При правильно подготовленном проекте кухни ресторана во многом зависит успех вашего заведения. При составлении проекта кухни ресторана важно принять во внимание важные моменты: специфику и концепцию ресторана, а также ассортимент блюд. Исходя из вышеперечисленного будет составляться перечень технологического оборудования. В грамотном проекте кухни ресторана организация зон приготовления блюд должна исходить из того, в какой последовательности будут выполняться технологические операции. Но для создания проекта будущей кухни важно знать, что существуют общие требования к расположению помещений на ресторанной кухне, а это – целый комплекс помещений с различным назначением.
Важные зоны для проектирования:
- Цеха приготовления – мясной, овощной, холодный, горячий, кондитерский, и т.д. (в зависимости от специфики и направленности ресторана могут создаваться дополнительные цеха);
- Моечный цех – для кухонной и зальной посуды;
- Раздевалка и туалеты – отдельно для мужчин и женщин, сотрудников ресторана;
- Склад для хранения продуктов – включая помещения-холодильники, а также профессиональное оборудование для кухни ;
- Кабинет шеф-повара;
- Стафф-зона – столовая для сотрудников (при наличии места);
- Зона выдачи блюд – включает в себя стойки для отдачи и выход в зал.
В целях рационального использования кухонных помещений рекомендуется горячие и холодные цеха размещать как можно ближе в зоне выдачи: тогда, вероятнее всего, блюда как можно быстрее попадут к клиенту, не успев остынуть или заветриться. Также важно предусмотреть разные выходы из кухни в зал. Официанты должны пользоваться разными дверьми для входа и выхода из кухни, чтобы не столкнуться нос к носу с нагруженными подносами. Да и по требованиям СЭС необходимо иметь разные потоки с зала на мойку и с раздачи в зал. Но давайте внимательнее изучим вопрос о требованиях, которые нужно соблюдать при проектировании кухни.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЮ КУХНИ
Итак, первый и основной документ, которым нужно руководствоваться при подготовке помещения под кухню, — это ДБН В.2.2-25:2009 «Предприятия питания (заведения ресторанного хозяйства)» . Требований в таком документе очень много. Но мы остановимся лишь на тех, которые будут новостью не только для Вас, но и для большинства сотрудников проверяющих органов.
1. РАЗМЕР КУХНИ
Размер кухни обязательно должен соответствовать классу Вашего заведения (ресторан, кафе, столовая, буфет и т.п.) и количеству посадочных мест. Если вы позиционируете свое заведение как ресторан, значит Вы должны обеспечить следующие размеры кухни:
- до 50 посадочных мест –140 м2 (если готовите из полуфабрикатов, так уж и быть, можно и 100 м2 под кухню вывести);
- до 100 посадочных мест — 211 м2 (если готовите на полуфабрикатах — 189 м2);
- на каждое последующее место после 100 – 0,78 м2.
А, например, для кафе размер кухни может быть скромнее:
- до 50 посадочных мест – не менее 57 м2;
- до 200 мест – не менее 132 м2;
- на каждое последующее место после 200 – 0,3 м2.
2. РАЗМЕЩЕНИЕ ЦЕХОВ
Цеха в структуре кухни должны обеспечивать последовательность технологических процессов обработки продуктов при минимальной протяженности функциональных связей и отсутствии пересечения технологических и транспортных потоков. Важно помнить, что цеха не должны быть проходными, исключением могут быть отделения цехов, связанные последовательными технологическими процессами.
Обратите внимание! Если в вашем заведении более 50 посадочных мест - производственные цеха на кухне рекомендуется размещать в раздельных помещениях.
При объединении в одном помещении цехов с различными температурными режимами и режимами влажности, а также моющих цехов различного назначения нужно использовать специальное оборудование, которое позволит обеспечить в местах обработки и приготовления блюд заданные параметры внутренней среды. В таком помещении цеха следует разделять барьерами высотой до 1,6 м.
3. РАЗДАТОЧНЫЕ
Помещение раздаточной в предприятиях питания с официантами должно иметь непосредственную связь с горячим и холодным цехами, помещением для резки хлеба, сервизной, моечной столовой посуды и буфетом через технологические или дверные проемы.
