Окончание публикации глав из книги Д.Ю.Баянова.
В конце, как обещали, даём библиографию - весь список книг, которые цитировал автор. В ней около 500 ссылок, но некоторые авторы, например, В.Даль или Д.Зеленин, упоминаются много раз.
Полный текст книги есть на сайте alamas
"Леший по прозвищу обезьяна"
главы, опубликованные на нашем канале
Ответ фольклориста и антрополога. Часть 1.
«Леший живёт остроголовый, мохнатый» Часть 4
Зачем лешачихам Mamma pendula? Часть 5
Чёртовы следы и лесовичьи тропы. Часть 6.
«Леший нем, но голосист». Часть 7.
"Русалка на ветвях сидит". Часть 8.
«Как бы не защекотала». Часть 9.
«Попался, как бес в перевес». Часть 11
«Прошу вас, русалки, мой дар примите, а скотину возвратите!» Часть 12
«От чёрта отстал, а к людям не пристал». Часть 14.
Чем питаются демоны? Часть 15.
Домашние животные и нечистая сила. Часть 16.
«О брачном союзе человека с дочерью лешего». Часть 18.
Что же это было за чудовище? Часть 20.
Обезьяна — демон — человек. Часть 21.
Помогут ли лешие?
Теперь, когда мы знаем, что русалки кое-где здравствовали в XIX веке, мы может отнестись вполне спокойно и к сообщениям о наблюдении демонов в XX веке: таким,
- как встреча с «комолым чертом» в Бурятии;
- как свидетельство старого забайкальского охотника, который лешего «своими глазами видел и не один раз»;
- или рассказ пожилой женщины из аула Кызыл-Юрт на Кавказе о купающейся албаслы.
В этих и подобных случаях будем стараться, по завету Спинозы, не смеяться, не плакать, а понимать.
Наш демонологический детектив подходит к концу. На традиционный вопрос «Кто это содеял?» (Who's done it?) получен ответ. Демон содеян природой, а не фантазией.
Фантазия лишь помогала скрывать следы «преступления». Остается еще немало «Как?» и «Почему?» и «Куда смотрела милиция?» (то бишь наука), чем я намерен заняться в следующей книге.
В терминах иного сравнения, я исполнил роль экскурсовода по Музею демонологии, стараясь поменьше рассуждать, побольше сдувать пыль и показывать реликвий из музейных запасников. Показывал я не все подряд, а лишь то, что было в согласии с темой экскурсии: обзор неузнанных, неверно истолкованных экспонатов, проливающих свет и на кое-что вне стен музея, включая пословицы, что у всех на устах.
Говорят, время от времени наука объявляет «все наоборот». Настало это время и в демонологии. Черти, лешие, русалки, домовые — все это школьные, можно сказать, хрестоматийные примеры того, чего нет и быть не может. Этому самообману науки приходит конец. Под покровом народной фантазии таится великолепная реальность, прямое биологическое открытие которой еще впереди.
Переворот в демонологии не мог бы, конечно, произойти сам по себе. Он лишь частный результат тех необыкновенных событий в области приматологии, о которых возвестила уже самим своим названием статья Б.Ф.Поршнева в «Вопросах философии», № 3, 1966, озаглавленная «Возможна ли сейчас научная революция в приматологии?» Автор ответил на вопрос утвердительно и, несмотря на множество противников, до самой своей кончины в 1972 году не услыхал ни от кого возражений. Молчание отнюдь не означало согласия — это был знак полного неприятия и непонимания нового слова (и, как всегда, хорошо забытого старого) в приматологии. Помогут ли ныне лешие открыть глаза ученому миру на то, что было ясно Борису Федоровичу Поршневу более двадцати лет назад?
Сентябрь, 1987.
Библиография
[1] Исследования по чувашскому фольклору. Сб. статей. Чебоксары, 1984. С. 49—73.
[2] Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., Наука, 1975. С. 116.
[3] Муродов О. Древние образы мифологии у таджиков долины Зеравшана. Душанбе, Дониш, 1979. С. 58.
[4] Sumcow M. ,,Boginki-mamuny. Warszawa, Wisla, 1891. V. 5, No 3-4. S. 572-578.
[5]Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1, М., 1964. С. 160.
[6]Канюков В. От фольклора к письменности. Чебоксары, 1971. С. 31.
[7]Ендеров В.А. Указ. соч. С. 59, 61.
[8]Анучин Д.Н. Антропоморфные обезьяны и низшие типы человечества// Природа. М., 1874. Кн. 1. С. 251—254.
[9]Максимов С.В. Собр. соч. Спб, 1912. Т. 18. С. 87.
[10]Романов Е.Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891. С. 95.
[11]Терещенко А.В. Быт русского народа. Спб., 1848. Ч. 4, С. 134.
[12]Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 142.
[13]Даль В. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. Полн.
собр. соч. Спб.-М., Изд. тов-ва Вольф. 1896. Т. 10. С. 342.
[14]Гондатти Н.Л. Следы язычества у инородцев Северо-Западной Сибири.
М., 1888. С. 34.
[15]Платонов К.К. Психология религии. М.: Изд. полит. лит. 1967. С. 85.
[16]Черепанова О.А. Мифологическая лексика русского севера. Л. • Изд. ЛГУ, 1983. С. 18
[17] Encyclopaedia Britannica. London, 1965. Vol. 20. P. 11.
[18] Plinii. Naturalis Historia. V. VIII.
[19] Буслаев Ф.И. Этнографические вымыслы наших предков. М., 1868. С. 5, 6.
[20] Низами Арузи Самарканди Собрание редкостей, или Четыре беседы. М., Изд. вост. лит., 1963. С. 33.
[21] Там же. С. 150.
[22] Хедаят Садек. Нейрангистан. В кн.: Переднеазиатский этнографический сборник. М., Изд. АН СССР, 1958. Т. 1. С. 327.
[23] Севастьянов А. Система природы Карла Линнея. Спб., 1804. С. 114, 115, 12
[24] Мак-Киннон Дж. По следам рыжей обезьяны. М., Мысль, 1985. С. 97.
[25] Lamont Corliss. The Philosophy of Humanism. London, 1965. P. 47.
[26 ] Толстой Н.И. Из заметок по славянской демонологии; Каков облик дьявольский? В кн.: Народная гравюра и фольклор в России XVII—XIX вв. М., 1976.
[27]Дилакторский П. Из преданий и легенд Кадниковского уезда Вологодской губернии Этнографическое обозрение. М., 1899. № 3.
[28]Заварицкий Г.К. О том свете и об этом. Рассказы Саратовского Поволжья
Этнографическое обозрение. М., 1916, № 1—2. С. 72—75.
[29]Романов Е.Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891. Вып. 4. С, 157.
[30]ДиваевА. О происхождении Албасты, Джинна и Дива Изв. общества
археол., ист. и этнограф, (далее обознач. ИОАИЭ). Казанск. университет,
1897. Т. 14. Вып. 2.
[31]Чернецов В.Н. Вогульские сказки. Л., 1935, С. 26—28.
[32 ] «Нежить, ни человек, ни дух, жильцы стихийные, куда причисляют полевого, лешего, кикимору, русалок (шутовок, лопасть) и водяного». «Леший нежить, как и домовой и пр., один образ человека». Даль В. Толковый словарь. М., 1955. Т. 1. С. 466; Т. 2. С. 279.
