Найти в Дзене
Звенимир

Летка-Енка. Новый Интернационал и хоровод народов

Возможно, в старину на Руси был такой танец, который объединял все сословия населения. Но с петровских времён такого танца точно не было. У господ были свои танцы, а у народа - свои. Если господа и танцевали народные танцы, то скорей в шутливо-гротескной форме. Как, например, у Толстого танцующие "Барыню" старый князь Ростов с Наташей. А уж представить себе простолюдина, танцующего господские танцы, и вовсе невозможно.

С большой натяжкой всеобъединяющим русским танцем можно считать хоровод. Может он таким и был в более стародавние времена. Но эта связь прервалась.

В 60-е годы вместе с оттепелью к нам прорвались заграничные танцы: твист и рок-н-ролл, которые считались капиталистическими, и которые несли чуждый нам дух. Стоит сказать, что Никита наш Сергеич Хрущёв был большим ретроградом и тяжело принимал новые веяния жизни. Поэтому при его власти существовал фактический запрет на всё несоветское. Из танцев он наверно признавал только гопак, который сам, в виде шута, часто танцевал перед Сталиным. Лишь после ухода Хрущёва страна стала лихо отплясывать твист.

Мода на твист прошла всё же быстро. С 1964 по 1967 год длилась твистомания, которая оставила яркий след в нашем кино и в нашей эстрадной музыке. Но зато появившийся в СССР в 1965 году финский танец Летка-Енка просто взорвал страну.

Примерно в тоже время появился танец сиртаки с музыкой написанной греческим композитором Микисом Теодоракисом. Этот танец на долгие годы стал настоящим символом Греции. В нашу страну он проник быстро и тоже очень полюбился всем, но его танцевать могли большей частью профессионалы. А вот Летка-Енка была крайне простым танцем и сразу прижилась в нашей стране. В течении нескольких месяцев этот танец стал всеобъединяющим танцем всех народов Советского Союза.

-2
-3

Летку-Енку плясали в СССР взрослые и дети: в детских садах и школах, пионерских лагерях и турбазах, в домах отдыха и санаториях, в красных уголках и сельских домах культуры. Чуть ли не в воинских частях и тюрьмах танцевали Летку-Енку.

В переводе с финского letkajenkka разбивалась на два слова: letka означало - качаться, раскачиваться, и jenkka - танец. Еще в 19 веке этот танец танцевали в царской России в дремучих чухонских селеньях финны. Это был простонародный крестьянский танец. Историки танца говорят, что он стал подражанием шоттишу, шотландскому танцу, распространенному в Европе, и что он каким-то образом проник на территорию северной Финляндии и преобразовался, в отличии от шоттиша, в скачущий танец. В Летке-Енке танцующие располагаются цепочкой и прыжками передвигаются в такт музыкальному сопровождению.

Неоднократно модернизируясь, этот танец к 60-м годам прорвался за рубежи Финляндии. Произошло это после того, как финский композитор Рауно Лехтинен написал, точней переработал, известную мелодию финского танца. В 1965 году итальянец Роберто Дельгадо выпустил на пластинке оркестровую мелодию Лехтинена, где большую роль играли духовые инструменты. И вот тут, что называется, понеслось!

Наступил пик повального увлечения этим танцем. За один только 1965 год эта мелодия вышла почти в 90 странах на других пластинках, в десятке различных вариаций. Танец стали танцевать во всём мире. И под конец 1965 года он проник и к нам в страну.

Стоит сказать, тогда работали на совесть, и поэтому для первой русской Летки-Енки рекрутировали серьезные силы. Аранжировку первой Летки сделали Геннадий Подольский, Евгений Рохлин при участии Владимира Хвойницкого, стихи написал Дмитрий Иванов. Вот такой первый раз была нам показана в канун нового 1966 года советская Летка-Енка в исполнении эстонского певца Кальмера Тенносаара на "Голубом Огоньке":

Через месяц Летку-Енку танцевала вся страна. Тут же была написана детская Летка-Енка на стихи Михаила Пляцковского, где фактически была в сохранности мелодия Лехтинена. Эта песня была не менее популярна, и исполняла её Тамара Миансарова.

По всем инстанциям рассылали краткие описания танца. Наверно для особо тупоголовых. Сохранились инструкции по танцу. Там было написано следующее:

Танцующие  выстраиваются цепочкой или паровозиком, так что каждый участник держит руки на плечах или поясе того, кто стоит перед ним. Схема движений танца выглядит следующим образом (все участники двигаются одинаково).
По два раза поочерёдно правой и левой ногой делаются такие движения:

Вынос правой ноги вправо; удар правой пяткой по полу.
Правая нога возвращается обратно к левой (повтор).
Вынос левой ноги влево; удар левой пяткой по полу.
Левая нога возвращается обратно к правой ( повтор).

Один прыжок вперёд на обеих ногах.
Один прыжок назад на обеих ногах.
Три прыжка подряд вперёд на обеих ногах.

Трудно сосчитать сколько лет длилась летко-енкомания на территории СССР, но за 10 лет вполне можно ручаться. Огромный резонанс этот танец получил в нашем кино и мультпликации. Его исполняют в фильмах "Человек, которого я люблю", "Вас вызывает гражданка Никанорова", "Эта весёлая планета", "Всадник над городом". В любимых мультиках танец танцуют в "Матч-реванш". "Паровозик из Ромашково", "Как казаки невест выручали" и других.

Последний раз в нашем кино этот танец упоминается в фильме С. Бодрова "Я тебя ненавижу", где главный герой упоминает Юлика, которого играет Панкратов-Чёрный, как создателя текста песни Летка-Енка. Ну а наверно самое последнее упоминание Летки-Енки было в 1997 году. Гарик Сукачёв вернулся к танцу в своём фильме "Кризис среднего возраста".

Кстати, в фильме "Эта весёлая планета", сценаристом которого был как раз автор первых стихов Летки Дмитрий Иванов, Давидом Тухмановым была написана новая Летка-Енка - песня "Листопад", которую должен был исполнить Валерий Ободзинский. Но Валерию Владимировичу в очередной раз дали по рогам и песню не включили в фильм. Зато сама мелодия звучит, и под неё возбуждённые учёные академгородка танцуют Летку-Енку. Хотя должно было быть примерно так:

Еще была одна замечательная Летка-Енка в исполнении Ларисы Мондрус - песня "Весёлый поезд", написанная В. Хвойницким на стихи Г. Бейлина.

А вот еще одна Летка-Енка 1969 года. Здесь Владимир Шубарин в очередной раз вытворил что-то гениальное и неповторимое. Весьма ритмичная и шустрая получилась Летка.

Но плясали танец и во всех братских странах того времени. Вот венгерская Летка-Енка.

Где-то с середины 70-х годов такой душеобъединяющий, малосексуальный, социальный танец Летка-Енка стал пропадать из нашего бытия. Ему на смену пришли танцы-жманцы-обниманцы 70-х, диско, ламбады, где основным фактором было не душеобъединение, а скорей приглашение к сексу. Да и вся целомудренная тематика подобных танцев почила в бозе.

Сейчас, в наше непростое время, как раз такого танца, который явился бы объединяющим для всех национальностей и сословий, как раз очень не хватает. Ибо вся канва мировой политики как раз направлена на то, чтобы нас всех загнать по углам и перебить поодиночке. Так что пока всё больше танцуем в обнимку с компьютерами, да еще и по удалёнке.