Найти тему

«Смена управления в "Евроцементе" означает существенный рост цен на стройматериалы в Калининградской области»

В сфере производства стройматериалов в России происходит «эпохальное событие». Государственный Сбербанк ищет новых покупателей для закредитованной группы «Евроцемент». Она объединяет два десятка заводов в разных регионах России, считается в совокупности крупнейшим производителем и поставщиком цемента, а также признана системообразующим предприятием. По информации из банка, у «Сбера» есть интересанты на покупку проблемного холдинга. О том, что означает предстоящая сделка для строительной отрасли в Калининградской области и почему крупнейшие холдинги оказываются на грани банкротства, RUGRAD.EU рассказал владелец «Балтийской бетонной компании» Александр Качанович .

Александр Качанович
Александр Качанович

То, что происходит с «Евроцементом», — это эпохальное для рынка событие. Чтобы объяснить эту историю, напомню, что есть два способа производства цемента: сухой и мокрый. Мокрый — более энергоемкий, он считается устаревшим и используется в странах, где топливо значительно дешевле, чем во всем остальном мире. В России с доступом к газу это возможно, во всем остальном мире этот способ в таком виде не применяется, а у нас таких заводов от СССР осталось довольно много.

Компания «Евроцемент» на протяжении многих лет занималась именно тем, что скупала постсоветские предприятия по производству цемента. Они работали экстенсивно и в составе группы оставались такими же. Холдинг существовал на рынке не за счет улучшения качества, повышения эффективности, а именно благодаря консолидации дешевых активов, причем во многом устаревших.

За долгие годы работы «Евроцемент» получил столько кредитов, приобрел столько неэффективных предприятий, что их прибыли фактически хватало на обслуживание процентов по этим кредитам, без возможности вернуть тело долга.

Если рассуждать о том, почему эта модель могла так долго существовать, почему крупнейший производитель цемента оказался убыточным, нужно просто вспомнить, что группа существовала на заемные средства.

Причем кредитором, насколько я понимаю, выступали государственные банки. Мы понимаем, что ряд отраслей существует по тому же принципу. Вот, вливаются кредитные субсидии в сельское хозяйство — проценты вернули, уже говорят им: «Спасибо большое».

С одной стороны, я приветствую новость о том, что Сбербанк в процессе урегулирования долга компании не стал продавать все эти заводы, порой существовавшие как отдельные юридические лица, по одному. Это было бы очень плохое развитие событий: хорошие, прибыльные заводы из холдинга «Евроцемент» купили бы очень быстро, а небольшие, «нехорошие» остались бы в подвешенном состоянии. По крайней мере, основываясь на информации СМИ, я надеюсь, что сделка не пройдет по этому сценарию.

Продавать по одному заводы, входящие в холдинг, — это очень плохое решение.

-3

С другой стороны, у этой сделки в любом случае будут последствия. Все, кто в Калининградской области так или иначе связан со строительством, с поставками цемента, ждут нового хозяина группы «Евроцемент», чтобы понять, какие у него будут правила игры. Для области история с продажей и со сменой собственников «Евроцемента» может означать следующее. Если новое руководство компании начнет мыслить полноценно и строго рыночно, то цемент в Калининграде сильно подорожает. Понимаете, в последние годы «Евроцемент» поддерживал на рынке одинаковую цену на цемент для Калининграда и для условного Санкт-Петербурга. Компания брала на себя издержки, связанные с логистикой, оборотом вагонов, их прогоном.

Эта ситуация не может продолжаться, если новый собственник подойдет к вопросу с точки зрения экономической обоснованности. Цемент подорожает.

Если же новое руководство компании из этих же экономических соображений сочтет калининградское направление вовсе нерентабельным и неинтересным для себя, то для региона это будет еще более тяжелым вариантом. Он приведет к тому, что единственным поставщиком цемента в регион останутся белорусские компании.

Да, я знаю наверняка, что значительная часть стройки Калининграда в 2021 году будет работать на белорусском цементе. Уже хотя бы потому, что мы заключили заранее контракты с белорусскими поставщиками, видя перипетии на «Евроцементе». Однако специфика работы с дорогими моему сердцу партнерами существует: государственный заказ внутри республики будет для них приоритетнее поставок в Калининградскую область. И если «батька» скажет: строим этим летом новый аэродром, то все три белорусских завода будут работать преимущественно на этот объект. Такое развитие событий я считаю наиболее неблагоприятным: мы можем получить не просто «плюс тысячу рублей», а физические перерывы в поступлениях.

Если новый собственник будет мыслить экономически, нас ждет существенный рост цен на цемент.

-4

Но даже если белорусские компании не будут единственными поставщиками цемента на нашу территорию, я уверен, что они молниеносно отреагируют на любое повышение цены на смеси со стороны «Евроцемента» — сами поднимут цены.

Кому-то может показаться удивительным, что, находясь в Европе, имея доступ к немецкому или эстонскому рынку с небольшим логистическим плечом, мы говорим о возможном прекращении поставок цемента из-за позиции белорусских или российских поставщиков. Тут одной строкой напомню, что в нашей стране введена обязательная сертификация цемента . Фактически она является заградительной для поставок цемента из-за границы, наш рынок — это территория Таможенного союза.

Обязательная сертификация импортного цемента фактически является заградительной.

Фото rugrad.eu

Комментируйте, подписывайтесь и читайте еще больше новостей на нашем сайте https://rugrad.eu