Для этого не нужно быть историком, надо просто увлечься каким то историческим периодом, или родом войск. С чего все началось у меня, а с журнала "Моделист конструктор" в котором в далекие советские годы была рубрика "Морская коллекция".
Лет пять мне выписывали родители этот замечательный журнал, Слава КПСС на него в отличии от какой нибудь "Роман газеты" ни каких лимитов не было. Даже уйдя в армию я интересовался новыми номерами.
Особенно меня увлекла история развития и боевое применение Авианосцев. Где же в те годы можно было про них почитать? Да практически и ни где, поселковая библиотека могла мне предложить только многотомную "Историю второй мировой войны", да и в Городской библиотеке не зная что искать я не слишком то и обогатился знаниями. Но со временем уже в начале 90-х годов все больше стало появляться переводных книг по всем вопросам военной истории, а потом и появился интернет. Так постепенно как говорят количество и переросло в качество. И вот после всего прочитанного захотелось собрав и проанализировав всё, что знаю изложить самому. Сначала маленькая статья в журнале "Крылья родины", потом целый цикл статей в журнале "Авиамастер".
Ну и как говорится "прогресс не стоит на месте", это я про издательский бизнес. Теперь каждый может издать свою книгу (если есть о чем написать), без походов в редакции, или переписки с ними, в электронном или даже бумажном виде. Для этого появились специальные сервисы, они же электронные издательства. Вот и я собрав всё, что написано в одном месте, проиллюстрировав фото взятыми с просторов интернета предлагаю Вашему вниманию:
Описание книги
В ходе Второй Мировой войны первая половина 1942 года стала временем наибольших успехов держав оси на всех театрах военных действий. На Тихом океане Япония за шесть месяцев войны, с 7 декабря 1941 г. захватила огромную территорию от Аляски до Явы и от Бирмы до Соломоновых островов. Если про налет на Перл-Харбор и битву у атолла Мидуэй все слышали и даже смотрели кино, то про Коралловое море, Гуадалканал и Соломоновы острова мало кто знает. А именно там произошло то же, что и у нас в Сталинграде, коренной перелом в войне на Тихоокеанском театре мировой войны. Конечно это была совсем другая война без танковых сражений, без прорывов линии фронта, окружений и котлов. Но по количеству задействованных сил и средств это были ни как не меньшие масштабы. Ведь только на одном погибшем авианосце Лексингтон был экипаж более 3000 человек, по стоимости же постройки он соответствует почти 650 танкам Шерман. А ведь это целая танковая армия! Основное внимание в книге обращается на действия авиации.
По хронологии книга дает описание от сражения в Коралловом море до сражения у Соломоновых островов. Пропуская Мидуэй (далеко и разжевано уже), с описанием высадки на Гуадалканал (операция Уотчтауэр), действия ВВС «Кактуса» в августе-сентябре.
Кратко описаны боевые действия на море (сражение у о. Саво) и бои морпехов (Тенару, Кровавый хребет), десант японцев в бухте Милн.
Ниже я выкладываю отрывок описывающий боевые действия в ходе "Сражения у Соломоновых островов", 24 августа 1942 г. Читайте, в конце будет ссылка на всю книгу, со скидкой 10%.
Разведчики японцев ни как не могли найти соединение противника, вернее они его обнаруживали, но не успевали доложить, наводимые при помощи радара F4F-4 «Уайлдкет» сбивали их раньше. Наконец в 14:05 самолёт №2 с крейсера «Тикума», Е13А1 «Джейк» перед тем как его сбили, передал координаты TF 61.
Адмирал Нагумо в 14:45 приказал поднимать ударную группу, в составе первой ударной волны под командой капитана 2 ранга Секи, были десять «Зеро» и двадцать семь «Вэлов», в 15:07 она поднялась в воздух. Вторая ударная волна из девяти истребителей и двадцати семи торпедоносцев стартовала в 16:00.
Американские авианосцы следовали курсом на юго-восток на встречу 16-ти узловому ветру, каждый в окружении своей оперативной группы. «Энтерпрайза» шёл в центре окружности диаметром две мили, образованной линкором «Норт Каролина», двумя крейсерами и шестью эсминцами. «Саратога» в окружении двух крейсеров и пяти эсминцев шла на дальности около 10-ти миль к юго-востоку, то есть дальше от противника. Погода над американским соединением была такой, что можно пожелать только врагу. Высокие кучевые облака, закрывавшие половину неба, обеспечивали самолётам противника возможность скрытного приближения к кораблям. Яркое тропическое солнце через промежутки в облачности раздражало и слепило глаза сигнальщикам и наводчикам. Море, покрытое барашками белой пены на гребнях волн, всё в солнечных бликах также затрудняло наблюдение. Солнце уже клонилось к западу, как раз с той стороны горизонта и должны были появиться японские самолёты. Вся надежда была на радары и на пятьдесят восемь «Уайлдкетов», часть которых барражировала в воздухе, тогда как другие стояли в готовности на полётной палубе.