[33]Рочев Ю.Г. Коми-пермяцкие предания о борьбе Перы с лешим... В сб.: Идейно-эстетическое взаимодействие коми фольклора и литературы… Сыктывкар. Коми филиал АН СССР, 1985. С. 88.
[34]Даль В. Толковый словарь. М., 1955. Т. 2. С. 279.
[35]Керейтов Р.Х. Мифологические персонажи традиционных верований ногайцев Советская Этнография, 1980. № 2. С. 117.
[36]Альбов Н.М. Этнографические наблюдения в Абхазии. Живая старина. Спб., 1893. Вып. 3. С. 321.
[37] Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., Наука, 1975. С.73.
[38] Ксенофонтов Г.В. Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. Иркутск, ОГИЗ., 1937. Т. 1. С. 554.
[39] Страбон. География. Л., Наука, 1964. С. 76, 77.
[40] Гондатти Н.А. Указ. соч. С. 34,
[41] Даль В. Пословицы русского народа, М., Изд. худ. лит., 1957, С, 870, 934.
[42] Толстой Н.И. Из заметок по славянской демонологии; Каков облик дьявольский? В кн.: Народная гравюра и фольклор в России XVII—XIX вв. М., 1976. С. 304, 308, 309.
[43] Окладников А.М. Исторические рассказы и легенды Нижней Лены. Сборник музея антропологии и этнографии. М., -Л., 1949. С. 85,
[44]Черепанова О.А. Мифологическая лексика русского севера. Л., 1983. С. 64; Померанцева Э.В. Указ. соч. С. 82.
[45] Janson H.W. Apes and Ape Lore in the Middle Ages and the
Renaissance London, 1952. P. 349.
[46]Харузин Н.Н. О нойдах у древних и современных лопарей.
Этнографическое обозрение. М., 1889, кн. 1. С, 61.
[47] Чурсин Г.Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми, 1956, С. 232
[48]Сатунин К.А. /Биабан-гули. «Природа и охота», М., 1899, № 7, С. 33.
[49] Розенфельд А.З. О некоторых пережитках древних верований у
припамирских народов. Советская этнография, 1959; № 4. С. 56.
[50] Машурко М. Из области народной фантазии и быта. Сборник материаловдля
описания местностей и племен Кавказа (далее обознач. СМОМПК) Тифлис,
1894. Вып. 18. С. 358.
[51] Абхазские сказки Составитель Х.С.Бгажба. Сухуми, 1985. С. 28.
[52] Рочев Ю.Г. Указ. соч. С. 89.
[53] БМЭ. М., 1958. Т. 5. С. 1004.
[54] Померанцева Э.В. Русская устная проза. М., Просвещение, 1985. С. 222.
[55] Емельянов А.И. Памятники старой чувашской веры. ИОАИЭ, Т. 28, Вып. 6, Казань, 1913. С. 573.
[56] Редер Д.Г. /Мифы и легенды древнего Двуречья. М., Наука, 1965. С. 82.
[57]Маясова Н. /Памятник с Соловецких островов. Л., Аврора, 1969.
[58] Песни,собранные П.Н.Рыбниковым. М., 1910. Т. 3, С. 193, 194.
[59]Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 161.
[60]Даль В. Пословицы русского народа. М., 1957. С. 583.
[61] Наливкин В., НаливкинаМ. Очерк быта женщины оседлого туземного
населения Ферганы. Казань, 1886. С. 146.
[62]Машурко М. Из области народной фантазии и быта СМОМПК, Тифлис,
1894. Вып. 18. С. 358.
[63]Зеленин Д.К. Указ. соч. С. 161.
[64]Моногарова Л.Ф. Материалы по этнографии язгулемцев.-- Среднеазиатский
этнографический сборник. М., Изд. АН СССР, 1959. Вып. 2. С. 73.
[65]Кабардинско-русский фразеологический словарь. Нальчик, 1968. С. 16.
[66] Даль В. Пословицы русского народа. М., 1957. С. 854.
[67] Зеленин Д.К.Указ. соч. С. 161.
[68] Васильков В.В. Народные обычаи казаков станицы Бекешевской СМОМПК.
Тифлис, 1906. Вып. 36. С. 146.
[69] Муродов О. Традиционные представления таджиков об аджина Советская
этнография, 1975. № 5. С. 99.
[70] Наливкин В., Наливкина М. Указ. соч. С. 146.
[71] Муродов О. Древние образы мифологии у таджиков долины Зеравшан Душанбе. Дониш, 1979. С.41.
[72] Семенова А. Из области религиозных верований горных таджиков Этнографическое обозрение, 1899. № 4. С. 86.
[73] Литвинский Б.А. Семантика древних верований и обрядов памирцев. В кн.: Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье. М., Наука 1981. С. 96,
[74]Зеленин Д.К. Указ. Соч. С. 161.
[75]Харузина В.Н. На Севере. М., 1890. С. 52.
[76]Песни, собранные П.Н.Рыбниковым, М., 1910. Т. 3, С. 190, 193.
[77]Новгородский сборник. Новгород, 1865. Вып. 1. С. 285.
[78]Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. С. 193.
[79]Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Казань, 1928. Вып. 1. С. 309.
[80]Окладников А.П. Указ. соч. С. 85.
[81]Литвинский Б.А. Указ. соч. С. 102
[82]Муродов О. Указ. соч. С. 58.
[84]Моногарова Л.Ф. Указ. соч. С. 73.
[85] Коблов Я.Д. Мифология казанских татар ИОАИЭ. Казань, 1910. Т 26. Вып. 5. С. 446.
[86] Даль В. Толковый словарь. Т. 1 (слово «Зарудить»).
[87] БМЭ. Т. 18. Ст. «Молочная железа».
[88] Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1868. Т. 2. С. 343.
[89]Зеленин Д.К. Указ. соч. С. 153.
[90] Зеленин Д.К. Указ. соч. С. 208.
[91] Романов Е.Р. Указ. соч. С. 139.
[92]Ендеров В.А. Указ. соч. С. 60, 61.
[93]Емельянов А.И. Указ. соч. С. 573.
[94] Зеленин Д.К. Указ. соч. С. 200.
[95] Гордлевский В.А. Из османской демонологии // Этнографическое обозрение. М. 1914. № 1—2. С. 3—4.
[96] Рогожин Т. Нечто из верований, поверий и обычаев жителей ст. Червленой // СМОМПК. Тифлис, 1893. Вып. 16. С. 63.
[97] Литвинский Б.А. Указ. соч. С. 102.
[98] Яворский Ю. Из галицко-русских народных поверий // Живая старина. Спб., 1900. Вып. 1—2. С. 599.
[99]Афанасьев А. Указ. соч. Т. 2. С. 343.
[100] Mannhardt W. Wald-Feldkulte. Berlin, 1875. S.128, 147.
[101] Mannhardt W. Указ. соч. С. 147—148.
[102] БМЭ. Т. 18, Ст. «Молочная железа».
[103_0]Смирнов И.Н. Мордва. Историко-этнографический очерк // ИОАИЭ, 1895. Т. 12. Вып. 4. С. 294.
[104_0] Алейников М. Поверья ногайцев // СМОМПК, Тифлис, 1893. Вып. 17. С. 6.
