Предварительное обращение к читателям
Дорогие друзья, зашедшие сюда случайно и не очень случайно! Всё, что я делаю для сохранения памяти рода Басмановых и Фёдора Алексеевича Басманова, для популяризации "со знаком плюс", я делаю бескорыстно. Из-за любви к Фёдору, безграничному уважению к Алексею Даниловичу, из благодарности к тому, как эти далёкие на первый взгляд люди, изменили мою собственную жизнь. Тем не менее, это всё-таки труд и работа. Иногда тяжёлые. Ввиду нескольких прецедентов, большая человеческая просьба: если вы уважаете труд других и берете для копирования обширные куски чужих текстов, всё-таки указывать авторство или источник. Если художественные работы, например стихи, охраняются авторским правом, то в данном случае, взываю к обычной совести, у кого она есть.
И тем более, что не очень приятно обнаруживать отрывки своих работ в текстах, всё с тем же похабным коленкором, с которым я упорно сражаюсь, чтобы очистить имя Фёдора.
Надеюсь на понимание, спасибо.
Список всех моих материалов (художественных, документальных) Фёдору Басманову и роду Басмановых-Плещеевых (ссылка на литературный сайт "Изба-читальня")
"Смерть и немного любви" (с) Путь неудачливого некрополиста
Ох, говорила я многократно, что Фёдор Басманов, он же "дар Божий" в домашнем обиходе, одаривает щедро, одаривает по боярски, по барски... Как взмахнет рукавом аксамитовым, так жемчуг горстями лови. Как плеснёт февральский кравчий в чашу твою, так лучшей Мальвазии, да мёда самого сладкого до самых краёв, чтоб по рукам, по губам, по груди текло... Пожил бы подольше, взмахом крыльев своих затмил бы царя. Жар-птица опричная.
Хочешь клады? А папоротник цветущий? А хочешь, стихов, таких, от которых люди дуреть будут? Кто бояться, кто как в омут заходить? Хочешь, лаловых городов на нитку бус? Хочешь, ценности родовые найду? Предков твоих приведу... Хочешь, людей, таких, что на вес золота? Хочешь... Всю тебя выверну и самой себя покажу. Ты ж не рыжая, на макушке - русая... А я знаю. Я всю тебя знаю. Хочешь, подурачимся? Никто, кроме тебя ничего не поймёт...
Да всё с расчетом хозяйским, да всё не бескорыстно. Всё насмешливо, да всё себе же самому на будущее.
- Коль одарил - нужна! Вернёшь.
Если бы Господь позволил задать тебе один единственный вопрос, я бы потратила его точно так же корыстно. На себя саму. Я бы не стала спрашивать, где твоя могила, что с тобой случилось и сколько молитв тебе нужно...
Я бы спросила... сколько ж мне было лет, когда Ты уже знал, что постучишься?
Мы все когда-нибудь станем не только частью общей абстрактной истории, но "городом", в котором окончим свой земной путь. Этого не стоит боятся, это можно лишь принять.
Под нашими ногами находятся десятки, сотни поколений предков. Это не просто "какие-то там люди" из "фильмов". Это те, благодаря кому мы существуем здесь и сейчас. Просто вытяните перед собой собственную руку - бледную или загорелую, с синей тонкой линией на запястье. Вы - живой и ощутимый. Но благодаря им, стоящим за спиной. Как своим, так и чужим. У которых точно также синела вена под белой кожей и точно также звучало сердцебиение, которое однажды затихло.
Сохранить подобные "слои" прошлого мы не можем. Не умеем, да и не имеем этих возможностей по самым обычным практическим причинам. На планете тесно. Хотя, когда начинаешь изучать историю различных объектов, в отчаянии понимаешь как много от храмов до некрополей, сохранить на самом деле было возможно. Сносилось, уничтожалось, сжигалось, заливалось бетоном, разбрасывалось по ветру, выкапывалось даже то, что имело колоссальную историческую ценность. Или то, что откровенно не мешало живым жить. Способное существовать по соседству, не принося неудобств. Особенно расцвечен трагическими потерями наследия советский период, когда заново выстраивалась молодая страна. Но и в более ранних веках имелись свои "эффективные менеджеры" с извечной чесоткой в руках и желанием что-нибудь улучшить. Чаще всего, подобные "улучшения" приводили к невосполнимым потерям.
