В интернете есть много историй о том, как кто-то просто очень захотел и открыл бизнес с доходом на сотни миллионов. А вот дельных материалов про ошибки и опыт гораздо меньше. Особенно о тестировании гипотез — самом важном для развития бизнеса этапе.
Меня зовут Степан Родионов, я основатель сервиса управленческого учета Adesk и автор еще нескольких проектов. За все время мне приходилось тестировать множество гипотез. Иногда эксперименты приносили результаты, и иногда — только опыт.
Я решил собрать свой опыт и рассказать о своих факапах: почему они возникали, какие выводы из них можно сделать и как их избежать. Пользуйтесь советами ниже, чтобы не сливать нервы, время и деньги зря.
Проводить анализ рынка до запуска даже минимальной версии продукта
Один из моих первых проектов — мобильное приложение для заказа и доставки бутилированной воды. В то время, чтобы купить воду для кулера, нужно было самому приехать к магазину, сдать старые бутылки, закинуть в багажник новые и дотащить их до дома или офиса. А в моем приложении можно было в три клика заказать доставку воды до двери.
Идея казалась мне революционной и очень востребованной, так что я решил не тестировать гипотезу и сразу выпустить MVP-версию приложения — так мы создали JetWaiver.
MVP — минимально жизнеспособный продукт (Minimum Viable Product). Это первая версия продукта с ограниченным набором функций, которая помогает проверить идею и получить обратную связь.
В итоге приложением никто не пользовался: оказалось, что на тот момент рынок не был готов к такому сервису. Клиенты не понимали, зачем платить за доставку в приложении, если можно по старинке дотащить бутылки самому. А продавцы воды не понимали, зачем покупать мое приложение, если покупатели и так приезжают. Я ошибся, потому что не провел исследование рынка и не объяснил клиентам ценность приложения заранее.
Правило 1: Если у вас есть гениальная гипотеза, сначала поговорите с потенциальными клиентами — возможно, ваш продукт нужно будет доработать или сделать более понятным.
Уточнять запросы клиентов и искать общее понимание проблемы
Одно время пользователи Adesk часто писали в чат поддержки с просьбой добавить функцию выставления счетов для контрагентов. Мы увидели запрос и через некоторое время выкатили полноценную версию функции «Счета». Нас так часто о них спрашивали, что мы были уверены в востребованности нового сервиса.
В реальности для большинства клиентов «Счета» оказались неактуальными. Первое время пользователи заходили во вкладку по ошибке: думали, что там хранится информация об их банковских счетах. А потом этой функцией стали пользоваться реже, и мы решили убрать её из основного меню, чтобы не путать клиентов.
Правило 2: Уточняйте запросы клиентов и что за ними стоит. Выясните, какие именно проблемы возникают у пользователей, а затем уже ищите решения.
Во второй части статьи расскажу еще о двух правилах, которые я вывел на личном опыте. Если у вас есть похожие истории, делитесь в комментариях!
Подписывайтесь на канал Adesk, чтобы не пропустить новые материалы.