Находившийся на «Саратоге» адмирал Флетчер ещё до 15:00 давший указания подготовиться к отражению воздушной атаки в 16:00 приказал передать управление истребителями офицерам радионаведения «Энтерпрайза». Спустя две минуты радар засёк «множество призраков» по пеленгу 320 градусов на дистанции 88 миль. Флетчер приказал немедленно поднять в воздух те истребители, которые ещё стояли в готовности на палубах. Командир «Энтерпрайза» кэптен Дэвис, желая освободить свой корабль от всего, что может гореть, прежде всего, от самолётов приказал отправить подготовленные, к атаке торпедоносцы и бомбардировщики второй волны. Стоявшие на палубе в боевой готовности с 14-ти часов 11 пикировщиков и 7 торпедоносцев взлетели и отправились на поиск противника, никого уже не волновало, что садится им, придется в ночных условиях. Узнав об этом, Флетчер приказал то же сделать и на «Саратоге», где так же стояли вооружёнными пять торпедоносцев и два бомбардировщика. Их пилоты, садясь в кабины, думали, что они просто отгонят самолёты в носовую часть палубы, чтобы освободить место для посадки, возвращающейся авиагруппы. Но получили приказ «Немедленно взлететь, присоединиться к авиагруппе «Энтерпрайза» и атаковать врага!». Авиагруппа «Энтерпрайза» уже скрылась из вида, где враг они понятия не имели, а полётная карта оказалась только у одного пилота, но приказ есть приказ.
Два офицера наведения лейтенант коммандеры Доу и Роув получившие в свои руки управление, командами по радио пытались развернуть истребители на большой высоте на наиболее опасных направлениях. В 16:04 они обнаружили неизвестный самолёт в 42-х милях на северо-западе и отправили на его перехват группу истребителей, самолёт оказался своим. Начали возвращаться разведчики, вылетевшие в 12:29, а система опознавания «свой-чужой» была далека от совершенства и не позволяла четко идентифицировать самолёты. Группа наведения немедленно передала приказ всем самолетам, возвращающимся из поиска уйти в сторону и не отсвечивать. Уже в это время приказы группы наведения с трудом принимались исполнителями, из-за работы на одной частоте радиостанций всех самолётов воздушного и противолодочного патрулей, а также поисковых групп. Во время этих маневров была потеряна настоящая отметка от авиагруппы противника, на экране примитивной электронно-лучевой трубки она растворилась среди отметок своих самолётов. Цель не могли обнаружить, до 16:19, когда она снова появилась на экране радара, удалось определить её высоту 3600 метров. Наконец в 16:25 звено истребителей находящихся на северо-западе доложило «36-ть бомбардировщиков на высоте 12000 футов и много самолётов выше и ниже». Реально у японцев было всего 37 самолётов, группы выше и ниже были свои, из-за них и пропала отметка на экране локатора. После визуального обнаружения противника всякие попытки руководить наведением истребителей потерпели фиаско, весь эфир был забит «неуставными» переговорами пилотов. Приказы офицеров наведения никто не слушал, а если кто и пытался услышать, ничего не слышал, короче в эфире стоя "сплошной ор и мат".
Японцы обнаружили корабли противника в 16:29, с расстояния в 25 миль, примерно в это же время на них набросились первые истребители воздушного патруля. Но пилоты «Зеро», хотя их было всего десять не даром ели свой рис. Хотя они и не добились большого количества побед, американцы признают потерю всего пяти «Уайлдкетов» и двух пилотов, зато до момента выхода пикировщиков в атаку было потеряно не более трёх «Вэлов». Это при более чем пятикратном превосходстве американцев в истребителях, в воздушном бою погибло всего три «Зеро», ещё три сели на воду из-за повреждений и нехватки топлива на обратном пути. Американские истребители подходили мелкими группами, самостоятельно ведя поиск противника, никакого управления ими не получилось. В 16:30, когда отметки своих и чужих перемешались на экране окончательно, группа наведения отдала последний приказ, искать самолёты противника визуально. Пикировщики японцев воспользовались тем, что первых подошедших истребителей противника связали боем «Зеро», разделились на две группы. Затем, прикрываясь облаками, буквально из одного облака в другое поднялись до высоты в 5000 метров, постепенно приближаясь к своей цели.