[103] Пушкин А. Русалка. Собр. соч. М., 1948. С. 467.
[104] Харузина В.Н. На Севере. М., 1890. С. 112.
[105] Зиновьев В.П. Жанровые особенности быличек. Иркутск, 1974. С. 34, 35; Кудряшова В.М. Образ лешего в Коми устной несказочной прозе, В кн.: Международные связи коми фольклора и литературы, Сыктывкар, 1979.
[106] Соколовы Б. и Ю. Сказки и песни Белозерского края. М., 1915. С. 268.
[107] Черепанова О. А. Указ. соч. С. 76,
[108] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб.,1896, Т. 18. Ст. «Леший».
[109] Керейтов Р.Х. Мифологические персонажи традиционных верований ногайцев. Советская этнография, 1980. № 2. С. 117—127.
[110] Гондатти Н.Л. Указ. соч. С. 88.
[111] Сатунин К.А. Указ. соч. С. 34.
[112] Розенфельд А.З. Указ. соч. С. 57.
[113] Даль В. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа // Полн. собр. соч. Спб.-М. Издание тов-ва Вольф. 1898. Т. 10, С. 344.
[114] Савватеев Ю.А. Рисунки на скалах. Петрозаводск, Карельск. книж. изд-во, 1967. С. 63.
[115] Розенфельд А.З . Указ. соч. С. 56, 58, 62.
[116] Баялиева Т.Д. Доисламские верования и их пережитки у киргизов. Фрунзе. Илим. 1972. С. 95.
[117] Йеттмар К. Религия Гиндукуша. М., Наука, 1986. С. 35.
[118] Андреев М.С. По этнологии Афганистана. Ташкент, 1927. С. 93
[119] Даль В. Толковый словарь. Т. 1. Ст. «Бес».
[120] Короглы Х.Г. Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана. М., Наука, 1983. С. 43.
[120_0] Бальмонт К. Слушайте русское слово // Неделя, 1967. № 8.
[12 1 ] Ляцкий Е.А. Представление белоруса о нечистой силе // Этнографическое обозрение, 1890. Кн. 7. № 4. С. 34, 35.
[122] Там же, С. 516.
[123] Чувашско-русский словарь. М., 1982. Ст. «Арсури».
[124] Лавик-Гудолл Дж. В тени человека. М., Мир, 1974. С. 198.
[125] Поверья и предрассудки. Новгородский сборник. Новгород. 1865. Вып. 1. С. 285.
[126] Мамаладзе Т. Народные обычаи и поверья гурийцев // СМОМПК, 1893. Вып. 17. С. 99.
[127] Машурко М. Из области народной фантазии и быта // СМОМПК, Тифлис, 1894. Вып. 18. С. 370.
[128] Муродов О. Традицион. представления таджиков об аджина // Советская этнография, 1975. № 5. С. 101, 103.
[129] Мифологический словарь. / М.Н. Ботвинник и др. Л., 1961. С. 177.
[130] Библия. Исаия. 34:14.
[131] Мамаладзе Т. Указ. соч. С. 100.
[132] Розенфельд А.З. Указ. соч. С. 56.
[133] Романов Е.Р. Указ. соч. С. 139.
[134] Обзор «Валахских сказок» // Этнографическое обозрение, 1896. № 2—3 С.294.
[135] Шеппинг Дм. Мифы славянского язычества. М., 1849. С. 103.
[135а] Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. М., 1910. Т. 3. С. 190.
[1 36 ] Лавик-Гудолл Дж. Указ. соч. С. 195.
[137] Новгородский сборник, Новгород, 1865. С. 284.
[138] Ефименко П. Демонология жителей Архангельской губернии. Памятная книжка Архангельской губернии на 1864 год. С. 49.
[1 3 9 ] Ушаков Д.Н. Материалы по народным верованиям великоруссов // Этнографическое обозрение, 1896. № 2—3. С. 160.
[140] Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Казань, 1928. Вып. 1. С. 314.
[1 41 ] Ендеров В.А. Указ. соч. С. 61.
[142] Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 109.
[143] Богатырев П.Г. Указ. соч. С. 49.
[144] Пушкин А . Русалка // Собр. соч. М., 1948. С. 469.
[145] Степанов К.С. Народные приметы, разные способы гадания и некоторые поверья мингрельцев // СМОМПК. Тифлис, 1903. Вып. 32. С. 150.
[146] Грузинские народные предания и легенды / Сост. Е.Б.Вирсаладзе. М., Наука, 1973. С. 75.
[147] Машурко М. Из области народной фантазии и быта // СМОМПК, Тифлис, 1894. Вып. 18. С. 361.
[1 4 8 ] Даль В. Пословицы русского народа. М., 1957. С. 933.
[149] The Universal Jewish Encyclopedia. Vol. 3, article «Demons», P. 533.
[150] Джанашвили М. Картвельские поверья // СМОМПК, Тифлис, 1893. Вып. 17. С. 164.
[151] Черепанова О.А. Указ. соч. С. 67.
[152] Даль В. Толковый словарь. М., 1955. Т. 2. С. 279.
[153] Короглы Х.Г. Указ. соч. С. 4б.
[154] Мамаладзе Т. Народные обычаи и поверья гурийцев // СМОМПК, 1893. Вып. 17. С. 99.
[155] Керейтов Р.X. Указ. соч. С. 122.
[156] Терещенко А.В. Быт русского народа. Спб., 1848. Ч. 6. С. 132.
[157] Зеленин Д.К. Указ. соч. С. 168.
[158] Романов Е.Р. Указ. соч. С. 139—140.
[159] Шеппинг Дм. «Мифы славянского язычества». М., 1849. С. 104.
[160] Обзор «Валахских сказов» // Этнографическое обозрение, 1896. № 2—3. С. 294.
[161] Андреев М.С. Материалы по этнографии Ягноба. Душанбе, Дониш, 1970.С. 167.
[162] Мифологический словарь / М.Н.Ботвинник и др. Л., Учпедгиз, 1961. С. 158.
[163] Там же. С. 216.
[164] Лавик-Гудолл Дж. Указ. соч. С. 51.
[165] Романов Е.Р. Указ. соч. С. 139, 140.
[166] Сатунин К.А. Биабан-гули // Природа и охота, 1899. № 7. С. 33—34.
[167] Williams L. The Daneing Chimpanzee. London, 1967. P. 84
[168] Там же. С. 85.
[169] Гондатти Н.Л. Следы язычества у инородцев Северо-Западной Сибири.M., 1888. С. 68.
[170]Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. / Сост. Э.В.Померанцева и С.И.Минц. М., Учпедгиз, 1963. С. 40.
[1 71 ] Терещенко А.В. Быт русского народа. Спб., 1848. Т. 6. С. 137.
[172] Афанасьев А. Народные русские сказки. Л., 1940. Т. 3. С. 158.
[173] Даль В. Пословицы русского народа. М., 1957. С. 514.
[174] Зеленин Д.К. Указ. соч. С. 148.
[175] Там же. С. 146.
[176] Ашмарин Н.И. Указ. соч. Казань, 1928. Вып. 1. С. 308, 309.
[177] Сухарева О.А. Пережитки демонологии и шаманства у равнинных таджиков. В кн.: Домусульманские верования и обряды в Средней Азии М., Наука, 1975. С. 30.
