Найти в Дзене
Сергей Келколовский

Рассказ священника о последнем сражении крейсера "Рюрик" в 1904 году.

Рассказ очевидца, потрясший современников события.

Рассказ очевидца, потрясший современников события.

Во втором ряду справа отец Алексей.
Во втором ряду справа отец Алексей.
14 августа 1904 г. произошло сражение Владивостокского отряда русских крейсеров с японской эскадрой, в результате которого геройски погиб крейсер «Рюрик». Экипаж этого корабля совершил подвиг сродни подвигу «Варяга», а по продолжительности боя и драматизму ситуации даже превосходил его. Однако судьба распорядилась так, что подвиг крейсера «Варяг» помнят, а о подвиге крейсера «Рюрик» не многие и слышали.

Во время существования Российской империи на всех военных кораблях русского флота в штате экипажа была должность православного священника. Соответственно, на крейсере 1-го ранга "Рюрик" тоже был священник - отец Алексей.

После гибели корабля о. Алексей оказался в числе спасшихся и в скором времени вернулся с Дальнего Востока в Санкт-Петербург, где его рассказ был записан и так сохранился для истории.

Отец Алексей не принимал участия в бою, так как это не входило в его обязанности, но он находился на корабле и помогал в силу своих возможностей. Его рассказ - это рассказ гражданского человека, в силу долга, оказавшегося в экстремальной ситуации. Вот его рассказ.

"Владивостокская эскадра в составе крейсеров: "Россия", "Громобой" и "Рюрик", вышедшая из порта 31 июля 1904 года, не знала куда и зачем она идёт. По крайней мере все "рюриковцы" были убеждены, что это будет обычное плавание, которые выполнял крейсер после начала русско-японской войны. Только в открытом море стало известно, что идут они к Цусимскому проливу, на встречу порт-артурской эскадре, которая должна прорваться из блокады. По словам о. Алексея они ожидали встретить эту эскадру и появление японской эскадры стало неожиданностью.

Около 4 часов утра на горизонте заметили 4 идущие навстречу корабля, это были японцы. Приближаясь они выстроились в кильватерную колонну и загородили путь нашей эскадре. В 4 часа 45 минут прогремел первый выстрел с японского флагманского корабля, а затем началась непрерывная и страшная канонада. Обе стороны вели огонь непрерывно маневрируя.

Командующий эскадрой наших крейсеров контр-адмирал Карл Петрович Иессен, видя превосходство японской эскадры в артиллерии принял решение отходить к Владивостоку.

Контр-адмирал К. П. Иессен(1852-1918гг)
Контр-адмирал К. П. Иессен(1852-1918гг)

Бой длился уже около 3-х часов и потери в офицерах и нижних чинах были весьма значительные, когда около 8 часов утра, при повороте, положенный лево на борт руль заклинило попавшем в кормовую часть корабля снарядом.

Командир "Рюрика" капитан 1-го ранга Евгений Александрович Трусов всё время находился в боевой рубке, откуда управлял кораблём и боем к тому времени уже будучи раненым.

Командир крейсера "Рюрик", капитан 1-го ранга Е. А. Трусов.
Командир крейсера "Рюрик", капитан 1-го ранга Е. А. Трусов.

Попытки провести ремонт руля успехом не увенчались. Около 9 часов утра, "Рюрик" лишённый полноценного управления отстал и оказался под усиленным огнём японцев, которые всё время занимали позицию, когда остальные два наших крейсера не могли вести огонь из-за боязни попасть по "Рюрику".

Понимая, что вместе с "Рюриком" эскадре не уйти, на флагманском крейсере "Россия" был поднят сигнал: "крейсерам полный ход". "Россия" и "Громобой" двинулись к Владивостоку, а "Рюрик" с заклиненным рулём мог делать только большие или меньшие круги.

Отец Алексей сказал, что "рюриковцы" были потрясены в момент, когда два других русских крейсера стали уходить, но только на мгновение. Бой закипел с новой силой, по общему согласию решили заставить японцев дорого заплатить за свою жизнь и за "Рюрика".

С 9 часов утра и до 12 часов крейсер "Рюрик" сражался один против нескольких японских кораблей.

В 10 часов о. Алексей узнав, что командир корабля опять ранен, занятый внизу перевязкой раненых и напутствием умирающих, поднялся наверх и нашёл командира окровавленным, совершенно бледным, лежащем на матрасе, который ему принёс его вестовой. Отец Алексей стал его перевязывать. В это время командир отдавал указания как действовать, чтобы таранить ближайший японский корабль, но это не удалось из-за неисправности руля. Тогда было принято решение повернуться левым бортом для выпуска торпеды, но торпеда не попала в цель.

Вскоре командование перешло к лейтенанту Зенилову, а после ранения его в голову к лейтенанту Иванову 13-му.

Иванов 13-й видя всю безвыходность ситуации решил взорвать корабль, но оказалось, что все провода ведущие к специально заложенной взрывному устройству перебиты. И тогда было решено открыть кингстоны.

Около 12 часов на судне раздался крик: "Командир убит", о. Алексей в это время находился внизу и занимался исповедью умирающих.

"Рюрик" медленно погружался, здоровые моряки привязывали раненых к койкам и спускали их в воду.

Около 12 часов 30 минут крейсер "Рюрик" ушёл под воду. Оставшиеся в живых члены экипажа были подобраны японскими кораблями.

Рассказ отца Алексея немного отличается от общепринятой версии сражения, но в целом соответствует его ходу. Человек он не военный, находился по большей части в лазарете, где помогал раненым и рассказал так, как запомнил.

Из 800 матросов «Рюрика» погибли 193 и были ранены 229 человек, а из 22 офицеров погибли 9, а 9 были ранены. После окончания русско-японской войны в его честь будет назван новый броненосный крейсер Балтийского флота.

СЛАВА ГЕРОЯМ, ДО КОНЦА ВЫПОЛНИВШИМ СВОЙ ДОЛГ.

Как в 1904 году "сглазили" целую эскадру. Гулльский инцидент.