Первые потери, «Вэлы» понесли в пяти милях к северо-западу от «Энтерпрайза», где на высоте 5,5 километров одну из их групп перехватило звено истребителей унтер-офицера Дональда Руниона из эскадрильи VF-5. Данный пилот отличился ещё 7-8 августа когда, прикрывая высадку десанта на Гуадалканал, сбил «Бэтти» и два «Вэла». Сейчас зайдя со стороны солнца, Рунион меткой очередью взорвал один «Вэл», из группы в девять пикировщиков, затем таким же приёмом поджег второй. Когда он подстраивался к хвосту третьего, его атаковал «Зеро», но промазал и проскочил вперёд, чем и воспользовался американец, после короткой очереди, которого противник загорелся. Храбрый пилот снова занялся «Вэлами», атаковав снизу одного из них, брюхо самолёта охватило пламя, и он пошел вниз, в этот момент появился второй «Зеро» и вновь после меткой очереди Руниона задымил и пошёл на снижение.
После такого красочного доклада на счёт Руниона было записано, пять побед, два пилота его звена доложили, что они повредили четыре самолёта, а оставшиеся два японца развернулись и сбежали. По докладам американских истребителей японская авиагруппа состояла из сорока бомбардировщиков и пятнадцати истребителей. По результатам боя эскадрилья VF-5 записала на свой счёт двадцать девять побед, энсин Ф.Р. Регистер из этой эскадрильи помимо «Зеро» сбил даже одного «Мессершмита-109». По японским данным в атаку на «Энтерпрайз» вышло 18 пикировщиков, видимо это эскадрилья с «Дзуйкаку», дошедшая до цели без потерь. По сведениям американцев в атаку на линкор «Норт Каролина» вышло шесть самолётов, это и есть остатки девятки с «Сёкаку», потерявшие в бою со звеном Руниона три самолёта. «Энтерпрайз» на скорости в 27 узлов шёл курсом 130 градусов, антенны радаров бесполезно вращались над головами, в посту наведения не могли отделить агнцев от козлищ. Единственная информация, которая поступила от туда, это приказ наблюдателям следить за низко летящими торпедоносцами так же внимательно, как и за подходящими на большой высоте пикировщиками. Но сотни наблюдателей не видели ни того и ни другого, до рези в глазах, всматриваясь в горизонт и зенит. В 16:41 с «Саратоги» передали по радио: «Внимание – торпедоносцы, пеленг 320 градусов, дистанция 10 миль!», то, что с «Сары» углядели за 10 миль, на «Биг Э» не видели в упор, тем более что никаких торпедоносцев в первой ударной группе японцы не посылали.
В это время эскадрилья пикировщиков с «Дзуйкаку», на высоте пяти с половиной километров, выскочила из очередного облака и увидела под собой соединение противника. Выкрашенные в светло серый цвет нижние поверхности крыльев японских самолётов прекрасно маскировали их в высоте тропических небес, до момента пока головная машина не начала переворот через крыло, входя в пикирование, и на солнце блеснуло остекление её фонаря. Этот солнечный блик в 16:41 заметил командир батареи 20-мм пушек на «Энтерпрайзе» и приказал открыть огонь, очередь трассирующих снарядов послужила указкой для наводчиков с кораблей всего соединения.
Трассы зенитных автоматов и чёрные шары от взрывов снарядов 127-мм орудий всё скрестилось на маленьком кусочке неба, а силуэт головного «Вэла» продолжал расти на глазах. «Энтерпрайз» начал серию крутых поворотов, пытаясь сорвать прицеливание пикировщиков, вслед за ведущим с интервалом в семь секунд входили в пике остальные самолёты эскадрильи. Ни один японский пилот не свернул, они шли до конца, прорывая стальную завесу зенитного огня, три самолёта были разорваны в клочья прямыми попаданиями. Два или три пилота, чьи самолёты получили фатальные повреждения, пытались таранить авианосец, после сброса бомб, но промахнулись. Несколько американских истребителей пренебрегая зенитным огнём своих кораблей, пикировали за ними следом, «Донтлессы» противолодочного патруля поджидали их на средних высотах, думая перехватить на выходе из пикирования.