[1 78 ] Смирнов И.Н. Мордва // ИОАИЭ. Казань, 1895. Т. 12. Вып. 4. С. 294.
[179] Анучин Д.Н. Указ. соч. С. 253.
[1 80 ] Черепанова О А . Указ. соч. С. 30 .
[181] Там же. С. 35.
[1 82 ] Романов Е.Р. Указ. соч. С. 139, 140.
[1 8 3 ] Зиновьев В.П. Указатель сюжетов сибирских быличек и бывальщин. В кн.: Локальные особенности русского фольклора Сибири. Новосибирск, Наука, 1985.
[1 8 4 ] Попов А.А. Материалы по религии якутов. В сб.: Музей антропологии и этнографии. M.-Л., 1949. Т. XI. С. 262.
[1 8 5 ] Кисляков Н.А. Охота таджиков долины реки Хингоу — в быту и в фольклоре // Советская этнография. 1937, № 4, С. 118.
[1 8 6 ] БунакВ.В. Речь и интеллект, стадии их развития в антропогенезе. В сб.: Ископаемые гоминиды и происхождение человека. М., Наука, 1966. С. 505.
[1 8 7 ] Гондатти Н.Л. Указ. соч. С. 86.
[1 8 8 ] Бунак В.В. Указ. соч. С. 505.
[1 8 9 ] Зеленин Д.К. Великорусские сказки Вятской губернии // Записки Русск. Географ. Общества по отделу этнографии. 1915. Т. 42. С.11.
[1 90 ] Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 181.
[1 91 ] Рижский М, Демонологические представления шапсугов. В кн.: Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов. М., Изд. Моск. унив. 1940, С. 66.
[1 92 ] Машурко М. Из области народной фантазии и быта // СМОМПК. Тифлис, 1894. Вып. 18. С. 368.
[1 93 ] Розенфельд А.З. Материалы по этнографии и пережиткам древних верований таджикоязычного населения советского Бадахшана // Советская этнография, 1970. № 3. С. 114-119.
[1 94 ] Розенфельд А.З. О некоторых пережитках древних верований у припамирских народов // Советская этнография, 1959. № 4. С. 65.
[1 95 ] Муродов О. Традиционные представления таджиков об аджина // Советская этнография, 1975. № 5. С. 101.
[1 96 ] Окладников А.П. Исторические рассказы и легенды Нижней Лены. В сб.: Музей антропологии и этнографии, 1949. Т. XI. С. 85.
[1 97 ] Лавик-Гудолл Дж. В тени человека. М., Мир, 1974. С. 150.
[1 9 8 ] Арсеньев В.К. Дерсу Узала. Сочинения, Владивосток, 1947, Т. 2. С. 181—186.
[1 9 9 ] Даль В. Полн. собр. соч. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа, Спб.-М., Изд. тов-ва Вольф. 1898, Т. 10. С. 344.
[ 200 ] Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. Петроград. 1916. С. 181.
[ 201 ] Там же. С. 153, 180, 182.
[ 202 ] Ендеров В.А. Указ. соч. С. 65.
[ 203 ] Керейтов Р.Х. Указ. соч. С. 122.
[ 20 4 ] История казахск. литературы. В 3-х т. Т. 1. Казахский фольклор, Алма-Ата, 1968. С. 232.
[ 2 05 ] Коблов Я.Д. Мифология казанских татар. Известия общества археологии, истории и этнографии. Казань, 1910. Т. 26. Вып. 5. С. 429.
[ 2 06 ] Лавик-Гудолл Дж. Указ. соч. С. 87, 114, 152.
[ 2 07 ] Fossey D. Gorillas in the mist. Boston, 1983. (Подпись к фотографии без нумерации и пагинации).
[ 2 08 ] Померанцева Э.В., Минц С.И. Русское народное поэтическое творчество. М., 1963. С. 165, 168.
[ 2 0 9 ] Бурцев А.Е. Обзор русского народного быта Северного края. Спб., 1902. Т. 1. С. 309.
[ 2 10 ] Померанцева Э.В., Минц С.И. Указ. соч. С. 168.
[ 2 11 ] Черепанова О.А. Указ. соч. С. 34.
[ 2 12 ] «Русалки от древнего славянского слова руса, река, со хранившегося только в нашем языке в слове русло». Шеппинг Д. Мифы славянского язычества. М., 1849. С. 150.
[ 2 13 ] Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. МГУ. 1982. С. 88.
[ 2 14 ] Машурко М. Из области народной фантазии и быта // СМОМПК. Тифлис,1894. Вып. 18. С. 358.
[ 2 15 ] Грузинские народные предания и легенды / Сост. Е.Б.Вирсаладзе М., Наука, 1973. С. 76.
[ 2 16 ] Рижский М. Демонологические представления шапсугов. С. 66.
[ 2 1 7 ] Литвинский Б.А. Семантика древних верований и обрядов памирцев. В кн.: Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье. М., Наука, 1981. С. 94.
[ 2 1 8 ] Остроумов Н.П. Сказки сартов. Ташкент, 1906.
[ 2 1 9 ] Муродов О. Древние образы мифологии у таджиков долины Зеравшан. Душанбе, Дониш, 1979. С. 56, 58, 80.
[ 2 20 ] Поярков Ф.В. Из области киргизских верований // Этнографическое обозрение. М., 1894. Кн. XX. № 1. С. 92.
[ 2 21 ] Зеленин Д.К. Указ. соч. С. 133.
[ 2 22 ] Померанцева Э.В. Русская устная проза. М., Просвещение, 1985. С. 222.
[ 2 23 ] КерейтовР.Х. Указ. соч. С. 123.
[ 2 24 ] Фридман Э.П. Приматы. М., Наука, 1979. С. 153, 155.
[ 2 25 ] Павсаний. Описание Эллады. M.-JL, 1940. С. 62—63, 132—133.
[ 2 26 ] Смирнов И.Н. Пермяки // ИОАИЭ, Казань, 1891. Т. 9, С. 278.
[ 2 27 ] Рочев Ю.Г. Коми-пермяцкие предания о борьбе Перы с лешим... В сб.: Идейно-эстетическое взаимодействие коми фольклора и литературы с культурой народов СССР. Сыктывкар, 1985. С. 88.
[ 2 28 ] Руденко С.И. Башкиры, ч. 2. Л., 1925. С. 303.
[ 2 29 ] Фирдоуси. Шахнаме. М., Изд. АН СССР, 1957. Т. 1. С. 460.
[ 2 30 ] Фирдоуси. Шахнаме. М., 1957. Т. 1. С. 25, 27.
[ 2 3 1 ] Сасунский Д. М., Художественная литература, 1958. С. 222.
[ 2 3 2 ] Рочев Ю.Г. Указ. соч. С. 86.
[ 2 3 3 ] Ончуков Н.Е. Северные сказки. Спб., 1909. С. 546.
[ 2 3 4 ] Смирнов И.Н. Указ. соч. С. 273.
[ 2 3 5 ] Зиновьев В.П. Указ. соч. раздел III (Русалка), № 21 и № 28.
[ 2 3 6 ] Гондатти Н.Л. Указ. соч. С. 88.
[ 2 3 7 ] Афанасьев А. Народные русские сказки. Л., 1940. С. 158—159.
[ 2 3 8 ] Алейников М. Поверья ногайцев // СМОМПК. Тифлис, 1893. Вып. 17. С. 7.
