/Безопасная встряска для всех отчаявшихся/
Книга "Жизнь Пи" удивляет хотя бы тем, что неподдельный колорит крупнейшего государства Южной Азии и идею о единстве трёх мировых религий передал писатель из Северной Америки. Но это не основное, чем цепляет и вдохновляет канадец Янн Мартел своего читателя.
Сюжет
"Эта история заставит вас поверить в Бога", — так говорит незнакомец в кафе отчаявшемуся писателю в творческом кризисе, после чего тот разыскивает владельца сюжета его будущей книги. Однако вместе с рассказом индийца Писина Молитора Пателя о его путешествии в одной шлюпке с бенгальским тигром литератор находит большее, чем вдохновение и очевидную славу.
С самого начала Мартел создает в иллюзию, будто роман с основан на реальных событиях. Ведь рассказчика, того самого литератора писатель назвал своим именем, намекая на личное знакомство с рассказчиком. На самом же деле "Жизнь Пи" написана на основе впечатлений Мартела не от разговора с неким индийцем, а от забытой новеллы бразильского писателя и врача Моасира Скляра "Макс и кошки". Она была опубликована в 1981 году и рассказывает о похожем путешествии в дрейфующей шлюпке после кораблекрушения немца Макса Шмидта с ягуаром.
Мартел, не скрывая, благодарит в своей книге Скляра за "животворную искру", которая в скором будущем принесёт ему читательское признание во всём мире, Букеровскую премию в 2002 году и экранизацию по мотивам его книги в 2012-м. Однако позже он пояснил, что само произведение Скляра не читал, лишь отзыв на него. Из чего логично заключить: не только имена, страны и животные отличаются от вдохновляющего первоисточника. Но, очевидно, разнятся также сама история, содержание и форма, которые разделяют книгу, жизнь Пи и мировоззрение читателя на до, во время и после.
О книге
Понятная на словах композиция рассказа в рассказе на самом деле сбивает с толку. Автор не ограничивается тем, что обрамляет путешествие Пи в далеком прошлом событиями сегодняшних дней. Мартел регулярно переходит от одной сцены к другой. То есть в этом абзаце читатель наблюдает лодку и тигра, а в следующем, возможно, уже окажется на кухне повзрослевшего индийца, вспоминающего о своем удивительном прошлом. Но, как отметил автор в предисловии, "книга эта родилась от голода" и "все неточности и огрехи можно смело списать на автора".
Однако все нюансы в стиле письма не имеют значения по сравнению со смыслом, который Мартел вложил в эту историю. Чтобы понять его, следует взглянуть на все образы более внимательно.
Так, путешествие по морю с тигром — это странствие по жизни с верой. Шлюпка и все, что в ней происходит, оказывается испытаниями, которые посылаются человеку, чтобы не погубить его, но закалить и открыть то потаенное, что у него есть внутри. Слепота собственная и чужая — пороки, какие одолевают человека и делают слепцом перед реальностью. Волшебный остров — то самое опасное в жизни каждого под названием быт и комфорт. Он сверх необходимого снабжает и удовлетворяет физические потребности в еде, воде, отдыхе, но взамен сжирает заживо индивидуальность, душу и конечную цель за пределами этого уютного уголка, оставляя только зубы.
В противоречие со всеми чудесами в виде плотоядного острова, летающих рыб и светящейся воды, которые даже в контексте книги уже начинаешь воспринимать как фантазию, язык произведения нарочито понятен и прост. Как будто сюжет действительно начитан и продиктован писателю одним индийцем, выросшем в зоопарке: никаких нагромождений, сложных слов или оборотов.
Порой Мартел настолько подробен и эмоционален, что создаётся впечатление, будто он сам прошёл через всё это путешествие. Словно он не сидел перед листом бумаги, проживая каждое слово, а выживал в той шлюпке бок о бок с тигром.
Вывод
Финал "Жизни Пи" заставляет думать, что эта история — защита неокрепшей психики мальчика на всё происходящее с ним. Это подтверждают и слова главного героя о том, что вся жизнь — это рассказ. Однако не для развлечения или копания в психологии людей, кажется, автор настолько исчерпывающе излагает приход к вере и стойкость в ней Пи Пателя.
Скорее такая невероятность и уникальность истории нужна, чтобы читателю и без кораблекрушения, падающего самолёта, перевернувшего автомобиля, цунами, эпидемии и других испытаний было очевидно присутствие Бога. Ведь он действительно везде: в шансе родиться, в возможности выжить, в людях вокруг, в своей семье, в преданности питомца, в солнце над головой, в горячей воде из-под крана в ванной.