Не забудьте! В раздаточной следует предусмотреть место для установки кассовых аппаратов и умывальник для официантов.
Если указанные помещения расположены с одной стороны раздаточной, то ширина раздаточного помещения должна быть не менее 2 м. При расположении этих помещений с двух и более сторон раздаточной — не менее 3 м.
4. СТЕНЫ И ПОЛ
Для того, чтобы в ресторане работалось максимально комфортно – окрашивание стен, перегородок, конструкций и оборудования на кухне рекомендуется предусматривать в светлых холодных тонах, чтобы окружающая обстановка не давила на персонал. Сами краски должны иметь положительные заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы и не выделять в воздушную среду химических веществ выше регламентированных ДСП 201.
Обязательно! Требуйте у продавцов красок упомянутые выше заключения, а также сохраняйте документы, подтверждающие покупку.
Обратите внимание на пол в своей кухне. Он должен быть гладким, без щелей, выбоин, с поверхностью удобной для мытья, с уклоном пола к трапам. Если в помещении такого уклона нет – для кухни оно не подходит!
САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
От соблюдения правил, предписанных РосПотребНадзором, зависит здоровье посетителей и репутация заведения. Речь идет о соблюдении Санитарных правил для предприятий общественного питания.
Итак. Если Вы думаете, что требования РосПотребнадзора касаются только санитарных норм и безопасности пищи, то Вы ошибаетесь. К примеру, размещение технологического и холодильного оборудования: его надо размещать с учетом последовательности технологического процесса так, чтобы исключить встречные и перекрещивающиеся потоки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, а также обеспечить свободный доступ к нему и соблюдение правил техники безопасности на рабочих местах.
Например, знаете ли Вы о том какие требования существуют к разрубочному столу для мяса? Он обязательно должен присутствовать на кухне ресторана, но еще и быть изготовлен только из твердых пород дерева, установлен на металлической подставке и окрашен. По окончании работы его рабочую поверхность зачищают ножом и посыпают солью, а боковую часть моют горячей водой. По мере изнашивания и появления глубоких зарубин поверхность разрубочного стола спиливают.
Правила о разделочных досках - они должны быть маркированы в соответствии с обрабатываемым на них продуктом: «СМ» — сырое мясо, «СР» — сырая рыба, «СО» — сырые овощи, «ВМ» — вареное мясо, «ВР» — вареная рыба, «ВО» — вареные овощи, «МГ» — мясная гастрономия, «Зелень», «КО» — квашеные овощи, «Сельдь», «Х» — хлеб, «РГ» — рыбная гастрономия. Необходимо иметь достаточный запас разделочных досок. Разделочные ножи также должны быть промаркированы. После каждой операции разделочные доски очищают ножом от остатков продуктов, моют горячей водой с добавлением моющих средств, ошпаривают кипятком и хранят поставленными на ребро на стеллажах в специальных кассетах в цехе, за которым они закреплены.
Важно! Производственный инвентарь и инструменты после промывки с добавлением моющих средств и ополаскивания следует ошпарить кипятком.
Мытье столовой посуды ручным способом производят в следующем порядке:
- Удаление остатков пищи щеткой или деревянной лопаткой в специальные бачки для отходов;
- Мыть в воде с температурой не ниже 40 градусов. C добавлением моющих средств;
- Мыть в воде с температурой не ниже 40 градусов. C добавлением моющих средств в количестве, в два раза меньшем, чем в 1 секции ванны;
- Ополаскивание посуды, помещенной в металлические сетки с ручками, горячей проточной водой с температурой не ниже 65 градусов. C или с помощью гибкого шланга с душевой насадкой;
- Просушивание посуды на решетчатых полках, стеллажах.
Еще один принципиально важный момент. При ручном способе мытья столовой посуды предприятие должно быть обеспечено трехсекционными ваннами; для мытья стеклянной посуды и столовых приборов необходимы двухсекционные ванны.
