Алексей Силыч Новиков-Прибой - один из самых значительных в истории отечественной (да и мировой) литературы писателей-мариенистов. В отличие от многих других авторов этого направления, Новиков-Прибой писал о том, что знал не понаслышке. Алексей Силыч с 1899 по 1906 годы был матросом императорского Балтийского флота, принимал участие в Цусимском сражении, попал в плен к японцам.
Трагедия Цусимы стала глубочайшим потрясением для всей страны - так что же говорить про ее непосредственных участников. Уже в конце жизни, в возрасте 67 лет, Новиков-Прибой признавался, что видит во сне гибель наших броненосцев, наших моряков.
В 1907 году Алексей Силыч пишет и публикует горькие и правдивые очерки о Цусиме: "Безумцы и бесплодные жертвы" и "За чужие грехи". Разумеется, власти не были заинтересованы в опубликовании правды о величайшей катастрофе русского флота. Новикову грозит арест, ему приходится перейти на нелегальное положение. Алексей Силыч бежит в Финляндию, затем на пароходе отправляется в Англию. В Англии устраивается матросом на торговое судно.
В 1912 году Максим Горький приглашает молодого писателя на Капри. Горькому исключительно импонировал характер и судьба Новикова - простого матроса-правдоруба, наделенного недюжинным литературным талантом. В 1913 году Николай II объявляет амнистию в связи с 300-летием династии Романовых. Алексей Силыч возвращается в Россию.
В Первую мировую войну работает сотрудником санитарного поезда. После революции вплотную занялся литературным трудом.
Главное произведение Алексея Силыча Новикова-Прибоя - монументальная художественно-историческая эпопея "Цусима", которая во всех подробностях рассказывает трагическую историю 2-й Тихоокеанской эскадры, совершившей переход из Балтийского моря в Японское и разгромленной у берегов острова Цусима.
Историки отметили исключительную точность "Цусимы", что делает роман, по сути дела, историческим документом, документальным свидетельством очевидца событий.
Основными причинами краха эскадры Новиков-Прибой называет недостатки организации и боевой подготовки. Так, например, многие снаряды, которые выпускали русские корабли попросту не взрывались, так как во время перехода через жаркие пояса порох держали подмоченным - опасались детонации. Этот и подобные факторы, сложившись воедино, и привели эскадру к краху.
Цусимское сражение стало трагедией, катастрофой, но позором русского флота и русского воинства оно не стало. Героизм, проявленный нашими моряками, потряс весь мир. Даже эпизод сдачи контр-адмиралом Николаем Ивановичем Небогатовым четырех наших броненосцев с поднятием японского флага не был позорным - ситуация была абсолютно безнадежной, и Небогатов своим решением, фактически, спас несколько тысяч жизней.
Пожалуй, единственный по-настоящему позорный эпизод произошел, когда на борт сдавшегося броненосца "Николай I" поднялся японский офицер, посланный к русским адмиралом Того. Это был вежливый, культурный человек, который выразил коллегам-морякам сочувствие, заявил, что русские сражались героически.
Вдруг стоящий рядом молодой лейтенант сказал:
-Всю жизнь мечтал встретить ваших гейш. Особенно кстати будет теперь, ужасно соскучились. Вы поймите: ведь восемь месяцев мы провели в плавании.
- О, это у нас сколько угодно и в большом выборе.
Противник посмотрел на русских офицеров с явным презрением. Некоторые из них опустили головы. Н.С. Новиков-Прибой.
Только что страна потерпела тяжелейшее поражение, на корме русского броненосца висит японский флаг, а лейтенант думал о гейшах! Это и был самый позорный момент Цусимского сражения.
Впрочем, после того, как японец отбыл восвояси, прапорщик Михаил Антонович Шамие отвесил лейтенанту-любителю гейш "звонкую пощечину". И правильно сделал.
Еще больше статей про исторические события, про писателей, актеров, путешественников, про экранизации книг отечественных и зарубежных авторов, про иллюстрации к знаменитым книгам, про живопись, кино, литературу, философию, интересных людей и невероятные события - на моем канале! Подписывайтесь!
Мои книги
Мой Инстаграм
Мой Фейсбук
Я на Автор.Тудей
Почитать другие статьи можно ЗДЕСЬ.