По крайней мере, один американский самолёт был сбит «дружественным огнём», линкор «Норт Каролина» первым же залпом подбил SBD-3 командира 6-й авиагруппы капитан лейтенанта Макса Лесли. Перед приводнением Лесли по радио успел поздравить артиллеристов линкора с меткой стрельбой, позднее он был спасён эсминцем.
Бомба, сброшенная с ведущего пикировщика, упала в воду рядом с бортом, одного человека из расчётов батареи 20-мм пушек силой взрыва перебросило на соседнюю галерею на расстояние пять метров. Дальше везение кончилось, следующая бомба попала у угол кормового самолётоподъёмника, прошла ангар и взорвалась в отсеках третьей палубы. Взрывом убило тридцать пять человек, разрушило несколько помещений и пробило борт ниже ватерлинии, в результате затопления нескольких отсеков корабль получил крен в три градуса. В разрушенных помещениях возник сильный пожар, но взрывом разорвало пожарную магистраль и вода, хлынувшая из неё, частично залила огонь. Через тридцать секунд ещё одна бомба попала почти в то же место, на три метра ближе к корме. Пробив полётную палубу, она взорвалась в артиллерийском погребе кормовой 127-мм батареи универсальных орудий.
Взрыв вызвал детонацию около сорока снарядов, батарея была уничтожена, погиб весь расчёт, тридцать восемь человек, возник пожар. Третье попадание произошло в 16:45, бомба взорвалась на полётной палубе возле угла второго самолётоподъёмника.
Взрыв был слабый, ранило несколько человек, проделано отверстие в палубном настиле и выведен из строя подъёмник номер два. Ещё одна бомба упала в воду у кормы с левого борта, осколки проделали несколько пробоин и вмятин в обшивке корпуса, течь была быстро ликвидирована аварийной партией. Общие потери экипажа авианосца составили 74 убитых и 95 раненых. Аварийные партии немедленно занялись тушением пожаров, заделкой пробоин и устранением неисправностей.
Видимо несколько пикировщиков отстав от основной группы, спикировали на линкор «Норт Каролина», но добились только трёх близких разрывов. «Норт Каролина» со своим парадным ходом в 27 узлов постепенно отставал от «Энтерпрайза» развившего скорость более 30 узлов, дистанция между ними была уже более двух миль. Запоздавшая эскадрилья с «Сёкаку», вернее оставшаяся от неё шестёрка спикировала на эту заманчивую цель. В это же время выходившие из атаки на «Биг Э» оставшиеся в живых восемь «Вэлов», повернув к своим на северо-запад, оказались над линкором и были приняты его зенитчиками за горизонтальные бомбардировщики. Огонь всех двадцати 127-мм универсальных орудий был сосредоточен на них, а по пикирующей шестёрке стреляли только четырёхствольные 28-мм зенитные автоматы. Не смотря на такое удачное стечение обстоятельств, все шесть пикировщиков промахнулись, бомбы упали впереди по носу линкора, пилоты неверно определили его скорость, видимо уровень подготовки был уже не тот.
Оставшиеся в живых японские самолёты в 16:47 скрылись на северо-западе преследуемые «Уайлдкэтами» воздушного патруля, нескольких им удалось сбить. Одного «Вэла» уничтожил пилот «Донтлесса» младший лейтенант Барнет, из противолодочного патруля. Возвращавшиеся после атаки «Рюдзё» десять SBD из эскадрильи VS-3, под командованием лейтенант коммандера Кирна заметили четыре «Вэла» летящих на высоте 150 метров. После того как они бесславно промазали по авианосцу, американские пилоты решили хоть чем-то отличиться и атаковали не заметивших врага японцев. Стреляя из курсовых, а затем и из турельных пулемётов доблестная десятка ринулась на врага, трех японцев сбили, четвёртый ушел дымя.
На японские авианосцы из состава первой волны вернулось только четыре «Зеро» и девять «Вэлов». Если считать, что не менее восьми самолётов сбили зенитчики, а четырёх «Донтлессы», то на долю более пятидесяти истребителей остаётся всего пять пикировщиков и три «Зеро». Ещё три истребителя и один пикировщик, по японским данным сели на воду из-за повреждений и нехватки топлива. Два пилота ночью были спасены посланным на поиск эсминцем, в 60-ти милях к северо-западу от места атаки американского соединения. Как доложили адмиралу Нагумо оставшиеся в живых пилоты, атакованный ими американский авианосец получил смертельные повреждения.