[ 2 3 9 ] Долгих Б.О. Мифологические сказки и исторические предания энцев.
[ 2 40 ] Баялиева Т.Д. Указ. соч. С. 102.
[ 2 41 ] Ендеров В.А. Указ. соч. С. 65.
[ 2 42 ] Коблов Я.Д. Мифология казанских татар // ИОАИЭ. Казань, 1910. Т. 26, Вып. 5. С. 430, 431.
[ 2 43 ] Сатунин К.А. Биабан-гули // Природа и охота. М., 1899. № 7. С. 35.
[ 2 4 4 ] См. в третьем томе на слово «перевешивать».
[ 2 4 5 ] Смирнов И.Н. Мордва // ИОАИЭ. Казань, 1895. Т. 12. Вып. 4, С. 296.
[ 2 4 6 ] Там же. С. 288.
[ 2 4 7 ] Редер Д.Г. Мифы и легенды древнего Двуречья. М., Наука, 1965. С. 82—88.
[ 2 4 8 ] Толстой И.И. Статьи о фольклоре. М.-Л., Наука, 1966. С. 97—114.
[ 2 4 9 ] Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1963. Т. 2. С. 140.
[ 2 50 ] «В жаркую летнюю пору (кабаны) засыпают иногда так крепко, что подпускают к себе вплотную. В Закавказье мне случалось входить в табун спящих кабанов». (Руковский Н.Н. По следам лесных зверей. М., 1981. С. 143.)
[ 2 5 1 ] Дурново Н.Н. Указ. соч. Древности. Труды славянской комиссии московского археологического общества. М., 1907. Т. 4. Вып. 1. С. 54—1521.
[ 2 5 2 ] Низами. Искендер-намэ. М., 1953.
[ 2 5 3 ] Низами. Искендер-намэ / Перевод К.Липскерова. М., 1953. С. 394—406.
[ 2 5 4 ] Рижский М. Демонологические представления шапсугов. В сб.: Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов. МГУ. 1940. С. 66.
[ 2 5 5 ] Чурсин Г.Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми. Абхазск. roc. изд-во, 1956, С. 232.
[ 2 5 6 ] Логиновский К.Д. Материалы к этнографии Забайкальских казаков // Записки общества изучения Амурского края. Владивосток, 1904. Т. 9. С. 8.
[ 2 5 7 ] Машурко М. Из области народной фантазии и быта // СМОМПК, Тифлис 1894. Вып. 18. С. 361—362.
[ 2 5 8 ] Ендеров В.А. Указ. соч. С. 56.
[ 2 5 9 ] Машурко М. Указ. соч. С. 378—374.
[ 2 60 ] Коблов Я.Д. Мифология казанских татар // ИОАИЭ, Казань, 1910. Т. 26. Вып. 5. С. 430—431.
[ 2 61 ] Романов Е.Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891. С. 139.
[ 2 6 2 ] Кудряшова В.М. Образ лешего в коми устной несказочной прозе. Сыктывкар, 1979. С. 31—42.
[ 2 6 3 ] Романов Е.Р. Указ. соч. С. 95.
[ 2 6 4 ] Богатырев П.Г. Верования великорусов Шенкурского уезда Архангельской губернии // Этнографическое обозрение. 1916. № 3—4. С. 51.
[ 2 6 5 ] Логиновский К.Д. Указ. соч. С. 7.
[ 2 6 6 ] Гондатти Н.Л. Указ. соч. С. 88.
[ 2 6 7 ] Вирсаладзе Е.Б. Грузинские народные предания и легенды. М., Наука, 1973. С. 75.
[ 2 6 8 ] Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 221.
[ 2 6 9 ] Редер Д.Г. Мифы и легенды древнего Двуречья. М., Наука, 1965. С. 82.
[ 2 70 ] Кисляков Н.А. Охота таджиков долины реки Хингоу — в быту и в фольклоре // Советская этнография, 1937. № 4. С. 113, 114.
[ 2 71 ] Харузин Н.Н. О нойдах у древних и современных лопарей // Этнографическое обозрение. 1889. Кн. 1. С. 60, 61.
[ 2 72 ] Редер Д.Г. Указ. соч. С. 83.
[ 2 73 ] Мифологический словарь. Л., Учпедгиз. 1961. С.177.
[ 2 74 ] Там же. С. 250.
[ 2 75 ] Ефименко П. Демонология жителей Архангельской губернии. Памятная книжка Архангельской губернии на 1864 год. Архангельск, 1864. С. 51
[ 2 7 6 ] Харузина В.Н. На Севере. М., 1890. С. 52, 54.
[ 2 7 7 ] Майков Л.Н. Великорусские заклинания // Записки Русского Географического Общества по отделению этнографии. М., 1869. Т. 2. С. 576.
[ 2 7 8 ] Богатырев П.Г. Указ. соч. С. 50.
[ 2 7 9 ] Зеленин Д.К. Указ. соч. С. 185.
[ 2 80 ] Максимов С.В. Нечистая сила. Собр. соч. Спб., 1912. Т. 18. С. 81.
[ 2 81 ] Смирнов И.Н. Указ. соч. С.295.
[ 2 82 ] Емельянов А.И. Памятники старой чувашской веры // ИОАИЭ, Казань, 1913. Т. 18. Вып. 6. С. 573.
[ 2 83 ] Розенфельд А.З. О некоторых пережитках древних верований у припамирских народов // Советская этнография, 1959. № 4. С. 64.
[ 2 84 ] Соколов Б., Соколов Ю. Сказки и песни Белозерского края. М., 1915. С. 72.
[ 2 85 ] Кисляков Н.А. Охота таджиков долины реки Хингоу — в быту и в фольклоре. // Советская этнография, 1937. № 4. С. 118.
[ 2 86 ] Смирнов И.Н. Мордва — историко-этнографический очерк // ИОАИЭ Казань, 1895. Т. 12. Вып. 4. С. 295.
[ 2 87 ] Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 183.
[ 2 88 ] Там же. С. 133, 143.
[ 2 89 ] Там же. С. 304.
[ 2 90 ] Фридман Э П. Занимательная приматология. М., Знание, 1985. С. 106.
[ 2 9 1 ] Зеленин Д.К. Указ. соч. С. 162—164, 172.
[ 2 9 2 ] Зеленин Д.К. Указ. соч. С. 297.
[ 2 9 3 ] Терещенко А.В. Быт русского народа. Спб., 1848. Ч. 4. С. 134.
[ 2 9 4 ] Керейтов Р.Х. Мифологические персонажи традиционных верований ногайцев // Советская этнография, 1980. № 2. С. 123.
[ 2 9 5 ] Машурко М. Указ. соч. С. 361.
[ 2 9 6 ] Машурко М. Указ. соч. С. 364.
[ 2 9 7 ] Муродов О. Древние образы мифологии у таджиков долины Зеравшана. Душанбе. Дониш, 1979. С. 58.
[ 2 9 8 ] Розенфельд А.З. Указ. соч. С. 58.
[ 2 9 9 ] Фридман Э.П. Занимательная приматология. М., Знание. 1985. С. 170.
[ 300 ] Кисляков Н.А. Указ. соч. С. 118.
[ 301 ] Максимов С.В. Указ. соч. С. 81.
