Найти в Дзене

День второй Великого Поста.

Оглавление

Книга Бытия, Глава 1, стихи 14-23

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
19 И был вечер, и было утро: день четвёртый.
20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]
21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
23 И был вечер, и было утро: день пятый.

Четвертый и пятый дни сотворения мира... При чтении в голове возникает отсылка к теории эволюции. Я не силен в её деталях, также как и в изучении книги Бытия, и это допущение позволяет мне думать, что спор о происхождении жизни на Земле как процесса эволюции и как участия Бога выглядит не таким уж и острым - одно другому не противоречит. Обратил внимание на слово "хорошо" в этот раз. Создатель то и дело видит, что плод его творения выглядит и работает "хорошо". Я стараюсь не задумываться о природе происхождения этого наблюдения, но все же интересно, как именно можно было бы понять наблюдателю, что Бог увидел, что это хорошо. Но происходящее мне напоминает процесс написания картины. Художник может сосредоточенно описывать детали на крохотном участке огромного полотна, но иногда он отходит и окидывает полотно в целом. В этот самый момент он дает оценку того, что получается. Мне нравится понимать, что процесс создания нашего мира - творческий. Создатель явно любит свой труд, дает ему свою оценку, и никуда не спешит, делает для Себя. Чувствую, что становлюсь немного ближе к тому, что такое хорошо. Надеюсь, в данном отрывке имеется в виду оценка получившегося мира, а не действий. Мир мне тоже нравится, вот это оригинальное решение об учете времени с помощью дня и ночи, времен года...

Книга пророка Исайи, Глава 1, стихи 19-31

19 Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;
20 если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.
21 Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь - убийцы.
22 Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою;
23 князья твои - законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них.
24 Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим!
25 И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое;
26 и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: "город правды, столица верная".
27 Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его - правдою;
28 всем же отступникам и грешникам - погибель, и оставившие Господа истребятся.
29 Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе;
30 ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды.
31 И сильный будет отрепьем, и дело его - искрою; и будут гореть вместе,- и никто не потушит.
Глава 2, стихи 1-3
01 Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме.
02 И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.
03 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима.

Ох, как же мне нравится, когда четко прослеживается причинно-следственная связь. Я и сам периодически даю своему ребенку выбор в духе "можешь съесть эти конфеты, а потом ходить с ампулами инсулина и постоянными уколами, а можешь дать своему организму небольшой отдых от сладкого и через время снова насладиться". Или "можешь не заниматься учебой, но тогда у тебя будет гораздо меньший выбор того, чем ты будешь заниматься в будущем". Вроде бы и выбор очевидный, но надо ли говорить, что не всегда он оказывается ожидаемым.

Есть животные, которые движутся только инстинктами, есть ангелы, которые лишь исполняют волю Бога, а есть человек, у которого необычный дар - право выбора. Руководствоваться инстинктами или творить волю Божию, или где-то между болтаться... На мой взгляд, тут как раз подчеркивается эта важная особенность людей. И именно мы несем ответственность за свой выбор, и тем ценнее, когда мы этот выбор делаем правильно.

Что касается приведенного примера с выбором - я на собственном примере убедился, что при мелких ошибках я сталкиваюсь с легкими неприятными последствиями, при более крупных - с неприятностями или проблемами. И все равно я наступаю на те же грабли, прямо-таки не устаю ошибаться. Кстати, в примере, приведенном в книге пророка Исайи тоже все понятно. Он предупреждает, что будет. На тот момент Иудея со всех сторон была облеплена недоброжелателями, и внешнеполитическая обстановка была мягко говоря напряженной. Вот пророк, видимо, и объяснил, что это они сами виноваты в таком состоянии царства и призывал изменить свой образ жизни. Но нет, не прислушались - так и получилось. Вместо изменения себя начали пытаться заключать сомнительные союзы и оказались в рабстве. Хорошо, что тут сразу же дается надежда на то, что при исправлении своего поведения все вернется на место.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 1, стихи 20-33

20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,
21 в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою:
22 "доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?
23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.
24 Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего;
25 и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.
26 За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас;
27 когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.
28 Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.
29 За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня,
30 не приняли совета моего, презрели все обличения мои;
31 за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.
32 Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их,
33 а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла".

Соломон продолжает свой рассказ о ценности мудрости. В этот раз он даже рассказывает, где её можно набраться - в местах городских собраний, у городских ворот... Я не люблю большие скопления людей, мне душно в толпе. Но вот подобный ориентир наводит на мысль, что мудрость все-таки среди нас, но достаточно широко распределена между всеми. И чем больше людей мы сможем выслушать, чем больший опыт перенять - тем станем мудрее. Вчера я писал о том, что мудрость подобна знанию, которое уже освобождено от эмоций. Как раз опыт сторонних людей нам зачастую и позволяет получить эти знания, а за счет того, что они случаются с чужими людьми, которые уже пережили этот опыт, мы также освобождаемся от эмоций и освобождаем от них наше знание.