В это время к американскому соединению подходили самолёты второй ударной волны, взлетевшие с японских авианосцев в 16:00. На экранах американских радаров они были обнаружены около 17 часов на дальности в пятьдесят миль, эта группа летела курсом 140 градусов выводившим их к «Энтерпрайзу». Группа наведения попыталась восстановить управление истребителями, которые в погоне за самолётами противника рассыпались по всему небу. Задача эта была не из лёгких, многие израсходовали боезапас, другие получили повреждения и просили посадки, у кого-то заканчивалось горючее. Но постепенно порядок начал восстанавливаться, «Саратога» приняла свою вернувшуюся авиагруппу, и те свои истребители кому требовалась дозаправка и пополнение боезапаса. Сложнее было с «Биг Э» который вел борьбу за живучесть и не принимал самолёты. Оставшиеся в воздухе истребители получили приказ сосредоточиться на угрожаемых направлениях и набирать необходимую для перехвата высоту. Всё равно положение было угрожающим второй такой атаки «Энтерпрайз» мог не пережить, но тут удача повернулась к нему, можно сказать он получил «отсрочку в исполнении приговора». В штабе японского соединения, проанализировали данные о нахождении противника, полученные в ходе первой атаки. Офицер, отвечающий за наведение второй ударной группы, пришел к выводу, что ей необходимо изменить курс на пять градусов вправо, чтобы точно выйти к месту нахождения соединения противника. Срочно была отправлена радиограмма об изменении курса, кто допустил ошибку в один знак, радист авианосца или головного самолёта неизвестно. Только ударная группа изменила курс не на пять, а на пятьдесят градусов. Через некоторое время удивлённые американцы на экранах своих радиолокаторов увидели её в пятидесяти милях к западу от своего соединения, летящую курсом на юг.
Командир «Энтерпрайза» кэптен Артур К. Дэвис не думал, что его корабль обречён, в течение часа после японской атаки аварийные партии сделали своё дело. Пожары были практически потушены, небольшой крен выправлен, дыры в полётной палубе закрыты большими листами металла, авианосец имел ход в 24 узла. В 17:49 корабль начал приём самолётов, немедленно были посажены вернувшиеся из разведки пятнадцать SBD и шесть TBF, находившиеся в полёте уже более пяти часов. За ними успели сесть пять срочно нуждавшихся в посадке F4F-4, приём самолётов осложнялся тем, что из трёх лифтов работал только один носовой. Но тут случилось страшное. Внезапно авианосец потерял управление, отказала рулевая машина, руль заклинило в положении 20 градусов право на борт. Войдя в неуправляемую циркуляцию, корабль чуть не столкнулся с эсминцем сопровождения. При таком положении руля он не мог управляться машинами, его нельзя было даже буксировать. Что же случилось?
Оказывается взрывом первой бомбы, разрушило шахту вентиляции отсека рулевых машин. По разбитой шахте в отсек стало затягивать вентиляторами дым от пожара, вызванного взрывом второй бомбы. Личный состав отсека, действуя по инструкции, перекрыл шахту и отключил подачу воздуха. В закрытом помещении под броневой палубой без принудительной вентиляции долго не протянешь, люди в отсеке через час начали задыхаться, связи с мостиком не было. Решив, что пожар, возможно, потушен, они включили вентиляцию. Пожар действительно уже потушили, но отсеки, через которые проходила вентиляционная шахта, были заполнены водой и пеной от химических средств тушения. Всё это хлынуло в помещение, от короткого замыкания перегорел электромотор рулевой машины, люди потеряли сознание от газов и дыма, не успев включить запасной. Авианосец превратился в большую неподвижную мишень, японская ударная авиагруппа продолжала вести поиск в сорока – пятидесяти милях к югу от соединения. Похоже, было, что на обратном пути она «приведёт приговор в исполнение», по неподвижным кораблям японцы не промахиваются.
Японские самолёты вели поиск до захода солнца, пока позволяла видимость и запасы топлива, затем повернули домой. Если бы командир авиагруппы пошел сначала на север, а не выбрал из-за нехватки топлива кратчайший путь к своим авианосцам на северо-запад, он нашел бы свою добычу. Аварийная партия под руководством старшего механика Уильяма Т. Смита с трудом смогла пробиться в отсек рулевых машин, после двух неудачных попыток ему удалось включить запасной мотор. В 18:59 рулевая машина начала работать, сорок минут кошмара пока авианосец был неподвижен, закончились.
Всю книгу (за 129 р.), или ознакомительный фрагмент (бесплатно, первые 65 страниц), можно прочитать - по этой ссылке .
ССЫЛКА НА МОЙ КАНАЛ , ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ.