Найти тему

Чем отличаются друг от друга классицизм, неоклассицизм и псевдоклассицизм

Свое название классицизм получил от слова "классика", которым обозначают образцы искусства, признанные эталонными, совершенными как с точки зрения мастерства исполнения, так и заложенного в них глубокого смысла, нравственных ценностей. Классицизм стремился к тому же и опирался на классические образцы искусства. А таковыми считались, в первую очередь, произведения, созданные в период античности и в Эпоху Возрождения. Кстати, художники Возрождения сами опирались на античность.

Жак-Луи Давид "Клятва Горациев". Классицизм
Жак-Луи Давид "Клятва Горациев". Классицизм

Философской подоплекой классицизма стала убежденность в том, что мир устроен разумно, логично, и красота тоже подчиняется строгим законам гармонии. Таким образом, чтобы создать что-то прекрасное, необходимо его выверить, рассчитать пропорции, подвести к золотому сечению. То есть это рациональный подход. Поэтому неудивительно, что классицизм начал развиваться вместе с европейской наукой - в XVII-XVIII веках. Можно сказать, что, если наука пыталась объяснить мир понятийно, то искусство - образно, но в любом случае с опорой на разум.

Для классицизма характерно использование мифологических сюжетов, в которые вкладывались различные аллегории.

Никола Пуссен "Аркадские пастухи"
Никола Пуссен "Аркадские пастухи"

Наиболее яркое выражение это направление получило в архитектуре, живописи, скульптуре. Притом нетрудно заметить, что эти жанры перекликаются друг с другом, например, построение композиции в картинах весьма архитектурно, это делалось по аналогии со строительством здания, а люди изображались максимально рельефно, скульптурно. Любую фигуру легко можно представить себе в качестве какого-либо изваяния.

В XVII-XVIII веках классицизм сосуществовал с барокко, противопоставляя барочному разгулу страстей строгую выверенность чувств. В начале XIX века антагонистом классицизма стал романтизм с его культом искренности. Казалось бы, продуманная симметрия и ясность классицизма совершенно исчезнут под напором страстного, свободолюбивого романтизма.

Скульптор Антонио Канова. Неоклассицизм
Скульптор Антонио Канова. Неоклассицизм

Однако в середине XIX века классицизм обрел два новых своих выражения - неоклассицизм и псевдоклассицизм. Надо сказать, что даже сами искусствоведы не всегда четко отделяют эти направления друг от друга. Они очень похожи, и выделение разновидностей основано на весьма тонких нюансах. Основное отличие неоклассицизма от классицизма - это более вольное обращение со стилем, своего рода игра в классику. Если для классицизма характерна четкая выверенность каждой детали, тщательная проработка всех мелочей, то для неоклассицизма более характерно использование крупных деталей, тут нет такой скрупулезности. Это особенно заметно в архитектуре.

Отличаются эти направления и своим интересом к различным жанрам. Например, классицизм больше изображал исторические и мифологические сюжеты, а неоклассицизм - современные, особенно большое внимание уделял портретам.

Александр Кабанель "Бонифаций и Аглая"
Александр Кабанель "Бонифаций и Аглая"

Что касается псевдоклассицизма, то сюжеты тут, как правило, мифологические, но картины писались для частных заказчиков определенного круга и подлаживались под их вкусы. А это были, как правило, зажиточные буржуа второй половины XIX века. Псевдоклассицизм называют еще салонным искусством. В этом жанре были свои знаменитости, писавшие большие красочные полотна: В.-А Бугро, Ж.-Л. Жером, А. Кабанель, С. В. Бакалович, Г. И. Семирадский и т.д.

Их картины холодны, но полны эротизма, тут много обнаженной натуры, модели красивы, сюжеты взяты из античной мифологии и истории.

Читайте еще на моем канале:

Футурология дает научные прогнозы или фантазирует о будущем?

Вегетарианство и веганство: чем отличаются и в чем суть

Из блога мужа:

Золотая шляпа - пожалуй, самый таинственный экспонат берлинского Нового музея