Внимание! Рекап - подробное описание каждой серии. В рекапах полно спойлеров, они пишутся по свежим следам и предполагают дальнейшее обсуждение. Если вы еще не смотрели серию, не читайте этот рекап, чтобы не портить себе впечатление.
Вот и подошла к концу эпоха «Викингов». Этот сериал – детище Майкла Хёрста – не был историческим, за что ему часто предъявляют претензии. В отличие от гораздо более достоверного «Последнего королевства», снятого по мотивам «Англосаксонских хроник» (древнейшей летописи Англии). «Викингов» можно охарактеризовать жанром дарк-фэнтези. В сериале не так много магии, но он весь пронизан мистическим сознанием персонажей, живущим в этом мире. Рагнар Лодброк (в незабываемом исполнении Трэвиса Фиммела) – полумифический персонаж скандинавских саг. До сих пор у историков нет уверенности, что этот датский конунг существовал на самом деле. Вот этого полулегендарного героя древних сказаний Хёрст и решил сделать центральным персонажем своей эпопеи про викингов. Первые три сезона невероятные харизма и энергия Рагнара увлекали зрителя за собой. Его глазами мы увидели новую землю – берега Нортумбрии. Мы восхищались его умом и благородством, переживали за его любовные отношения и радовались военным победам. Рагнар Лодброк – ослепительный герой-протагонист, который оттягивал все внимание на себя. Даже неблаговидные поступки, которые он совершал, например, предав Лагерту ради новой возлюбленной, прощались зрителем и лишь добавляли глубины персонажу.
В середине четвертого сезона Рагнар Лодброк погиб согласно легенде, в яме со змеями. И сразу стало ясно, что смерть такого харизматичного героя – это рубикон. Сериал уже не будет прежним. И действительно, Хёрст резко сменил направление, разозлив этим многих поклонников, в том числе и меня. Как известно, Рагнар оставил после себя сыновей: Бьорна Железнобокого (от Лагерты), Ивара Бескостного, Сигурда Змееглазого, Хвитсерка и Уббе (от Аслауг). Каждый из них известная личность в истории и, по логике, должен продвигать сюжет вперед. Но беда в том, что ни один из них в подметки не годится своему великому отцу. Два с половиной сезона зрителям показывали грызню между братьями за трон, за славу, их метания от одной ошибке к другой, от малого предательства к большому. Этим мелкотравчатым викингам не хотелось сопереживать. Интриги внутри скандинавского полуострова утомляли отсутствием героического во всей этой суете. И только во второй половине шестого, последнего, сезона замысел Хёрста стал понятен. Он не пытался подарить нам приключения викингов меньшего калибра. Майкл Хёрст хотел рассказать в шести сезонах историю расцвета и заката эпохи викингов. Историю, где великие герои уходят в прошлое, а на их место приходят недостойные, но помнящие о былом величии. Каждый из персонажей, захвативших трон Каттегата на том или ином отрезке времени, страдал от собственной неполноценности и «комплекса самозванца». Раздоры между братьями подорвали мощь скандинавского вторжения изнутри как опухоль. Можно провести параллель с наследием Александра Македонского, после смерти которого потомки растащили империю на куски, тем самым уничтожив ее. Каждый из сыновей Рагнара унаследовал какую-то из черт своего многогранного отца: Ивар – хитроумие и амбиции, Уббе – любознательность и дипломатический талант, Бьорн – талант к управлению и любовь народа. Используя природные способности, каждый из братьев попытается превзойти отца на выбранном пути. Но никому это не удастся.
К концу сезона в живых осталось лишь трое братьев: Ивар (Алекс Хег Андерсен) и Хвитсерк (Марко Ильсё) воюют с Альфредом Великим (Фердия Уолш-Пило) на британских островах, Уббе исследует Новый Свет и пытается наладить контакт с индейцами.
В прошлой серии мы попрощались с Харальдом Прекрасноволосым (Петер Францен). Он погиб достойной смертью викинга и уже пирует в Вальхалле с богами. Чувствуя потребность взять передышку и подкопить силы, Ивар предлагает перемирие королю Альфреду в своей издевательской манере: «Предлагаю ради тебя же заключить мир, обменяться пленными, договориться по-хорошему. Что скажешь?». Однако Альфред предельно серьезен и видит соперника насквозь: «Вынужден отказаться. Ты не хочешь мира. Ты хочешь войны и триумфа. Ты думаешь, что я слаб и труслив, но это не так. А мои воины будут драться во имя любви к Богу и своей земле». Ивар растерян, но пытается сохранить беззаботный вид: «Так это значит «нет»?».
Начинается кровавая битва, во процессе которой и христианский король, и языческий воин взывают к небесам, моля своих богов явиться и помочь им. Но Бог/боги молчат, оставляя людям самим вершить свою судьбу. Ивар и Хвитсерк демонстрируют на поле боя чудеса храбрости, но понимают, что силы заканчиваются, они проигрывают. Глаза Ивара эффектно синеют (как мы помнит, это значит, что он не в себе), он имитирует разящие удары своих воинов, крича о собственном бессмертии. Альфред потрясенно смотрит на него и ничего не предпринимает. Только молодой солдат решается подойти к озверевшему берсерку с кинжалом в руке. «Не бойся» - ласково смотрит на солдата Ивар, - и солдат наносит серию разящих ударов в живот сыну Рагнара. Ивар падает на землю с жутким хрустом на искалеченную ногу. На руках у Хвитсерка он смотрит на рану в животе и плачет: «Я боюсь». «Я никому не скажу» - обещает брат - «все запомнят Ивара Бескостного». Эту трогательную сцену прерывает забавный момент, когда Альфред, видя, как Ивару наносят смертельную рану, призывает остановить бой: «Стоп!». Самое смешное, что все действительно прекращают биться, как по свистку рефери.