В разгар очередной бессонной ночи, проведенной то ли за вкладными и кормовыми книгами, то ли над разрядниками, то ли над обидными до слёз нестыковками в серьезных научных работах, которые неизменно появляются у серьезных талантливых учёных, лишь дело доходит до Басмановых (точно включается то, что я обычно называю "проклятие Фёдора Басманова") я отодвинула третью чашку кофе и в момент отдыха задалась вопросом... А чем бы я занималась, если бы была историком?
Война и военные операции? Ой, нет. Интересно, но запомнить расстановку военных сил мой девичий мозг не способен. Быт? Мне интереснее знать быт, чтобы иметь возможность использовать грамотные знания в своих художественных произведениях. Религия? Нет. Даже литературные памятники не настолько меня увлекают, чтобы посвятить им жизнь. Пройти сквозь, взять лучшее и двигаться дальше. К чему?
Ответ на мой вопрос пришёл быстро. Собственно, он и не прятался. Ждал, пока я вопросом задамся и его ухвачу.
Судьбы. От рождения до смерти. Будь я историком, мне было бы интересно сделать, то, что в своё время сделал удивительный и потрясающий В.Б. Кобрин, первым собрав подробную "генеалогию" моих любимых опричников. Генеалогия... Человек и его вехи, служба, достижения, взлёты и падения. То волнение и восхищение, которое я испытывала, взяв впервые в руки труд В.Б. Кобрина, я не испытывала от большинства художественных произведений....
Изучив массу исторических трудов, я поняла, что именно отзывается во мне живым импульсом. Узнавание. Встречая знакомые имена на страницах книг, в какой-то момент начинаешь радоваться им как старым знакомым.
Люди, умершие много веков назад, перестают быть для тебя пустыми строчками учебника, монографии, эссе, научного труда. Встретив человека при битве на Молодях, ты лихорадочно листаешь записи, чтобы посмотреть, чем там человек занимался в 64-м или подтвердить, правильно ли вспомнил...
Второй мой интерес, который именно сейчас сыграл свою роль и вдруг стал помощником, лежал на поверхности всю мою сознательную жизнь, хотя я не знала, что у него есть название. Причём, научное.
На кладбище меня привели очень рано. Лет в пять-шесть. Что такое смерть я у родителей никогда не спрашивала. Я вообще никаких сложных вопросов родителям я не задавала, поскольку страстно верила, что мои мама и папа знают как лучше. Раз сказали, значит так оно и есть. Да и зачем оно мне? А вот, что такое "память" человеческая и почему она необходима, зачем её нужно беречь и почему мертвых не нужно бояться, мне объяснили очень хорошо и талантливо.
С того самого возраста я стала помогать родителям убираться на могилах наших родных. Ездила всегда охотно, даже рвалась, ощущая в этом некую сакральность и нужность происходящего. Моя мама не слишком положительно относилась ко всем проявлениям милитаризма. Не любила парады, шаг "в ногу". Нелюбовь к милитаризму, правда, не мешала ей страстно обожать холодное оружие, млеть от искусно сделанных ножей, более того, уметь с ними обращаться. Однако - парадам и шуму - нет. Легендарный День Победы, она предпочитала праздновать по - другому. На кладбище мы ездили в разные дни, но первый выезд всегда, в любую погоду, приходился традиционно на 9 мая. Этот день мы проводили, ухаживая за могилами наших воюющих.
У меня был ряд обязанностей, с которыми ребенок мог справиться. Я сажала с мамой цветы, разгребала нападавшие за зиму ветки и обязательно, помогала папе тащить лёгкий мусор и всенепременно, после уборки, получив от родителей мягкую байковую тряпочку, протирала фотографии дедушек на памятниках, ощущая гордость сопричастности к чему-то важному и большому.
С детства я знала, где и как хотят быть похоронены мои собственные родители, где хранятся важные документы, которые могут пригодиться в случае несчастья и не боялась слов "кладбище", "могила" и "смерть". У нас дома эта тема не была под запретом, не являлась "табу". Приветствовался черный юмор, без перехода в глумление. Смерть не боялись, хотя и уважали.