[ 302 ] Ефименко П. Указ. соч. С. 51.
[ 303 ] Семенова А. Из области религиозных верований горных таджиков // Этнографическое обозрение. 1899. № 4. С. 86.
[ 304 ] Машурко М. Указ. соч. С. 362.
[ 305 ] Руковский Н.Н. По следам лесных зверей // Лесная промышленность 1981. С. 123.
[ 306 ] Керейтов Р.Х. Указ. соч. С. 122.
[ 307 ] Зеленин Д.К. Указ. соч. С. 301.
[ 308 ] Смирнов И.Н. Пермяки // ИОАИЭ, Казань, 1891. Т. 9. С. 274, 275.
[ 309 ] Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Чебоксары, 1929 Вып 3 С. 254.
[ 310 ] Богатырев П.Г. Верования великорусов Шенкурского уезда Архангельской губернии // Этнографическое обозрение, 1916. № 3—4. С. 53—54.
[ 311 ] Даль В. Пословицы русского народа. М., 1957. С. 582.
[ 312 ] Романов Е.Р. Указ. соч. С. 302.
[ 313 ] Зеленин Д.К. Указ. соч. С. 162.
[ 314 ] Даль В. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа // Поли. собр. соч. Спб.-М., Изд. тов-ва Вольф, 1898. Т. 10. С. 342—344.
[ 31 5 ] Зеленин Д.К. Указ. соч. С. 164.
[ 31 6 ] Даль В. Пословицы русского народа. Указ. изд. С. 517, 772.
[ 31 7 ] Афанасьев А. Указ. соч. С. 158.
[ 31 8 ] Ашмарин Н.И. Указ. соч. Вып. 1. С. 309.
[ 31 9 ] Зеленин Д.К. Указ. соч. С. 173.
[ 3 20 ] Зеленин Д.К. Указ. соч. С. 133, 208.
[ 3 21 ] Рижский М. Указ. соч. С. 66.
[ 3 22 ] Зеленин Д.К. Указ. соч. С. 133.
[ 3 23 ] Там же. С. 165.
[ 3 24 ] Керейтов Р.Х. Указ. соч. С. 122.
[ 3 25 ] Рижский М. Указ. соч. С. 67.
[ 3 26 ] Литвинский Б.А. Семантика древних верований и обрядов памирцев. В кн.: Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье. М. Наука, 1981. С. 102.
[ 3 27 ] Миропиев М. Демонологические рассказы киргизов // Записки Русского Географического Общества по отдел. этнографии. Спб., 1888. Т. 10 Вып. 3. С. 40, 41.
[ 3 28 ] Ендеров В.А. Указ. соч. С. 62.
[ 3 29 ] Вирсаладзе Е.Б. Указ. соч. С. 78.
[ 3 30 ] Фирдоуси. Шахнаме. М., Изд. АН СССР, 1957. Т. 1. С. 35, 37.
[ 3 31 ] Фирдоуси. Шахнаме. М., Изд. АН СССР, 1957. Т. 1. С. 33.
[ 3 32 ] Толстой И.И. Связанный и освобожденный силен. Статьи о фольклоре. М.-Л., Наука, 1966. С. 99.
[ 3 33 ] Страбон. География. Л., Наука, 1964. С. 449.
[ 3 3 4 ] Даль В. Пословицы русского народа. М., 1957. С. 473.
[ 3 3 5 ] Попов М. Описание древнего славянского языческого баснословия. Спб., 1752. С. 10.
[ 3 3 6 ] Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М. 1975. С. 99.
[ 3 3 7 ] Даль В. Толковый словарь. Т. 1. Ст. «Домовой».
[ 3 3 8 ] Розенфельд А.З. О некоторых пережитках древних верований у припамирских народов. С. 65.
[ 3 3 9 ] Там же. С. 64.
[ 3 40 ] Там же. С. 62.
[ 3 41 ] Ушаков Д.Н. Материалы по народным верованиям великоруссов. Этнографическое обозрение, 1896. № 2—3. С. 154.
[ 3 42 ] Померанцева Э.В. Указ. соч. С. 95.
[ 3 4 3 ] Даль В. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. Спб., Изд. тов-ва Вольф. 1898.
[ 3 4 4 ] Померанцева Э.В. Указ. соч. С. 98.
[ 3 4 5 ] Ушаков Д.Н. Указ. соч. С. 154.
[ 3 4 6 ] Даль В. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа.
[ 3 4 7 ] Даль В. Толковый словарь. Т. 1. Ст. «Домовой».
[ 3 4 8 ] Васильков В.В. Народные обычаи казаков станицы Бекешевской //СМОМПК, Тифлис, 1906. Вып. 36. С. 146.
[ 3 4 9 ] Ушаков Д.Н. Указ. соч. С. 154.
[ 3 50 ] Материалы о домовых. Гос. архив Иркутской области (ГАИО), ф. 293,оп. №1, дело №693.
[ 3 51 ] Даль В. Пословицы русского народа. М., 1957: С. 854.
[ 3 52 ] Померанцева Э.В. Указ. соч. С. 97.
[ 3 53 ] Ушаков Д.Н. Указ. соч. С. 154.
[ 3 54 ] Васильков В. Указ. соч. С. 145—146.
[ 3 55 ] Материалы о домовых. ГАИО.
[ 3 56 ] Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX — начала XX веков. Изд. АН СССР. М., 1957. С. 94.
[ 3 57 ] Материалы о домовых. ГАИО.
[ 3 58 ] Померанцева Э.В. Указ. соч. С. 111.
[ 3 59 ] Материалы о домовых. ГАИО.
[ 3 60 ] Даль В. Пословицы русского народа. М., 1957. С. 933.
[ 3 61 ] Познанский Н. Народные поверья жителей Ярославского края // Живая старина. Петроград, 1916—1917. Т. 25. Вып. 2—3. С. 38.
[ 3 62 ] Муродов О. Традиционные представления таджиков об аджина. С. 102.
[ 3 63 ] Андреев М.С. Таджики долины Хуф. Сталинабад, 1953. Вып. 1. С. 54.
[ 3 6 4 ] Зеленин Д.К. Указ. соч. С. 165.
[ 3 6 5 ] Ончуков Н.Е. Указ. соч. С. 443.
[ 3 6 6 ] Логиновский К.Д. Указ. соч. С. 7.
[ 3 6 7 ] Машурко М. Указ. соч. С. 367.
[ 3 6 8 ] Орлов В. Джестернак (железные когти) // Средняя Азия. Ташкент, 1910. Кн. 11. С. 118.
[ 3 6 9 ] См. слово ghoul в словаре.
[ 3 70 ] Ендеров В.А. Указ. соч. С. 54.
[ 3 71 ] Петров И. Сказание о диких людях „очокочи» // СМОМПК, Тифлис 1886. Вып. 5. С. 101, 102.
[ 3 72 ] Ксенофонтов Г,В. Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов Иркутск, ОГИЗ. 1937. Т. 1. С. 554.
[ 3 73 ] Даль В. Пословицы русского народа. М., 1957. С. 934.
[ 3 7 4 ] Материалы о домовых. ГАИО.
[ 3 75 ] 3еленин Д.К. Указ. соч. С. 33.
[ 3 76 ] Короленко В.Г. История моего современника, М., 1965. Т. 3, Ч. 1., С. 523.
