С каждым днём газоразрядных ламп, которые являются сердцем ретро-часов, становится меньше. Их не выпускают более 25 лет, а запасов не так много. Мы задали 8 вопросов Вадиму Антонову — основателю мастерской Past Indicator, в которой уже 9 лет производят ламповые часы. Очереди за этим уникальным продуктом и предзаказы со всего мира.
Откуда запасы ламп
— Как только появилась идея создания мастерской, я начал узнавать, где найти лампы. Больше всего удалось достать на заводах. Раньше ведь почти на всех предприятиях использовали газоразрядные индикаторы. Они были в калькуляторах, измерительных приборах, и другом оборудовании, где требовалась цифровая индикация. С тех пор, как их перестали выпускать и использовать, они годами лежали на складах и в цехах. Бывало, их просто списывали с баланса и выбрасывали. Тогда находились рабочие, которые забирали коробки с лампами к себе в гаражи или подвалы. Видимо, рассчитывали, что наступит время — и им найдут применение. Но время шло, ящики только занимали место, и рабочие охотно расставались с раритетом, когда поняли, что есть идея, как вдохнуть в них вторую жизнь.
Помимо промышленных предприятий, лампы находились в НИИ, школах, лабораториях.
Скупщики — наше всё
— Сейчас используем в производстве как запасы, так и лампы из новых поступлений. За годы работы у меня сформировалась большая база скупщиков ламп и другого списанного оборудования. У них часто бывают поступления, и так я пополняю свои запасы ценного и исчерпаемого ресурса для ретро-часов.
То, что уже почти исчезло
— Самых больших газоразрядных ламп ИН-18 уже практически не находим, разве что единицы.
Эти лампы используются в коллекционной модели часов из алюминия «DC-3» . Часы-крылья покорили не одного любителя авиации. Они в точности напоминают фрагмент крыла самолёта.
Лампы ИН-14 тоже уже не так просто отыскать как раньше. Это сердце часов « MiG-15 ».
Пока получается чуть-чуть пополнять запас, но очевидно, что совсем скоро их уже не будет.
На сколько хватит запасов
— Моего имеющегося запаса хватит на 1-2 года работы, в зависимости от объёмов продаж. Это если не приобретать лампы больше.
После - бизнесу конец?
— Конец — продукту, в основе которого лампы. Но у нас есть команда и новые идеи, которые пока я не буду озвучивать. А значит, бизнес будет развиваться, просто уже другой. Когда начинал продвигать мастерскую, не предполагал, что мы так долго будем работать и что на такой большой срок хватит советских запасов ламп. А уже пошёл десятый год.
А если производить лампы самим?
— Это очень затратное мероприятие. На сегодняшний день в мире производит такие лампы Далибор Фарни (Чехия). В 2017 году я ездил к нему. Беседовали с ним 3 часа и оказалось, что у нас с ним много общего: у него возникла идея делать лампы в конце 2011 года, а я решил производить ламповые часы в начале 2012. В его идею тоже почти никто не верил, как и в мою. Он, так же, как и я, на первых порах совмещал работу со своим начинанием и стремился сделать идеальный продукт. В этом мы действительно очень похожи, поэтому неудивительно, что мы на одном дыхании разговаривали столько времени.
Далибор провёл мне экскурсию по своей мастерской, показал процесс производства ламп. Он вложил в это огромное количество труда и сил и сделал отличный продукт! Но убедился я и в том, что производство газоразрядных индикаторов — это сложно и дорого. Соответственно, если с нуля их делать, часы будут настолько дорогими, что позволить себе их смогут считанные люди.
Альтернатива газоразрядным лампам
— В ближайшие месяцы мы выпустим часы на вакуумно-люминесцентных индикаторах ИВ-11. Их тоже уже нигде не производят, но у нас сравнительно большие запасы.
Плюсы и минусы лампового производства ретро-часов
— Главный плюс заключается в том, что работая с исчерпаемым ресурсом, мы производим эксклюзивный продукт, над дизайном которого работают лучшие специалисты. А минус кроется в том, что пройдёт несколько лет — и все запасы ламп израсходуются. Это значит, рано или поздно ламповых часов не будет.
Пока же есть из чего выбрать. Вы можете приобрести ламповые ретро-часы в корпусе из дерева, металла, мрамора, бетона, а также их сочетаний.