Найти в Дзене
Freedom Glow's

История о том, как я разочаровался в немецком образовании

Немецкая учительница, оригинал фото: pixabay.com / Miroslavik
Немецкая учительница, оригинал фото: pixabay.com / Miroslavik

Постоянные читатели нашего альманаха могут нам вполне справедливо, припомнить нашу статью трехгодичной давности, где в краткой форме уже была дана положительная оценка процессам, которые сопровождают новую волну реформ системы образования в ФРГ. Поэтому, чтобы сильно не утомлять пересказами прошлых текстов, ниже будет приведена цитата из опубликованного материала:

Фрагмент статьи: "Германии пришлось завязывать с мультикультурализмом"                             (доступна по ссылке внизу страницы)
Фрагмент статьи: "Германии пришлось завязывать с мультикультурализмом" (доступна по ссылке внизу страницы)

Данная поверхностная аналитика в силу недостатка сведений не коснулась данного аспекта с изнаночной стороны. Однако, в декабре 2020 г., на правах вольнослушателей, нашей редакции удалось посетить телемост между студентами старших курсов (начинающими практикующими педагогами)одного из Ростовских Вузов и студентами-педагогами Боннского университета (Северный Рейн-Вестфалия).

Чем было интересно данное мероприятие? Молодые педагоги из России показывали мастер-класс проведения образцово-показательных уроков для школ, а в свою очередь немецкая сторона демонстрировала свои методики проведения уроков для студентов (учеников старших классов) в Германии. Говоря проще цель телемоста заключалась во взаимной демонстрации "потемкинских деревень" - эталонных принципов организаций занятий истории, которые только стремятся достичь, но выдают за повседневную практику.

Фрагмент из публичной онлайн пресс-конференции в zoom /немецкие коллеги
Фрагмент из публичной онлайн пресс-конференции в zoom /немецкие коллеги

Например, российская сторона представила театрализованный (костюмированный) урок по реформам Екатерины II, с разбором причин, побудивших императрицу задуматься об отмене крепостного права еще в XVIII в., но не сделавшую данного шага, по причине козней "плохих" дворян, ставивших интересы личностного обогащения в приоритете над государственными. Однако императрица, в соответствии с замыслом урока, смогла обойти козни и облегчила жизнь крепостных, путем учреждения специально уполномоченных судов (такая скрытая отсылка из прошлого к настоящей политике Р.Ф., телемост происходил на фоне заключительной фазы истории с отравлением и возвращением А.Навального). "Русско-немецкие разговорники", как их окрестила немецкая сторона, происходили в 4 этапа, в течении двух месяцев суммарно по 4-5 ч., а финал совпал с триумфально срежиссированным возвращением Карлсона Алексея Анатольевича Навального.

 Mika Q. - молодой и целеустремленный преподаватель истории из Германии
Mika Q. - молодой и целеустремленный преподаватель истории из Германии

Уроки мастер-классы от немецкой стороны были представлены молодыми педагогами Микой К. и Мерлином Ш. От лица педагогов-наставников выступили практикующие историки профессора - Питер Гейс и Сандра Мюллер. От российской стороны присутствовали зам. ректора по научно-исторической работе ростовского вуза (для краткости (ЗРПН), Практикующий педагог от школы и переводчик и переводчик - действующий академик наук РАН.

Плавно подходя к теме разговора, у вас наверняка назрел вопрос:" А что же там возмутило нашу редакцию?" Данный вопрос мы попытаемся раскрыть, как с позиции журнала, так и российской педагогической стороны, мнения которых не совпадали.

Представленный Школьный урок  по  истории "Бартоломе де Лас Касас"
Представленный Школьный урок по истории "Бартоломе де Лас Касас"

Первый представленный урок Микой К. касался деятельности католического пастора-пилигрима Бартоломе Де Лас Касаса. Чтобы сильно не вдаваться в биографию данного персонажа (которую любой может нагуглить), в двух словах, его ближайший аналог в российской истории - это патриарх Никон, реформы которого в 1650 г. привели к расколу русского общества на старообрядцев и никонианцев, крупным локальным конфликтам и культурологическому разлому, который в конечном счете привел к гражданской войне, так как старообрядцы, противясь легальной власти, уходили на Окраины государства и из страны, а так же основывали - "пристани" - подпольные организации пропагандистского толка. В отличие от Никона, Бартоломе в XVI в., так же становился причиной раскола в обществе, но не внутри Испании, а в колонии, выступая по принципу: если абориген принял крещение - значит он стал равным европейцу, из-за чего ложноположительно закрепился в общеевропейском восприятии, в качестве борца за права коренных народов в колониях, так же как Никон, за которым закрепилась роль борца с языческой ересью. Урок предполагал, что школьники старших классов должны предоставить устный доклад по личности Бартоломео , предварительно разделившись на две группы, одна должна защищать пастора, а другая осуждать и придти к некому независимому консенсусу.

Одна из главных проблем урока- дети не хотят читать большие тексты, а если используют цитаты, не указывают источников, а это САМАЯ страшная ошибка, поскольку цитирование без указания источника в Германии - это пиратство, т.е. воровство ( Легкий политический контраргумент, адресованный российской стороне. Наша страна у коллективного Запада ассоциируется с заповедником легального пиратства интеллектуальной собственности, при попустительстве властей).
Первый вопрос возмутительного характера задал практикующий педагог от школы, которого возмутила механика урока, поскольку "урок-суд" является в настоящее время практикой - игрой для младших классов, например, помимо патриарха Никона, такой суд устраивают над Владимиром Красно Солнышко, оценивая его политику по крещению Руси и радикализм по отношению к язычникам, в старших классах такой свободы не дают, поскольку история XX в. подается не с историческим, а с политическим уклоном и строго поделена на черное и белое, например негативно-нейтрально рассматриваются фигуры: И.В. Сталина, Л.П. Берия, Л.И. Брежнев хотя называют и положительные стороны, но вскользь, а в совсем темных тонах оценивается А. Гитлера (по отношению к последнему это является правильным) и наоборот с положительной стороны оценивают Н.С. Хрущева, Б.Н. Ельцина, М.С. Горбачева, выделяются отрицательные стороны, вроде алкоголизма Ельцина и кукурузной эпопеи Хрущева, но подчеркивают, что положительные заслуги преобладают. Из-за данной особенности трансляции нашей истории, в школах ученикам дают задания повышенного уровня, т.е. занимаются не оценка личностей, а оценки реформ, политического курса в сравнение с европейскими и европейскими претендентами и т.п.

