Экзистенциализм – не единственное, что связывало Альберта Камю и Жана-Поля Сартра. Общие философские взгляды и идеи сблизили их, создав настоящий дружеский тандем. Но позже в одной из своих статей Сартр напишет:
Дорогой Камю! Наша дружба не была легкой, но я буду о ней сожалеть
Что же стало камнем преткновения?
Изначально они были совсем разными: Сартр – из высших слоёв общества, Камю – из простой и довольно бедной семьи. Но однажды Камю привлекает Сартра в антифашисткую газету «Бой», и после этого их дружба продолжается вплоть до публикации «Бунтующего человека» – эссе Камю. Именно оно стало причиной дальнейшей вражды бывших приятелей.
Надо пояснить, что взгляды писателей сходились не только в аспекте философии, но и политики. Оба они считали, что пролетариат – самый угнетённый слой населения и взывали к справедливости. А для её торжества нужна была новая политическая система.
Но вот взгляды на методы осуществления этой цели у Камю и Сартра кардинально отличались.
Камю был резко против революционного насилия, он считал метод кровопролития деспотичным, неприемлемым, утопичным и публикацией в 1951 году «Бунтующего человека», в котором высказал все свои философские и политические идеи, провозгласил себя приверженцем мирного социализма.
Я выбираю свободу. Даже если реализовать справедливость не удастся, свобода сохраняет свою силу протеста против несправедливости и возможность открытого взаимодействия
Сартр прочёл это эссе с отвращением, воспринял его как отказ Камю от борьбы за социализм, так как сам Жан-Поль Сартр в этой борьбе оправдывал насилие. По его мнению существующий строй нужно было выжечь, стереть с лица земли, а для этого нужна революция. Приверженец коммунизма, он был готов идти к нему любой ценой и не считал кровопролитие чем-то аморальным на таком пути.
Сартр опубликовал в своём журнале «Новые времена» разгромный отзыв на «Бунтующего человека». СМИ непрерывно следили за интеллектуальной войной бывших друзей.
Расхождение их взглядов на приемлемость использования насилия в достижении политических целей не только погубило давнюю дружбу, но и породило множество вопросов в то время.
Возможно ли убивать во имя своей идеи?
Какова цена справедливости и свободы?
Конечно же мне ближе взгляды Альберта Камю. Я против насилия в любом его проявлении. Но философствовать на эту тему можно долго.
Некоторые действительно считают, что для свободы миллионов, можно пожертвовать тысячами жизней, другие уверены, что справедливость никак не может достигаться путём насилия.
У вас есть мнение на этот счёт?