Информация для поваров! С целью приготовления пищи запрещается принимать:
- утиные и гусиные яйца;
- овощи и плоды с признаками гнили;
- грибы соленые, маркированные, консервированные и сушеные без наличия документа о качестве;
- особо скоропортящиеся продукты с истекшими сроками реализации или на грани его истечения;
- свежие, но мятые грибы.
Осторожно! Запрещается изготовление блинчиков с творогом из не пастеризованного молока.
Запрещается оставлять на следующий день:
- салаты, винегреты, паштеты, студни, заливные блюда и др. особо скоропортящиеся холодные блюда;
- супы молочные, холодные, сладкие, супы-пюре;
- мясо отварное порционированное для 1 блюда, блинчики с мясом и творогом, рубленые изделия из мяса, птицы, рыбы;
- соусы;
- омлеты;
- картофельное пюре, отварные макаронные изделия;
- компоты и напитки собственного производства.
К сожалению, не все рестораторы помнят об этих нормах и не всегда серьезно подходят к организации работы кухни. А ведь все это было выдумано не просто так. Не стоит рассчитывать на то, что государственные органы будут пренебрежительно относиться к своим обязанностям.
ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
1. Составление эскиза проекта с учетом технических характеристик помещений. Учитываются следующие факторы: Размеры помещений и технические характеристики, Концепция и будущее меню предприятия, Количество посадочных мест, Ограничения по электроэнергии, Наличие газопровода, Особенности разводки водоснабжения и канализации...
2. Согласование эскиза с заказчиком
3. Предоставление заказчику готового проекта со схемой техпроцесса и технологических потоков сырья и готовой продукции.
4. Предоставление заказчику спецификации необходимого оборудования
Подбор необходимого оборудования для предприятия общественного питания.
Как правило, подбор оборудования осуществляется в комплексе с проектированием производственных цехов, однако подбор может быть выполнен для уже готового проекта. Подбор необходимого оборудования для общепита включает в себя следующие этапы:
- Определение с заказчиком ценовых и качественных характеристик необходимого оборудования
- Проведение тендера по оснащению среди поставщиков оборудования, выбор наиболее оптимального варианта оснащения
Отопление, вентиляция и кондиционирование:
- Обмерочный план
- Пояснительная записка с указанием расчетных параметров по воздуху в помещении
- Ведомость чертежей и ссылочных документов
- План системы общеобменной вентиляции с указанием расчетных параметров воздуха на вентрешетках
- Аксонометрическая схема системы общеобменной вентиляции
- План и аксонометрическая схема технологической вентиляции (если предусматривается)
- План системы кондиционирования с указанием мест прохождения трубопроводов холодоснабжения и дренажа, а также узла обвязки кондиционеров
- Спецификация оборудования и материалов
Архитектурные решения:
- Обмерочный план
- Пояснительная записка
- Поэтажные планы
- Разрезы
- Устройство перегородок, окон и дверей
- Крепление оборудования и трубопроводов
- Утепление ограждающих конструкций
- Ведомость отделки помещений
- Расход материалов
Водоснабжение и канализация:
- Обмерочный план
- Пояснительная записка с указанием расчетных параметров по водопотреблению
- Ведомость чертежей и ссылочных документов
- План Помещения с расстановкой технологического оборудования и местами подвода воды и канализации
- Аксонометрическая схема трубопроводов ХВ и ГВ
- Аксонометрическая схема трубопровода производственной канализации
- Схема узла учета расхода ХВ и ГВ
- Спецификация оборудования и материалов
Электрооборудование:
- Обмерочный план
- Допуск СРО к работам по подготовке проектной документации
- Пояснительная записка
- Ведомость чертежей и ссылочных документов
- Однолинейная электрическая схема вводнораспределительного щита с указанием номера группы и марки вводного кабеля (согласно электрическому проекту Базового здания)
- Монтажная схема щита
- Планы сети освещения (с указанием номеров групп, марки и сечения кабеля)
- План силовой и розеточной сети (с указанием номеров групп, марки и сечения кабеля)
- План прокладки кабельных коммуникаций с указанием мест установки распаечных коробок
- хема принципиальная электрическая управления (в случае применения схем автоматического управления)
- Спецификация оборудования и материалов