Когда я была подростком, мы с мамой много гуляли по самым романтичным старым погостам Москвы... Лефортово, Преображенское, Ваганьково, Новодевичье, Миусское... Чаще всего осенью. Когда черные немецкие надгробия оказывались в венке из золотых листьев. Мама учила меня думать, чувствовать, не бояться и ... помнить. Для неё не существовало мёртвых. И нет, не потому что она была талантливым спиритом. Это ерунда.
Отношение к ушедшим, как к живым. За спиной стоял не только свой собственный Род, но и другие, судьбы коих все между собой переплетены.
Необходимо было научить ребенка помнить, как-то донести мысль о любви к своей земле, к своей Родине. Что делать, если маме претила патриотическая глобальность, к которой я приду позже сама, уже без нее, попав в военное колесо гибнущего Донбасса? Её любовь выражалась иначе. Она была камерной и звучала в бесконечной неиссякаемой почти элегической памяти и любви к нашим корням. В соединении тех, кто живет и тех, кто жил. В тонком, надмирном слухе.
Однако, мы не просто гуляли, наматывая круги. Вместе мы изучали и историю и историю некрополей. С тех пор, любая заброшенная могила, всю жизнь во мне вызывает у меня резкое желание убраться, узнать, изучить.... Энергия и порывы, которые можно было бы потратить на помощь живым, но... Что есть, то есть.
То, что сделали для меня родители, я оценила лишь потом, во взрослые годы. Первый раз, непосредственно столкнувшись с потерей близких. Принятие было лёгким, ведь разговор с ушедшими не прервался, а всего лишь перешёл на новый уровень. Ровно как и помощь их не исчезла.
Второй раз, когда с течением времени увидела как реагируют на необходимую житейскую работу по сохранению памяти мои сверстники. Часто люди намного старше меня. Незнание, где покоятся твои близкие, невозможность заставить себя переступить порог погоста, чтобы убрать могилу, нежелание хранить память вообще. Или страх. Там, где его можно было бы избежать.
В семье одного близкого человека разговоры о смерти - это табу. Сейчас родители этого человека, обижаются на то что он не в курсе, где могилы бабушки и дедушки, никогда там не бывает и не помогает. А смысл обижаться? Что посеешь, то и пожнёшь.
"Некрополистика" - жила со мной давно, бок о бок. В мире и гармонии. Стабильно и регулярно, толкая меня на поиск родственных могил, отнюдь не для "порядка", но и ради удовольствия от самого поиска. На момент моего достопамятного знакомства с именами опричников из шестнадцатого века, на мне благополучно повис целый список поиска умерших, который я повесила на себя сама. Мне видите ли "надо". У меня, видите ли связь...Азарт от вычленения крупинок фактов из запутанных историй, поиск следов по архивам, сравним с самыми ценными творческими победами, а удачные по значимости их даже превосходят. Увы, некрополист я не слишком удачливый. Хотя многое зависит не от меня. Многократно доходя до предпоследнего этапа, я нем и останавливалась. Мешали то обстоятельства самых страшных первых дней Великой Отечественной с хаосом и погибшими в беспорядке, то небрежное отношение учреждений к ведению документации в 90-е. То тенденция уничтожения религиозных объектов в советское время. Всё это, в большинстве случаев оставляло меня лишь с условными победами, позволяя поставить маленькую галочку простым карандашом, однако... и проигрышем не становилось. Из раза в раз я получала колоссальный опыт поиска и работы с архивно-историческим материалом, помогающим установить судьбы и места захоронений. И опыт связи с тем, кто находится за пресловутой чертой.
Придя ко мне как к поэту, чьё горло можно использовать в качестве рупора, мой юный друг, сгинувший в темницах Белозерья, обрёл себе ещё и верного товарища некрополиста, готового посвятить жизнь снятию слоя за слоем, при этом чувствующего себя как рыба в воде, без необходимости погружения в среду чуждую и пугающую.
ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА ЗАХОРОНЕНИЙ БАСМАНОВЫХ-ПЛЕЩЕЕВЫХ
Кроме многочисленных лакун в историографии, мешающих установить судьбу отца и сына Басмановых, проблемы поиска захоронений людей столь далекого от нас периода довольно просты. Шестнадцатый век практически не оставляет людям из века двадцать первого, возможностей придти на могилы к своим историческим кумирам и любимцам, ибо таковых могил крайне мало. С Басмановыми эта ситуация осложняется полной потерей следов Фёдора и Алексея. При детальном изучении того исторического материала, что у нас имеется в распоряжении, становится понятно, что все эти следы условны и призрачны.
