БМ «Оплот» странная машина, которая вроде есть, но вроде её нет. Танк производили массово только для армии Таиланда, но вооружённые силы восточной страны остались не довольны приобретением. Из-за малого количества данных, про БМ «Оплот» ходят разные слухи, перерастающие в мифы.
БМ «Оплот» совершенно новый танк
Начнём с того, что ХБТРЗ заявлял ещё в 2009 году. Тогда предполагалось массовое производство танка БМ «Оплот» для ВС Украины. Как мы все знаем, этого не произошло… Для выполнения таиландского заказа нужны были корпуса, производство которых в Харькове было утрачено.
В конечном итоге с нуля производилась только башня и двигатели, в то время как остальные компоненты, не связанные с электроникой, брались от Т-80УД, ржавеющих под открытым небом на территории предприятия.
Особенность корпуса
Это не столько миф, сколько интересный факт… Несмотря на то, что корпуса для БМ «Оплот» брались готовыми, «капиталились» и переоснащались другой «начинкой», в конструкции наилучшего украинского танка есть уникальное решение.
Динамическая защита танка БМ «Оплот» основана не на принципе метательных пластин, а на принципе кумулятивных зарядов. Каждый из модулей имеет семь изогнутых пластин со взрывчатым веществом. При детонации, каждая из семи пластин формирует кумулятивную струю, не только деформирующую, но и «подпиливающую» боеприпас.
По неподтверждённым данным, на БМ «Оплот» отсутствует внешний лист стали на лобовой броне корпуса. Это сделано для того, чтобы скрытно разместить третий слой динамической защиты «Дуплет». Косвенное тому подтверждение три слоя динамической защиты на башне. Однако ХБТРЗ не подтверждал эту информацию.
И рас уж мы коснулись основной брони корпуса, уточню, что защита лба у «Оплота» соответствует Т-80УД как в габарите, так и в эквивалентах. Разумеется, состав остался прежним и содержит в себе три слоя стали, между которыми расположили стеклотекстолит.
БМ «Оплот» ни на что не годен
В принципе понятно, зачем продвигается такое утверждение. БМ «Оплот» на Украине не более роты, а по некоторым сведениям, дай бог чтобы «откопали» полный взвод боевых машин. Однако говорить о том, что один такой танк ни на что не годен как минимум нелогично.
«Оплот» оснащён аналогом западной СУО, имеет панорамный прицел командира, возможность реализации сетицентрического принципа ведения боевых действий и новейшие системы определения и наблюдения за геолокацией. Иными словами, танк более чем современный и в определённом смысле может потягаться даже с Т-90М, но в силу определённых обстоятельств машина так и не пошла в серийное производство, не говоря уже о массовых поставках в ВСУ и активной эксплуатации.
У «Оплота» механизм заряжания
Для начала давайте уточним, что такое механизм заряжания в контексте советских и постсоветских боевых машин. Механизмом назвали карусельные конструкции, имеющие горизонтальную укладку снаряда и вертикальное положение заряда, но принципиальность названия решает привод карусельного транспортёра. В случае Т-64 (танк, с которого появилось разделение на механизм и автомат заряжания), система имеет гидравлический привод транспортёра, в то время как Т-72 оснащался электроприводом. Именно это и стало причиной отличия автомата и механизма.
У БМ «Оплот» используют L-образную конструкцию транспортёра, подобно Т-64 и Т-80, но привод транспортёра не гидравлический, а электрический. Им оснащали ещё Т-80 во времена СССР, но название «механизм» твёрдо закрепилось за конструкцией, невзирая на принцип разделения.
Так что механизм это лишь характеристика компоновки транспортёра, но не его конструкции в целом. Если исходить из вышеописанной логики, «Оплот» оснащается автоматом с L-образной конструкцией лотков.