Дальнейшая судьба Хвитсерка незавидна. Ему позволяют похоронить брата, но теперь он в плену. В Уэссексе его крестят и дают христианское имя Ательстан (снова отсылка к монаху из первых двух сезонов). Мертвые глаза Хвитсерка, одетого в белую сорочку и стоящего на коленях перед священником, ужасают. «Я отрекаюсь от ложных богов» - произносит он бесцветным голосом. Мы потеряли еще одного викинга, хотя формально, он не мертв.
В Каттегате Ингрид (Люси Мартин) получает известия о разгроме скандинавских войск и смертях Харальда и Ивара. Король умер, да здравствует королева. Но глаза Ингрид, садящейся на трон, полны слез и страха. Она осталась одна: без мужа, без армии, без поддержки. Сколько еще она продержится на троне, пока ее не свергнет соседний король, христианские завоеватели, или народ.
Тем временем в далекой Америке произошла долгожданная встреча Уббе (Джордан Патрик Смит) и Флоки (Густаф Скарсгард). Густаф Скарсгард с удовольствием отыгрывает сумасшедшего кораблестроителя в старости. Он многое пережил и не все помнит. Воспоминания стерлись или приобрели другую форму. Известно только, что Исландия нанесла его вере и рассудку серьезный удар. На «золотую землю» Флоки прибыл истощенным и еле живым. Индейцы выходили его и помогли обустроиться.
После того, как удалось найти контакт с местным племенем, Уббе воодушевлен и предвкушает будущее: «Я вижу бесчисленные возможности. Богатую почву, минералы. Реки, порты, строения, изобилие. Все, о чем мечтал Рагнар. Все, чего он искал, отплыв из Каттегата. А я нашел». Даже сейчас Уббе не может абстрагироваться от наследия отца. Он чувствует себя обязанным воплощать мечты Рагнара, его замыслы. Отер (Рэй Стивенсон) намекает, что на новой земле нужно жить по-новому, отойти от жестоких традиций предков, строить новое общество. Совсем скоро Уббе придется делать непростой выбор: следовать ли старому укладу или вводить новые законы.
Наад (Иэн Ллойд Андерсон), один из поселенцев, обративший внимание на золото индейцев в прошлой серии, в этой решил добыть больше золота. Он прокрадывается в вигвам, где живет семья главы племени, и ищет там сокровища. Сначала его спугивает маленькая девочка-индианка, а потом он сталкивается с младшим сыном сахамау Веджиту (Филлип Левицки). В панике Наад перерезает молодому индейцу горло и убегает. Микмаки его хватают и предъявляют норвежцам, требуя покарать преступника. По законам викингов Наад не сделал ничего дурного. Убить чужака и взять с него добычу для норвежцев незазорно. Карается только преступление, совершенное среди своих. Однако Уббе понимает, что сохранение мира с местными племенами сейчас важнее жизни одного из своих людей. Он решает, что Наад понесет жестокое, но почетное наказание – ему сделают «кровавого орла». Последний раз легендарную казнь викингов мы наблюдали во втором сезоне. Тогда ярл Борг выдержал испытание с честью, не проронив ни звука, пока его ребра разводили в стороны. Уббе, приняв решение о «кровавом орле», тем самым дарует Нааду возможность попасть в Вальхаллу. И только на самой казни становится понятно, что Наад не выдержит испытание, он заранее трясется от страха. Уббе разочарованно вздыхает: «Валхалла не для тебя, друг мой» - и по-быстрому перерезает Нааду горло. Несмотря на то, что казнь пошла не по плану, микмаки удовлетворены наказанием преступника. Накани (Эллин Джейд), невестка сахамау, предупреждает Торви (Джорджия Хёрст): «Когда мы сказали, что вам рады на этой земле, мы не имели в виду, что теперь это ваша земля».
Серия заканчивается сидящими на берегу океана Флоки и Уббе. Уббе интересуется у старика, видел ли он богов на новой земле. Флоки фыркает: «Почему ты задаешь мне эти вопросы? Я – лишь муравей, несущий тростинку и не видящий ничего дальше листа над своей головой». Похоже, с возрастом Флоки из убежденного язычника превратился в дзен-буддиста и агностика, усмирил свою гордыню и отказался от амбиций постичь божественное. «А Рагнара ты помнишь?» - с надеждой спрашивает Уббе. «Конечно я помню Рагнара! Постоянно является ко мне во снах, требует построить ему корабль. А я ему говорю: зачем тебе корабль, ты мертв!». Оба собеседника замолкают и молча смотрят на закат.
Этим тихим разговором представителей старого и нового поколения создатели «Викингов» завершают яркую историю Рагнара и Лагерты, Флоки и Ательстана, сыновей Рагнара и английских королей Эгберта, Эллы и Альфреда. В этой истории было много яростных битв, страсти и ненависти, предательств и кровавых расправ. Но в конце осталась лишь тишина.