В самом начале своего пути, я сказала: если по данным персоналиям и возможно что-то отыскать, то отнюдь не в документах первостепенной важности. Во-первых, они все давно изучены. Вдоль и поперек. Хоть и относятся к Басмановым довольно небрежно (что крайне удивительно при уважении большинства к воеводе и основателю опричнины А.Д.Басманову) и целей прыгать с бубном вокруг этой семьи явно никто себе не ставил, тем не менее, "грозненская эпоха" всегда вызывала живой интерес, подталкивающий разных людей изучать одно и тоже. Перечитывать одно и тоже же много раз, в поисках новых зацепок и толкований. Посему, вряд ли можно надеяться на удивительные открытия там, где тропинки давно истоптаны.
Во-вторых, документы шестнадцатого века изрядно пострадали. В том числе, от нескольких крупных пожаров. Сгорело в огне дело о "новгородской измене", сгорели опричные архивы. Во многих случаях, до нас дошли более описи документов, а не сами документы. Да и тем бумагам, что до нас дошли...Есть ли вера? Ненадежен даже печально известный Синодик, на который многие опираются. Буквально на днях я услышала от знакомого фразу, смысл которой сводился к тому, что в Синодик занесены "все до единого". От спора с этим человеком, у которого "матушка - историк", я воздержалась по одной причине. Не вижу смысла тратить время на споры с людьми, которые считают себя знатоками во всех сферах жизни. Это пустая трата времени. Однако, при наличии "матушки-историка", человек должен был бы знать историю воссоздания Синодика. Оригиналов Синодика до нас не дошло. То, на что мы имеем счастье любоваться при изучении списков опальных грозненского времени - всего лишь реконструкция. Синодик восстанавливался по кусочкам, по частям, разными историками на основе их версий, умозаключений, аналитических методов работы. Огромную лепту в восстановление Синодика внес С.Б. Веселовский с его концепцией о том, что это - своего рода слепок с приказных (т.е. опричных) дел. Однако, сделавший не мало для изучения Синодика Р.Г. Скрынников, уже использовал другой концепт и другие подходы.
В результате, всё равно остаётся ряд вопросов. Например, почему по Синодику, убитые якобы Ф.А.Басмановым Курлятев и Сидоров, якобы в городе Данкове, числятся убитыми в Матвеищеве, что весьма далеко от города Данкова?
Контекст, в котором могли находиться Басмановы на страницах оригинала также, никто не видел. Возникла версия о потери имени Басманова Алексея с течением времени, потом его на основе результата исканий "вернули", однако...
Чтобы такие как я "искатели" не отчаивались, приведу здесь отличную цитату Р.Г.Скрынникова о работе с документами:
"... Перед исследователем открыты два пути. Он может обнаружить в архивах неизвестный ранее пласт архивных документов. Применительно к русскому средневековью такие находки очень редки. Вражеские нашествия и пожары безжалостно уничтожили почти все древние русские архивы. Поиски архивных документов требуют упорного труда. При этом нет никакой уверенности, что труд принесет плоды. Другой путь — новые интерпретации известных ранее документов. Те, кто избрал этот путь, могут рассчитывать на серьезные открытия, если им удастся разработать новые методы критики источников, не одинаковые для разных видов документов...... Исход архивных разысканий зависит не только от меры затраченного труда, но также от интуиции и удачи. Самое важное — найти путеводную нить, верное направление поиска. Можно провести в архиве полжизни и ничего не обнаружить. Чаще всего верный путь помогают найти противоречия, обнаруженные в источнике»
Скрынников Р.Г. «Иван Грозный»
Подзарядились оптимизмом? Безусловно, всё не так плохо. Поэтому, "поехали" дальше :)
Если и возможно найти что-то о Басмановых, до сих пор не найденное, обойденное, затерянное, обделённое вниманием, то найти это можно лишь на страницах второстепенных документов, которым историки просто могли не придать значения. Но! Тем, кто ищет именно Басмановых брезговать даже самой завалящей и скомканной бумажкой - нельзя. Также, не стоит думать, что "если я не историк", то передо мной двери закрыты. Вполне доступная краеведческая документация "окраин и весей" бесконечна, а работа с ней не подразумевает находку в виде чуда и указателя на то, куда исчез Фёдор. Чудо -в данном случае, это банальные житейские находки, которые существуют не в потайных комнатах и зарытых сундуках, а на страницах всё тех же известных документов, но... до сих пор обделённые вниманием. Древнюю пыль нужно сдувать с кормовых и вкладных книг, второстепенных описей чего угодно, летописей дальних вологодских городов, сведений о некрополях и технических устройствах монастырей, тюрьмах и так далее...
