнь забила ключом. Я никогда не видела более счастливого ребёнка, идущего в школу, который подгоняет все время маму. А мама в то время несет рюкзак прямо до класса, а через несколько часов обратно. ЛФК стала уже более продвинутая, ходил с удовольствием.
Прошло полгода с момента травмы и недавно мы снова посетили ортопеда. Дали добро на снятие корсета дома, а потом уже и в школе в течение месяца. Учебный год дохаживаем без продленок и физкультуры. А теперь самая радостная весть: разрешили бассейн! Сколько этого ждал сын словами не передать. Его активность и любовь к спорту безграничны. Все это время мы обходили горки и площадки разными путями, чтобы не травмировать психику, но он уже взрослый и сам знает, чего лишился. Так что ожидание бассейна было его главной целью и мотивацией к восстановлению. Реабилитация и занятия ему разрешены только индивидуальные с тренером. Такое наше государство не оплачивает. Разве, что если только отправить в санаторий на пару месяцев, больше альтернатив нет. Ходить уже начали, об этом потом расскажу подробнее, но суть проста: очень дорого. Только вот тут как хочешь будешь вертеться, чтобы потянуть. Ведь это единственный разрешённый пока спорт. А в его глазах прям огонёк загорелся. Тут уже помимо реабилитации хочется и морально ребёнка поддержать. По бассейну только одно ограничение - год не нырять. Минимум полгода индивидуалка, а потом уже при благополучном развитии событий переход в группу.
Летом, возможно, разрешат езду на велосипеде по асфальту, но это под огромным вопросом, так как из-за ослабления мышц (даже гимнастика не спасла) началось развитие сколиоза. Он и по генетике ожидался, но помогли, так сказать. Надежда на бассейн.
В сентябре, через год после травмы должен быть ещё один контрольный рентген. А там уже учеба на полный день и облегчённая физкультура с освобождением от многих упражнений. Спорт закрыт на два года минимум, а как будет дальше - пока неизвестно.
И это мы ещё легко отделались по мнению врачей. Изначально сидеть он только сейчас должен был начать, а в корсете ходить год, но современная медицина отличается от советской. Вот так вот одним неловким движением жизнь перевернулась с ног на голову в период самого активного развития организма. Нам еще, можно сказать, повезло: спинной мозг не задет и отделались "легким испугом", врачи не тянули с реабилитацией, мне же удалось сохранить работу, а ребенку довольно быстро вернуться в школу.
Будьте внимательны, родители. Дети - это наша абсолютная ответственность. Все их травмы все равно остаются на нашей совести. Если раньше я просто часто переживала за ребенка, то сейчас мое сердце замирает при любом его неосторожном действии. И с этим состоянием очень тяжело справляться, ведь прекрасно понимаешь, чем может обернуться еще одно падение...
Ранее: