Найти тему
Суд?! Суд ... Суд!!!

Взятка и мошенничество: уголовные статьи судей и адвокатов

По данным Следственного комитета России в 2011-2020 годах были привлечены к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности около девяти тысяч лиц, обладающих «особым правовым статусом».

А это (согласно ст.447 УК РФ) депутаты всех уровней, главы муниципалитетов, судьи, прокуроры, следователи, адвокаты. Если оставить в стороне безусловных лидеров – депутатов и глав муниципалитетов, то в невесёлом списке остаются 35 судей, 121 прокурор, 573 следователя и 512 адвокатов.

Коррупция с особым правовым статусом

Коррупция – широкое понятие и коррупционные составы включают добрых три десятка статей УК РФ: от нарушений финансирования избирательных компаний до незаконного трафика оружия.

Однако простейший анализ коррупционных преступлений, инкриминируемых судьям, адвокатам и правоохранителям, показывает, что почти все они сводятся к двум вариантам: взятка (ст. 290,291 УК РФ ) и мошенничество (ст.159 УК РФ). Причем мошенничество неизменно связано с обещаниями «решить проблему» с помощью взятки. Так что взятка – безусловная королева коррупционных составов, грозящих служителям и стражам закона, которые с законом не дружат.

Вот только что вынесен приговор по делу двух следователей, вымогавших взятку у фигурантов. Адвокат вымогаемых написал заявление в ФСБ, а потом передал нечестным следователям помеченные деньги, что и решило исход дела. Кстати, участвуя в оперативных мероприятиях, защитник нарушил несколько законов сразу и был лишен адвокатского статуса.

Этот конкретный храбрый адвокат помог разоблачить коррупционеров и даже пожертвовал, как герой, своим статусом ради принципа, что конечно редкость в адвокатской практике. Однако в целом схема преступления очень типичная, если посмотреть десятки подобных дел.

Адвокат «заносит» деньги правоохранителям или, реже, судье (таких адвокатов даже окрестили «заносчивыми»). И это взятка. Или адвокат обещает «решить проблему», дав взятку кому нужно, но обманывает клиента. И это мошенничество. Бывает, что судья даёт понять, что может решить проблему на возмездной основе, а адвокат или юрист-представитель «заносит». В такого рода текстах вполне можно менять местами слова «судья», «следователь», «прокурор». А вот «заносчивый» адвокат бывает незаменимым элементом схемы. И все перечисленные - лица, обладающие «особым правовым статусом». Именно они пополняют соответствующую статистику Следственного комитета.

И ещё: о новелле антикоррупционного законодательства.

Вынужденная коррупция и форс-мажор

Госдума РФ единогласно приняла в первом чтении поправки в законодательство, которые освобождают виновных от ответственности за нарушения антикоррупционных законов, если эти нарушения были допущены по «форс-мажорным» обстоятельствам. Согласно поправкам освобождаются от наказаний те самые лица, обладающие «особым правовым статусом»: чиновники, депутаты, судьи, правоохранители. Вот только адвокатам не повезло, но адвокаты ведь всегда крайние.

Коррупционный (или антикоррупционный) форс-мажор включает стихийные бедствия, пожар, эпидемии, забастовки, военные действия, террористические акты, запретительные или ограничительные меры, принимаемые госорганами, в том числе иностранными. После устранения непреодолимых обстоятельств ответственность за коррупционные преступления вновь вступает в силу.

Поправки в законодательство внесены в Госдуму правительством и приняты в первом голосовании единогласно. Можно не сомневаться что данная новелла без проблем пройдёт все последующие чтения и вступит в силу.

-2