Калифорниец сурового вида с сигарой в зубах, участник Второй Мировой и Вьетнамской войн в качестве военного корреспондента, лауреат Нобелевской премии, пил самогонку на кухне в советской коммуналке у Евтушенко. Встречайте, Джон Стейнбек.
Главная тема его творчества - человеческая солидарность, что человек по-дефолту хороший, а с помощью чистой совести и семьи/друзей/коллег - можно сделать абсолютно все. От сюда лютая тяга к левым движухам, профсоюзам и огромный интерес к СССР.
Это хорошо видно в "Гроздьях гнева", на 1-м месте там все-таки не плохие капиталисты, которым прикольней сгноить нереализованные фрукты, чем раздать нуждающимся, а идеалы семьи и здорового общества. Семья сплачивается вокруг общей нужды, несмотря на внутренние противоречия, и вокруг своих лидеров - Мать, Сын, вернувшийся из заключения, и Проповедник, потерявший веру (но для окружающих это не очень важно). Эта триада как символ того, что жизненно необходимо человеку, то что делает человека Человеком - Родина, Сила, чтобы ее обеспечивать/защищать и Вера (или поиски ее, или отказ от нее, в общем какой-либо духовный процесс).
А еще вокруг точно такие же семьи, которые также в поисках лучшей жизни, или просто жизни, бросили свои дома и отправились в опасное путешествие на другой конец страны. В условиях отсутствия работы и жесткой конкуренции они не соперничают друг с другом (почти), а наоборот - помогают друг другу по возможности, объединяются вместе против калифорнийских эксплуататоров.
Но при этом важен каждый человек внутри семьи, кто-то отпадает, кто-то примыкает, но каждый выполняет какую-либо необходимую уникальную функцию. Даже Роза Сарона, которая бесила меня всю книгу, которая была озабочена только своей беременностью и плевала на всех остальных, от которой сбежал неопытный начинающий муж в панике. То, что она сделала в конце книги просто выбило меня из колеи на несколько дней, но и многое поставило на свои места - "она подняла глаза, губы ее сомкнулись и застыли в таинственной улыбке".