У каждого меча есть свой срок жизни, и поломка лезвия является закономерным финалом его существования. После этого владелец может лишь только пойти к кузнецу, чтобы тот переделал обломок в короткий кинжал танто. Поскольку на японских островах хорошее железо было дефицитным товаром, мечи ломались достаточно часто, и такая ситуация считалась очередным ударом судьбы, которую истинный воин должен переносить стоически.
Представьте, что такой самурай в суматохе схватки сумел получить небольшую передышку. Нашему парню удалось отступить прежде, чем он пропустил удар вооруженного противника. Чем он будет воевать дальше, если его катана больше не боеспособна? Если учесть, что в феодальной Японии убежать с поля боя было худшим поступком, чем остаться на нем бездыханным? При условии, что подобрать чужое оружие не представляется возможным.
Начнем с того, что это заведомо неправильная постановка вопроса. Основным оружием воина меч не был никогда и нигде: ни конного бойца, ни, чаще всего, пешего. Меч брали с собой по той же причине, по которой современные солдаты пользуются пистолетами. Это было оружие последнего шанса, которое пускали в ход, если у основного оружия закончились боеприпасы либо оно сломалось.
Основное оружие феодальных японцев могло быть разным, в зависимости от исторического периода, личных предпочтений и того, сражался ли воин конным или пешим. Изначально самурай – конный лучник, который, как и на континенте, придерживался тактики дальнего боя. Соответственно, его «главным калибром» был длинный лук юми. И лишь только если у него закончились стрелы, в ход пускали яри – японский аналог копья. Заметьте, даже в этом случае до применения катаны дело обычно не доходило.
Если самурай сражался пешим, у него в распоряжении был все тот же юми, либо, если дело происходило в 16-м веке и позже, танэгасима, местный аналог европейской аркебузы. Когда пули заканчивались, в ход шел яри или нагината – островной заменитель западной глефы.
Если попытка прикончить противника этим арсеналом у него провалилась, или оружие было сломано, или для его применения не было подходящих условий, тогда и только тогда самураи пускали в ход свой меч. Но его называли ничуть не катаной – это сравнительно позднее и больше дуэльное оружие.
Средневековым оружием для ближних схваток был двуручный изогнутый клинок, который тогда называли тати. И если в ходе жаркого боя он вдруг случайно ломался, то у самурая был … па-бам короткий кинжал, который в разное время называли по-разному. Существовала даже целая концепция дайсё (т.е. «большой-малый»), которая предполагала обязательное парное ношение клинков.
Это дело было обязательным атрибутом самурая, и ни один простолюдин не имел права на два меча. Так, что в ходе «кошачьей свалки», наш японец наверняка пустил бы в дело резервное малое оружие. Правда, такая концепция в окончательном виде появилась только в 16-м веке, но и ранее каждый японец нередко таскал с собой пару меч-кинжал.
Если и он ломался/отсутствовал/был утерян, то именно для таких целей была придумана японская борьба в доспехах – предшественница современных сумо и джиу-джитсу одновременно. Я помню историю о самурае, который в одиночку защищал мост. Он потратил все стрелы, сломал нагинату, меч и нож, дрался без оружия и лишь только после этого пал на том же месте. Но это редкий, и, скорее всего, легендарный случай.