Многие, кому довелось поработать с Джеймсом Кэмероном, отмечали, что это была не самая простая работа.
Дело в том, что Кэмерон по-настоящему одержим кинематографом. Во время съёмок "Титаника", съёмочная группа даже придумала Кэмерону прозвище "Мижд". Прочтённое задом-наперёд имя должно было намекать на раздвоение личности режиссёра.
Сам же "Титаник" стал настоящим памятником кинематографа.
Кстати, начался этот фильм тоже как памятник. Начало фильму было положено в 95-м году, когда Джеймс Кэмерон в компании русских моряков приплыл к месту гибели Титаника.
Режиссёр снимал документальный фильм о легендарном корабле. Разумеется, снимал под водой. Разумеется, погружался под воду Кэмерон сам.
Погружение на глубину 3,75 км - дело непростое и опасное. Само погружение занимало несколько часов, а съёмку можно было вести всего пару десятков минут.
За один раз отснять весь материал было нереально и погружаться пришлось более десяти раз. Чтобы экономить плёнку и не гонять батискаф почём зря, перед погружениями проходили репетиции.
Для репетиций был построен макет затонувшего Титаника, на котором Кэмерон показывал что и как будет нужно отснять при погружении.
Эта работа настолько вдохновила Кэмерона, что завершив съёмки он отправился в студию 20 Century Fox с отснятым материалом и твёрдым решением снять полнометражный фильм. Режиссёр хотел создать памятник этой великой трагедии.
Джеймс Кэмерон от студии получил благословение и увесистый чек, с которыми он и принялся за съёмки.
Разумеется, в ход пошёл и отснятый документальный материал. И хотя в фильме "подводный" хронометраж не очень большой, попотеть при съёмках пришлось.
Проблему недостатка панорамных кадров решили тем, что построили ещё один макет Титаника. Макет этот разместили на потолке, чтобы было удобно его подсвечивать.
С помощью света и дыма было создано ощущение, что съёмка ведётся под водой и в фильме вы вряд ли отличите студийные кадры от настоящих подводных.
Сколько бы у Кэмерона не было плёнки и погружений, а снять каюты изнутри у него бы не получилось. Не протиснуться туда никак батискафу.
По картинам и фотографиям, на которых был запечатлён интерьер Титаника, были воссозданы декорации.
Декорации эти сначала подвергли искусственному старению, а потом и вовсе затопили прямо в студии. Да, в наш век хромакея о таком масштабе никто и задумываться не станет. Просто отрисуют как нужно.
Я не брюзжу. Прогресс - это хорошо. Просто как-то жаль, что ли, что из кино уходит подобный размах.
Но по-настоящему серьёзный размах был ещё впереди.
В Мексике была построена декорация легендарного корабля. И масштаб этой декорации был почти 1:1 к оригиналу.
Правда, экономить тоже приходилось, а потому, построен был только один борт Титаника. Когда было показать корабль с другой стороны, кадры просто отзеркаливали.
Но это звучит так легко "просто отзеркаливали". Но на самом деле совсем непросто было. Актёрам приходилось двигаться "зеркально", чтобы на экране их движения выглядели естественно.
Кэмерон говорил, что кино - это война между эстетикой и прибылью. И иногда он умудрялся проводить бои без потерь с обеих сторон.
И внимательный читатель заметит, что в фильме есть и кадры, где видны одновременно два борта. Например, кадры с плывущим по океану Титаником.
Такие кадры, конечно, результат компьютерной графики. Сначала, снимали крупный и настоящий корабль. Потом его дорисовывали так, чтобы он стал выглядеть как Титаник. Ну а потом уже и людей добавляли, кадры с которыми были сняты отдельно.
К пока ещё не затопленному интерьеру отнеслись тоже со всей ответственностью. Интерьер был не только максимально точно создан по фотографиям и эскизам тех лет. Но и созданием интерьера занималась та же фирма, которая когда-то делала ремонт в настоящем Титанике.
Но и эти декорации, как мы знаем, затопили.
Мебель и штукатурку, конечно, жалко. Но куда тяжелее пришлось актёрам. Да и операторам досталось.
Кэмерон, для реалистичности, залил студию не просто водой, а холодной океанской водой. Ну а учитывая, что режиссёру нужны были идеальные кадры, которые получались не всегда с первого раза...
Впрочем, Кэмерон не какой-то там злодей. Рядом стояли тазики бассейны с тёплой водой и он иногда отпускал туда актёров погреться.
Страдали во время съёмок не только актёры и операторы. Доставалось даже каскадёрам. При съёмках затопления носовой части корабля, несколько каскадёров получили травмы.
Фильм получился невероятно дорогим, для своего времени. На производство картины было потрачено 200 миллионов долларов. Ещё 40 потратили на продвижение.
Впрочем, и принёс в прокате "Титаник" более 2 миллиардов. С задачей оставить памятник крушению Титаника Кэмерон справился на все сто.