[ 3 77 ] Машурко М. Указ. соч. С. 368.
[ 3 78 ] 3еленин Д.К. Указ. соч. С. 165.
[ 3 79 ] Машурко М. Указ. соч. С. 370.
[ 3 80 ] Гусев А. Поверья, праздники, песни и сказки в ст. Ардонской, Терской области //СМОМПК. Тифлис, 1893. Вып. 16. С. 320.
[ 3 81 ] Зеленин Д.К. Указ. соч. С. 209.
[ 3 8 2 ] Солоухин В. Третья охота // Наука и жизнь, 1967. № 6. С. 103—104.
[ 3 8 3 ] Рижский М. Указ. соч. С. 66.
[ 3 8 4 ] Муродов О. Традиционные представления таджиков об аджина. С. 101.
[ 3 8 5 ] Зеленин Д.К. Указ. соч. С. 142, 172.
[ 3 8 6 ] Яворский Ю. Галицко-русские поверья о дикой бабе // Живая старина. 1897, № 3—4. С. 439—441.
[ 3 8 7 ] Зиновьев В.П. Указатель сюжетов сибирских быличек и бывальщин. №324.
[ 3 8 8 ] Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Вып. 1. С. 312.
[ 3 8 9 ] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 18. Ст. «Леший».
[ 3 90 ] Мак-Киннон Дж. По следам рыжей обезьяны. М., Мысль, 1985. С. 101.
[ 3 91 ] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 18. Ст. «Леший». С. 203.
[ 3 92 ] Ендеров В.А. Указ. соч. С. 60.
[ 3 93 ] Зеленин Д.К. Указ. соч. С. 145.
[ 3 94 ] Там же. С. 201.
[ 3 95 ] Смирнов И.Н. Пермяки // ИОАИЭ. Казань, 1891. Т. 9. С. 278.
[ 3 96 ] Руковский Н.Н. По следам лесных зверей. М., 1981. С. 136.
[ 3 97 ] Зеленин Д.К. Указ. соч. С. 208.
[ 3 9 8 ] Машурко М. Указ. соч. С. 367.
[ 3 9 9 ] Гурвич И.С. Таинственный чучуна. М., Мысль, 1975. С. 29—31.
[ 400 ] Там же. С. 13.
[ 401 ] Муродов О. Древние образы мифологии у таджиков долины Зеравшана. С. 58.
[ 402 ] Анучин Д.Н. Антропоморфные обезьяны и низшие типы человечества // М., Природа, 1874. Кн. 1. С. 251.
[ 40 3 ] Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. С. 51.
[ 40 4 ] Ушаков Д.Н. Материалы по народным верованиям великоруссов // Этнографическое обозрение. М., 1896. № 2. С. 162.
[ 40 5 ] Муродов О. Древние образы мифологии у таджиков долины Зеравшана С. 35.
[ 40 6 ] Гордлевский В.А. Из османской демонологии // Этнографическое обозрение. М., 1914. № 1—2. С. 6.
[ 40 7 ] Linnaei С. Systema Naturae. Lipsiae, 1758.
[ 40 8 ] Singh J.A., Zingg R.M. Wolf-Children and Feral Man. New York and London, 1942. PP. 19—21.
[ 4 09 ] Ляцкий Е.А. Представление белоруса и нечистой силе. Этнограф. обозрение. М., 1890. Кн. 7. № 4. С. 34.
[ 4 10 ] Кисляков Н.А. Указ. соч. С. 112.
[ 4 11 ] Брагинский И.С. Из истории таджикской народной поэзии. Изд. АН СССР М., 1956. С. 58.
[ 4 12 ] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 35. Ст. «Фавн». С. 220.
[ 4 13 ] Муродов О. Указ. соч. С. 46.
[ 4 14 ] Сухарева О.А. Пережитки демонологии и шаманства у равнинных таджиков. В кн.: Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М. Наука, 1975. С. 43.
[ 4 15 ] Снесарев Г. Люди и звери. // Знание — сила, 1973. № 11. С. 39—40.
[ 4 16 ] Башкирские предания и легенды. Уфа, Башкирск. кн. изд-во, 1985 С.268.
[ 4 17 ] Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Казань, 1928. Вып. 1. С. 316
[ 4 18 ] Там же. С. 311.
[ 4 1 9 ] Коблов Я.Д. Мифология казанских татар // ИОАИЭ. Казань, 1910. Т. 26 Вып. 5. С. 429.
[ 4 20 ] Ушаков Д.Н. Материалы по народным верованиям великоруссов. // Этно.графическое обозрение. 1896. № 2—3. С. 154.
[ 4 21 ] Харузина В.Н. На Севере. М. 1890. С. 52.
[ 4 22 ] Машурко М. Указ. соч. С. 367.
[ 4 23 ] Муродов О. Указ. соч. С. 36.
[ 4 24 ] Сухарева О.А. Указ. соч. С. 43.
[ 4 25 ] Ендеров В.А. Указ. соч. С. 60.
[ 4 26 ] Логиновский К.Д. Указ. соч. С. 11.
[ 4 27 ] Машурко М. Указ. соч. С. 371.
[ 4 28 ] Кисляков Н.А. Указ. соч. С. 112.
[ 4 29 ] Романов Е.Р. Указ. соч. С. 95.
[ 4 30 ] Ефименко П. Указ. соч. // Памятная книжка Архангельской губернии на 1864год, Архангельск, 1864. С. 52.
[ 4 31 ] Живая старина, 1894. Вып. 1. С. 8.
[ 4 32 ] Фридман Э.П. Занимательная приматология. М., Знание, 1985. С. 119.
[ 4 33 ] Ендеров В.А. Указ. соч. С. 66.
[ 4 34 ] Диодор Сицилийский. Историческая Библиотека. Спб., 1774. Ч. 1. С. 141.
[ 4 35 ] Зотов В.Р. Документальная история черта // Исторический вестник. 1884. Январь. С. 169.
[ 4 3 6 ] Низами Арузи Самарканди. Собрание редкостей или четыре беседы. М., Изд-во вост. лит., 1963. С. 33, 150.
[ 4 3 7 ] Бунатов Г. Из поверий, предрассудков и народных примет армян Эчмиадзинского уезда // СМОМПК. Тифлис, 1893. Вып. 17. С. 174.
[ 4 3 8 ] Мамаладзе Т. Народные обычаи и поверья гурийцев // СМОМПК, 1893. Вып. 17. С. 99.
[ 4 39 ] Керейтов Р.Х. Указ. соч. С. 123.
[ 4 4 0 ] Муродов О. Указ. соч. С. 35.
[ 4 4 1 ] Кисляков Н.А. Указ. соч. С. 113.
[ 4 4 2 ] Алексеенко Е.А. Кеты. Л., Наука, 1967. С, 176.
[ 4 4 3 ] Гурвич И.С. Указ. соч. С. 34, 72.
[ 4 4 4 ] Ендеров В.А. Указ. соч. С. 58.
[ 4 45 ] Емельянов А.И. Памятники старой чувашской веры // ИОАИЭ, Казань, 1913. Т. 28. Вып. 6. С. 573.
[ 4 46 ] Рижский М. Демонологические представления шапсугов. С. 66—67.
[ 4 47 ] Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1868. Т. 2. С. 348.
