Надо полагать, что в обозримом будущем автобусный транспорт Тулы будет оставаться не менее ключевым видом городского транспорта, чем электротранспорт. Хотя в отдаленном будущем, полагаю, упор следует сделать на развитие электротранспорта, а автобус мог бы служить подвозящим, внутрирайонным транспортом. Но мы говорим о ближнем периоде.
В данной публикации не будет разбираться маршрутная сеть, а будут высказаны пожелания о подвижном составе и качестве обслуживания.
Первое, что хотелось бы отметить, что коммерческий транспорт в виде маршруток – неудобных микроавтобусов, называемых в городе-герое лайнами, можно было бы рассматривать как временную меру до укрепления материально-технической базы предприятий, обслуживающих автобусные маршруты. После чего упор сделать на развитие автобусных маршрутов с регулируемым тарифом (муниципальных). При этом, возможно, введение в эксплуатацию 5-6 линий маршрутного такси в классическом его понимании - полуэкспрессные маршруты, в салоне пассажиры занимают исключительно сидящие места, повышенный комфорт. Что-то вроде переходного класса от автобусов к такси, собственно так этот вид транспорта и задумывался. Разумеется при использовании качественного комфортного подвижного состава.
Вот теперь переходим к подвижному составу тульского автобуса. Абсолютно не важно, будут ли маршруты обслуживаться одним оператором или несколькими, но важно эксплуатировать комфортную, исправную и чистую технику.
Исходя из этого, полагаю, что автобусы ПАЗ-320435 «Vector Next» должны быть постепенно выведены из эксплуатации и заменены иными моделями. Данный автобус де факто высокопольный, конструкция же низкопольной площадки травмоопасная для пассажиров и в ряде стран из-за этого запрещена, автобус узкий с тесным проходом, крайне неудобный и маловместительный. Что же могло бы работать на городских линиях из того, что российский рынок предлагает в наше время? Для маршрутов с малым и средним пассажиропотоком автобусы с частично или полностью низким полом моделей МАЗ-206, НефАЗ-4299, ЛиАЗ-4292, для маршрутов с выше среднего и большим пассажиропотоком автобусы моделей ЛиАЗ-5292, НефАЗ -5299, МАЗ-203, Волжанин Ситиритм-12 и иные аналогичного класса доступные машины. В будущем при создании выделенных полос стоит рассмотреть вопрос об использовании на ключевых маршрутах города с высоким пассажиропотоком автобусов особо большого класса (сочлененных).
Далее, обратил внимание, что, например, ТТК приобретает автобусы с самой скромной комплектацией. Но на личный взгляд в наше время наличие цифрового табло должно стать обязательной опцией, оно более видимое для пассажиров с ослабленным зрением. Не лишним будет кондиционер в салоне. Также, полагаю, что в автобусах любой компании должны объявляться остановки, ведь в них могут ехать и гости города, да и жители бывают путаются.
В салонах необходимо размещать общую схему маршрутов, а не конкретного или лишь тех, которые обслуживает предприятие, чтобы гости города, да и жители могли спланировать при необходимости пересадку и имели полное представление о маршрутной сети. Наилучшим образом во всех транспортных единицах давать общую схему маршрутов всего общественного транспорта города, подобно схемам в вагонах московского метро.
Полагаю, что все автобусы, обслуживающие городские муниципальные маршруты, должны иметь бортовые номера из согласованного номерного ряда. Нахамил водитель, нарушил права пассажиров, запомнить две – три цифры бортового номера существенно проще, чем буквенно-номерной ряд номера государственной регистрации, да и сам бортовой номер можно наносить на видном месте крупными цифрами.
Следует подумать о высокой культуре водителей, их отношению к пассажирам, а то нередки конфликты между водителями и пассажирами, но при этом освободить водителей от взимания оплаты за проезд, внедрив в салоне валидаторы. При этом заработная плата водителей не должна зависеть от выручки, ведь он выходит в рейс и выполняет свою ответственную работу вне зависимости от того, везет ли полный салон или же одну бабушку.
А какие Ваши пожелания в отношении развития тульского автобуса, жду мнений в комментариях?
Канал «ПАНТОГРАФ». Фото автора.
Другие материалы канала по теме городского транспорта:
Вспомним тульские автобусы конца 90-х
29 октября 2020 года орловскому троллейбусу исполнилось 52 года