Найти в Дзене
centr_logo

Как научить ребенка пересказывать

К моменту поступления в школу ребенок должен не только научиться правильно произносить звуки речи, знать буквы, накопить определенный лексический запас слов, но и научиться связно излагать свои мысли. Как правило, в детском саду детей учат рассказыванию текста и пересказу – двум важнейшим видам связной монологической речи, без которых немыслимо дальнейшее успешное обучение в школе.

Но что делать, если в возрасте 5-6 лет ребенок затрудняется пересказать простой текст, не запоминает последовательность событий, главных героев, теряет основные подробности прослушанного рассказа?

Любой текст для пересказа имеет три основные части:

- начало (вступление, или зачин);

- середина (последовательность событий, кульминация);

- конец (окончание, завершение высказывания).

Тексты для обучения пересказу дошкольниками не должны быть сложными, но обязательно содержать понятные детям слова и выражения, доступный сюжет, вызывать эмоциональный отклик у ребенка. Для первоначального обучения пересказу возьмите рассказы из детской литературы: «Добрая утка» В. Сутеева, «Горка» Н. Носова, «Курочка» Е. Чарушина, «Котенок», «Косточка», «Филипок» Л.Н. Толстого. Как правило, к каждому из этих произведений существуют прекрасные классические иллюстрации, отражающие характерные черты героев.

Для обучения пересказу используют методику, которая сложилась путем многолетних практик логопедов и педагогов, и является действительно правильным и эффективным способом научить ребенка пересказывать текст.

Для начала прочтите текст ребенку. Читайте не торопясь, в комфортном темпе, для того, чтобы ваш ребенок успевал воспринимать речь и понимать читаемое.

(подкат)

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

— Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

— Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

— Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

После того, как закончили чтение, покажите ему картинку – иллюстрацию к тексту.

Обсудите с ребенком основные моменты, важные для понимания прочитанного:

- Как зовут мальчика?

- Что купила мама детям?

- Почему Ваня съел сливу?

- Когда обнаружили пропажу?

- Что спросил отец? Что он сказал?

- Почему же Ваня признался, что съел одну сливу? Почему он заплакал?

Возможно, сначала ребенку будет сложно отвечать на все вопросы и запоминать основные содержательные моменты текста. Но, по мере тренировок, он научится обращать внимания на все важные детали уже на этапе первичного чтения.

После этого предупредите малыша, что ему предстоит самому пересказать текст, и прочтите рассказ еще раз. На этот раз можно немного увеличить темп речи. Теперь попросите ребенка пересказать самостоятельно. Подбодрите его, попросите рассказать текст «как в книжке», пусть его «послушают» любимые игрушки, если ребенок стесняется рассказывать напрямую взрослому.

Не спешите подсказывать и зачитывать фразы из текста. Это собьет с мысли и снизит эффективность обучения. Задайте наводящие вопросы, если ваш сын или дочь затрудняется («А что же было дальше?», «Как повела себя мама?»).

Внимательно выслушайте ребенка и показывайте ему искренний интерес. В конце обязательно спросите, уточнив эмоциональное настроение и отношение к герою: «Тебе было жалко мальчика?», «Как он поступил: хорошо или плохо?». Это будет стимулировать рассуждения ребенка, развивать его умения высказывать свои мысли, логически обосновывать понимание текста.

Удачи вам в этом нелегком, но таком важном труде.