[ 4 48 ] «В стремительном полете завывающей бури грозные, эльфоподобные духи (лешие, русалки) нападают на демонов мрачных туч, вертят и щекочут их и заставляют хохотать громовым хохотом — до тех пор, пока не погибнут они в страшных судорожных движениях, т.е. пока тучи не будут рассеяны грозою. В этой картине, набросанной смелою поэтическою кистью, кроется основа народного поверья о щекотаньи лешими и русалками захваченных ими людей…» (А.Афанасьев. Там же. С. 339—340).
[ 4 4 9 ] Остроумов Н.П. Сказки сартов. Ташкент, 1908. С. 157.
[ 4 50 ] Машурко М. Из области народной фантазии и быта // СМОМПК, 1894. Вып. 18. С. 360.
[ 4 51 ] Зеленин Д.К. Указ. соч. С. 183.
[ 4 52 ] Зеленин Д.К. Указ. соч., С. 182.
[ 4 53 ] Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. Спб., 1893. Т. 2. С. 526.
[ 4 54 ] Зеленин Д.К. Указ. соч. С. 193.
[ 4 55 ] Машурко М. Указ. соч. С. 365.
[ 4 56 ] Муродов О. Указ. соч. С. 40.
[ 4 57 ] Рочев Ю.Г. Указ. соч. С. 89.
[ 4 58 ] Логиновский К.Д. Указ. соч. С. 8.
[ 4 59 ] Рижский М. Указ. соч. С. 67.
[ 4 60 ] Фридман Э.П. Занимательная приматология. М., Знание, 1985. С. 118.
[ 4 61 ] Диваев А.А. Этнографические материалы. Ташкент, 1896. Вып. 5. С. 46.
[ 4 62 ] Руденко С.И. Башкиры, опыт этнологической монографии. Л., 1925. Ч. 2. С. 305.
[ 4 63 ] Короглы Х.Г. Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана. М., Наука. 1983. С. 41.
[ 4 64 ] Алейников М. Поверья ногайцев // СМОМПК. Тифлис, 1893. Вып. 17 С. 9.
[ 4 6 5 ] Зеленин Д.К. Указ. соч. С. 155.
[ 4 6 6 ] Мифологический словарь. Л., 1961. С. 177.
[ 4 67 ] Там же. С. 250.
[ 4 68 ] Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. М., 1910. Т. 3. С. 191.
[ 4 69 ] Логиновский К.Д. Указ. соч. С. 7.
[ 4 70 ] Турилов А.А., Чернецов А.В. О письменных источниках изучения восточнославянских народных верований и обрядов // Советская этнография 1986. № 1.С. 101.
[ 4 71 ] Сатунин К. А. Указ. соч. С. 33.
[ 4 72 ] Ашмарин Н.И. Указ. соч. Вып. 1. С. 311.
[ 4 73 ] Ендеров В.А. Указ. соч. С. 54.
[ 4 74 ] Мамаладзе Т. Указ. соч. С. 101.
[ 4 75 ] Машурко М. Указ. соч. С. 367.
[ 4 76 ] Муродов О. Древние образы мифологии у таджиков…, С 39.
[ 4 77 ] Там же. С. 57.
[ 4 78 ] Сухарева О.А. Указ. соч. С. 30.
[ 4 79 ] Литвинский Б.А. Указ. соч. С. 102.
[ 4 80 ] Этимологический словарь адыгейских (черкесских) языков. М. Наука 1977. С. 60.
[ 4 81 ] Гордлевский В.А. Указ. соч. С. 4.
[ 4 82 ] Рогожин Т. Нечто из верований, поверий и обычаев жителей ст. Червленой, Кизлярского отдела, Терской области // СМОМПК, Тифлис, 1893 Вып. 16. С. 63.
[ 4 83 ] Романов Е.Р. Указ. соч. С. 139—140.
[ 4 84 ] Толстой Н.И. Из заметок по славянской демонологии. В кн.: Народная гравюра и фольклор в России XVII—XIX вв. М., 1976.
[ 4 85 ] Пидопличко И.Г. Указ. соч. С. 35.
[ 4 86 ] Зеленин Д.К. Указ. соч. С. 157.
[ 4 87 ] Лукьянов Ф. Из космогонических поверий абхазцев // СМОМПК Тифлис, 1904. Вып. 34. С. 30.
[ 4 8 8 ] Диваев А.А. Этнографические материалы. Ташкент, 1896. Вып. 5. С. 48.
[ 4 8 9 ] Мопассан Ги де. Собр. соч. в 12 т. М., 1958. Т. 10 (новелла «Страх»).
[ 4 90 ] «Рассмотрев важнейшие особенности быличек, можно сделать вывод, что это самостоятельный жанр устной народной эпической прозы. Он объединяет в себе произведения, построенные на фантастическом вымысле, имеющие характер свидетельского утверждения и исполняемые с установкой на достоверность. Вымысел в быличках выражен через образы и действия определенных сверхъестественных существ». «…Этот контраст рядового и сверхъестественного закрепился в быличке. в качестве художественного приема, призванного возбудить эмоции аудитории». Зиновьев В.П. Жанровые особенности быличек // Учебное пособие по курсу «Русское народное поэтическое творчество», Иркутский гос. университет. 1974. С. 37, 89.
[ 4 91 ] Тургенев И.С. В воспоминаниях современников. М., Художественная литература, 1983. Т. 2. С. 486.
[ 4 92 ] Бродский Н. Замыслы И.С.Тургенева. Вестник воспитания, № 9, 1916.
[ 4 93 ] Там же.
[ 4 94 ] Мопассан Ги де. Указ. соч. Т. 11. С. 183.
[ 4 95 ] Богданов Л., Богданов Б. Родной край в произведениях И.С.Тургенева.
[ 4 96 ] Здесь идалее Oeuvres completes de Guy de Maupassant. Paris // «La Peur». 1909. V.XVI, p.271-273.
[ 4 97 ] Тургенев И.С. Собр. соч. в 15 т. М.-Л., Наука, 1964, Т. 7. С. 416.
[ 4 9 8 ] Муродов О. Древние образы мифологии у таджиков долины Зеравшана. С. 24, 25.
[ 4 99 ] Фридман Э.П. Занимательная приматология. М., Знание, 1985. С. 44, 45.
[ 500 ] Сергеев В.И. Термины древнечувашской мифологии и демонологии. В сб.: Исследования по этимологии чувашского языка. Чебоксары. 1981. С. 84.
[ 50 1 ] Чулков М.Д. Абевека русских суеверий. Спб., 1786. С. 234.
[ 50 2 ] Хрисанфова Е.Н. Эволюция соотношения мозгового и лицевого отделов черепа в семействе Hominidae. // Советская антропология. 1958. № 3. С. 33.
[ 50 3 ] Там же. С. 34.
[ 50 4 ] Bernheimer R. Wild Men In the Middle Ages. New York, 1970, P. 33.
[ 50 5 ] Зеленин Д.К. Указ. соч. С. 125.
[ 50 6 ] Плавание. Учебник для инструкторов физической культуры. М., 1979. С. 10, 11.
[ 50 7 ] Даль В. Толковый словарь. Т. 4. Ст. «Русалка».
[ 50 8 ] Гурвич И.С. Указ. соч. С. 65.
[ 50 9 ] Ашмарин Н.И. Указ. соч. Вып. 1. С. 316.