Найти тему
ИСТОРИКА СПРОСИ

Из смердов в люди: биография Ивана Сохи

Представим себе что в Древней Руси стали развиваться вечевые порядки, установился демократический республиканский строй. Это биография полностью вымышленная. Как пример жизни и карьерного роста зависимого человека в альтернативном Русском царстве.

_____________________

Иван Соха родился в семье простого холопа. Его отец хотя и работал всю жизнь, не смог накопить сколько-нибудь большого добра, чтобы оставить наследство своим четырем сыновьям. Старший сын получил худую клячу, средний получил хряка со свинкой, третий сын получил в наследство козу с козленком, а четвёртый сын Иван получил только топор. Да ещё отец предложил ему остаться жить в его полусгнивший избе и принять в наследство холопство у последнего хозяина. Но Иван отказался, взял топор и подрядился холопом к закупу Фоме.

Худое житие
Худое житие

По первому времени Иван выполнял любую работу: пахал землю, сеял, косил сено, ухаживал и чистил навоз за скотиной, рубил лес и колол дрова, носил воду, и даже стирал хозяйские вещи.

Иванов хозяин Фома по воскресеньям служил певчим в церкви Воскресения Христова в Задонском монастыре, он-то и порекомендовал его в качестве холопа в монастырь. Уже на следующий год Иван переходит работать холопом в монастырь. Его определяют на пасеку. На следующий год ему выделяют небольшой огородик, который он засел репой и овощами. Свободное время он вырезает ложки, плетет лапти и корзины, плетет туески, и всё это продаёт на ярмарке. Из накопленных денег он покупает борти и рой пчёл у монастыря.

За год он разделил рой пчёл, народились новые пчёлы, и у него получилось три борти. На следующий год он увеличил количество ульев. Иван усердно работал и к 25 годам встал на ноги, окреп настолько что завёл свою пасеку, поставил избу.

Пасека, Левитан Исаак Ильич
Пасека, Левитан Исаак Ильич

К этому времени относится примечательный эпизод. В документах Елецкой Судебной палаты записан приговор некоему монаху Феофану, который исполнял обязанности смотрителя на пасеке, и избил холопа Ивана за то что тот упустил рой пчёл. Суд зафиксировал на теле и лице холопа Ивана побои, разбитый нос и помятое ухо, и обязал монастырь выплатить Ивану компенсацию в размере 20 золотых монет. Видимо этого хватило для того чтобы расплатиться с судебным поверенным Матвеем, который представлял его в суде, а также прикупить земли и поставить избу.

Иван стал продавать воск монастырю, торговать мёдом и воском на ярмарке, и зимой возил его даже до самой Рязани.

Через год после того как Иван поставил избу он смог внести закуп и стал платить 4% налогов со своего дохода, тем самым приобрёл статус закупа. Спустя год после этого он женился на Прасковье, дочери людина мельника Афанасия.

Рябушкин А. Крестьянская свадьба
Рябушкин А. Крестьянская свадьба

К 30 годам Иван настолько разбогател, что смог внести единовременную плату за людина, и стал платить десятину со всех доходов, тем самым приобретя полное право гражданства.

Иван стал участвовать в вече села Конь-Колодезь, где жил. Через несколько лет его сделали вирным Магистратом, Иван следил чтобы 40% всех собираемых налогов оставались в селе.

К 40 годам на вече Конь-Колодезя его избрали вечевым старостой, а Дума приняла его пожизненным боярином. Разное время его избирали вирным Магистратом, путным тиуном, то есть он следил за состоянием дорог, мостов и переправ, а также назначали судебным надзирателем, и он следил за тем, чтобы судебные решения соответствовали закону.

К 50 годам его село Конь-Колодезь становится городом, а его самого избирают вечевым старостой.

К этому времени относятся набег печенегов. Они разграбили Конь-Колодезь, сожгли посевы и угнали в плен некоторое количество людей. Иван Соха записывает в своей биографии такой эпизод, случившийся на следующий год. Рязанский Воевода Илья Копытин разбил печенегов при впадении реки Воронеж в Дон. Иван пишет, что сам принимал участие в сражении, бился всадником на коне с мечом в полном доспехе. В результате воевода отогнал печенегов далеко на юг, освободил пленников и поставил на месте сражения крепость Воронец.

-4

Несколько раз до 65 лет Ивана избирали вечевым старостой города Конь-Колодезь и он имел большой авторитет среди местных людей.

К концу жизни Иван Соха скопил достаточное состояние чтобы обеспечить людинский статус четырем своим сыновьям и двум дочерям, в его хозяйстве трудились шесть холопов и три челядина.

За три года до смерти Иван раздал наследство своим детям и ушёл в Задонский монастырь монахом. Умер он в 81 год почитаемым старцем.

-5

Эта вымышленная история показывает, что благодаря своему труду любой человек низкого сословия мог выбиться в люди.

Как вам история?

___________

Спасибо за ваши лайки и комментарии!

___________

Читайте остальные посты автора на эту тему:

Карьера вирного воеводы в X веке в альтернативном Русском царстве

Социальная структура общества альтернативного Русского царства

Альтернативная вечевая Древняя Русь

Почему Древняя русь стала вечевой

Первые полвека альтернативная история Древней Руси

Правление первого царя альтернативной Древней Руси Ярослава I