Найти тему
Adesk

4 правила тестирования гипотез. Рассказываю о своих провалах и победах / Часть 1

Оглавление

В интернете есть много историй о том, как кто-то просто очень захотел и открыл бизнес с доходом на сотни миллионов. А вот дельных материалов про ошибки и опыт гораздо меньше. Особенно о тестировании гипотез — самом важном для развития бизнеса этапе.

Меня зовут Степан Родионов, я основатель сервиса управленческого учета Adesk и автор еще нескольких проектов. За все время мне приходилось тестировать множество гипотез. Иногда эксперименты приносили результаты, и иногда — только опыт.

Я решил собрать свой опыт и рассказать о своих факапах: почему они возникали, какие выводы из них можно сделать и как их избежать. Пользуйтесь советами ниже, чтобы не сливать нервы, время и деньги зря.

Проводить анализ рынка до запуска даже минимальной версии продукта

Один из моих первых проектов — мобильное приложение для заказа и доставки бутилированной воды. В то время, чтобы купить воду для кулера, нужно было самому приехать к магазину, сдать старые бутылки, закинуть в багажник новые и дотащить их до дома или офиса. А в моем приложении можно было в три клика заказать доставку воды до двери.

Идея казалась мне революционной и очень востребованной, так что я решил не тестировать гипотезу и сразу выпустить MVP-версию приложения — так мы создали JetWaiver.

MVP — минимально жизнеспособный продукт (Minimum Viable Product). Это первая версия продукта с ограниченным набором функций, которая помогает проверить идею и получить обратную связь.
Мы продумали шаги пользователя и добавили в приложение самые востребованные фильтры для выбора воды
Мы продумали шаги пользователя и добавили в приложение самые востребованные фильтры для выбора воды

В итоге приложением никто не пользовался: оказалось, что на тот момент рынок не был готов к такому сервису. Клиенты не понимали, зачем платить за доставку в приложении, если можно по старинке дотащить бутылки самому. А продавцы воды не понимали, зачем покупать мое приложение, если покупатели и так приезжают. Я ошибся, потому что не провел исследование рынка и не объяснил клиентам ценность приложения заранее.

Правило 1: Если у вас есть гениальная гипотеза, сначала поговорите с потенциальными клиентами — возможно, ваш продукт нужно будет доработать или сделать более понятным.

Уточнять запросы клиентов и искать общее понимание проблемы

Одно время пользователи Adesk часто писали в чат поддержки с просьбой добавить функцию выставления счетов для контрагентов. Мы увидели запрос и через некоторое время выкатили полноценную версию функции «Счета». Нас так часто о них спрашивали, что мы были уверены в востребованности нового сервиса.

В реальности для большинства клиентов «Счета» оказались неактуальными. Первое время пользователи заходили во вкладку по ошибке: думали, что там хранится информация об их банковских счетах. А потом этой функцией стали пользоваться реже, и мы решили убрать её из основного меню, чтобы не путать клиентов.

Правило 2: Уточняйте запросы клиентов и что за ними стоит. Выясните, какие именно проблемы возникают у пользователей, а затем уже ищите решения.

Во второй части статьи расскажу еще о двух правилах, которые я вывел на личном опыте. Если у вас есть похожие истории, делитесь в комментариях!

Подписывайтесь на канал Adesk, чтобы не пропустить новые материалы.