Ответ немецкой стороны, на данное замечание, был следующем: "Задания сравнительного характера сложны для школьников, данная практика реализовывается в высших заведениях". Забегая вперед, на втором уроке, который проводил молодой немецкий педагог Мерлин Ш., предложили инновационную методику, реформировать уроки знакомства с политическими карикатурами и рассуждениями по ним, так как представьте себе тексты - сложны, дети не любят читать. Не знаю, как держались российские педагоги, от таких "передовых" идей, однако для нас перспектива превращения учебника в комикс- этакий журнал "Мурзилку" вызвало недоумение, поскольку такие методики имеют прямую установку на дебилизацию населения.

Второй вопрос был задан сотрудником специализирующимся на научной работе. ЗРПН сделал следующее замечание: А почему, так неинтересно была подана личность Бартоломе, так как он же явно отрицательный персонаж,значит надо было сделать акцент на его негативной стороне, показать, как он наигранно хорошо обращался с аборигенами принявшими католичество, поскольку колониализм - это негативный опыт истории Германии, а следовательно за него надо каяться ( Как вы догадались, по аналогии с репрессиями Сталина).

Ответ немецкой стороны, был краткий: "в немецкой педагогике нет деление на "плохое" и "хорошее" - это выбор должен быть сделан согласно его нравственно оценки самостоятельно, мы реализуем педагогическую модель Р. Декарта (она основана на рефлексии, т.е. на механическом заучивании по принципу: "прочитал - заучил", Рене Декарт не был гуманитарием, а был физиком, отсюда и вытекающие особенности подачи информации ).

Не знаю, насколько специалиста, по научной работе устроил ответ, поскольку вида он не подал, но в личной беседе с российским коллегой, все-таки, мной был задан вопрос: "А зачем, всенепременно надо каяться за спорные Катынские расстрелы поляков, за давно минувшие репрессии 1930-1940-х г. и др.?" На что был дан следующей ответ: "Да ты испорчен марксизмом (тобишь западными идеями), это отличительная особенность русского культурного - каяться".

Следующие вопросы уже были заданы студентами и вольнослушателями, самый интересный, на наш взгляд был задан студентом исторического факультета Павлом: "Применяются ли на уроках истории карты, я читал что немцы прекрасно разбираются в картографии ". Вероятнее всего студент сформировал свой вопрос на базе советских фильмов о Великой Отечественной, но ответ был удивительным.

Ответ немецкой стороны: "Карты имеют место быть, но их практически не применяю, поскольку дети не любят карты - это стресс, зачем их обременять лишней информацией".

В российских школах картография в истории применяется, в качестве вспомогательной и межпредметной связи с географией, т.е. она учит школьника ориентироваться на местности, облегчает передвижение в пространстве на длительных дистанциях, за счет сформированных ассоциаций. До сей поры, мы если честно думали, что когда показывали в СМИ немцев и американцев, которые путали положение стран и название континентов единичными случаями, оказывается данные пробелы имеют вполне под собой материальную базу.

Нашей редакции разрешили задать вопрос последней, он был следующем: "Бартоломе является религиозным фанатиком, поскольку будучи евреем по рождению он отказался от иудаизма и принял христианство католического образца, в связи с этими фактами, были ли продуманы задания, для лиц не исповедующих христианство католического толка, например, для мусульман или иных нацменьшинств".

Данное замечание подвергло немцев в шок, после 5 минутного молчания, последовал короткий ответ: "По законодательству Германии мы не имеет право интересоваться, какие формы религиозного исповедования практикуют учащиеся". После еще 5 минутной паузы последовал ответ: "Однако, мы уважаем религиозные предпочтения учеников", но как вы догадались, преподавание истории преподносится только в ключе правящей Христианско-демократической партии Германии.... И с чего вытекает и вторая, проблема Германии - межрелигиозные конфликты с мигрантами...

Последний урок-мастер класс, по просьбе российской стороны был касательно разбора Нюрнбергского трибунала в старших классах. Как вы догадались из всего выше сказанного, на уроках истории кто-то непременно должен каяться, поскольку - это русский культурный код и роль покаянных за потери СССР, под конец зимы выпала на нынешнее поколение немцев в рамках урока. Урок являлся заключительным в декаде телемостов России и Германии, вопросы от российской стороны практически не поступали, однако в рамках занятия всенепременно был задан извечный вопрос: "Считаете ли вы, что воссоединение России и Крыма в 2014 г. по значимости было равнозначным объединению ФРГ и ГДР в 1990 г." На данный вопрос сразу оказались отвечать все члены немецкой стороны, практикующий профессор истории Питер Гейс, который уклончиво ответил: " Есть политическая позиция и гражданская, она часто не совпадает, я не во всем разделяю политику канцлера, однако по Крыму у нас нет однозначного сформированного мнения, не хватает данных". Ежегодная декада телемостов была окончена.

Freedom Glow's
Freedom Glow's