Прах и пыль. Терпение, терпение и нервы. И еще раз терпение, с полным пониманием, что это может и ни к чему не привести. Но если это "что-то " всё же произойдет и найдется, то гарантирую - только таким путём.
Информация, которую я выудила нынче тоже эксклюзивной не является. На открытия я не претендую.
Информация по захоронениям детей Фёдора Басманова, где-то и когда-то плавала в самых мутных уголках интернета, не подкрепленная ссылками на источники, которым можно было бы доверять и довериться как минимум до момента появления авторитетного опровержения.
В этих уголках, я предпочитаю не "тусоваться". Во-первых, очень сильно напрягает царящая там чрезмерная фамильярность по отношению к семье Басмановых, в том числе к Фёдору. Похлопывания его по плечу, свободное обсуждение третьих жен и десятых детей и панибратство к тому, кто пережил несомненно больше нас, не оправданное хотя бы художественным контекстом. Несведущий человек, который только-только занялся поиском, может также наткнуться на то, обычно называют "мистикой" в разговорах чужих людей о "сновидениях/знаках" и даже воспринять это серьезно, не зная одной особенности. Тот, кто на самом деле сталкивался с этой энергией (назовём это так) в "цирке не смеётся". Ибо в знает её трагедийность и боль. Если Вы видите среди обсуждений что-то вроде "мертвяк Федька вчера заходил" смело разворачивайтесь. Это не о мистике. Это о психиатрии. И возьмите себе за правило: не лазайте по дальним уголкам интернета. Все самые интересные сведения содержатся в библиотеках, РГБ, РГАДА, других архивах и банально... в книгах.
Во-вторых, элементарная сомнительность подачи материала. Ссылка на ссылку, которая ведёт на ссылку. Я своих читателей уважаю. А к тем, кто приходит ко мне через тему Фёдора Басманова еще и отношусь трепетно. Поэтому предоставить такую информацию не считаю для себя допустимым. Пришлось немного повозиться. Однако, если долго искать, то найти можно.
Итак, сперва по сыновьям Фёдора Басманова.
Для этого нам нужно переместиться в легендарную Троице-Сергиеву Лавру.
Именно здесь, в Троице-Сергиевой Лавре был похоронен сын Фёдора Басманова (и внук Алексея Даниловича Басманова) Иван Фёдорович Басманов.
При церкви Преподобного Никона с полуденной стороны
Он погиб при подавлении восстания атамана разбойников Хлопка и был с почестями погребен в Лавре, по указу Бориса Годунова. Что в общем-то логично и справедливо. Ивану единственному из рода, смерть досталась славная воинская. На поле боя. Более того, его войско, потеряв воеводу, не растерялись, а успешно довело военную операцию до победного конца.
На фото - тот самый собор (Троицкий) с приделом Никона, возле которого Иван Фёдорович нашел когда-то последнее пристанище. Фото сделано во время моей летней поездки 2020.
А вот совсем свежая фотография Троицкого собора и Никоновского придела. Не сложно догадаться, что захоронений тут давно нет и мы все дружно передвигаемся по остаткам костей, заложенных брусчаткой О чём я собственно говорила в самом начале статьи. В этот раз в Лавре у меня случилась удивительная встреча со знатоком местных достопримечательностей, который мои подозрения по поводу захоронений, подтвердил...
- Захоронения? Как где? Вы девушка поздно спохватились! Под ногами. Мы с Вами по ним ходим...
В своей поэме "Фёдор Басманов. Опричная Жар-Птица" я о таком писала:
".... В слободе отдыхают праздные.
По следам Иоанна шастают,
По твоим ручейкам
кровавым,
Что ни храм,
то сплошной прилавок..."
но проживать подобное раз за разом гораздо тяжелее, чем написать однажды... Банальная вещь, которую легко принять, когда речь идёт об абстрактных людях и тяжелее, когда о том, к чьей судьбе ты случайно или не случайно, начинаешь чувствовать себя причастным.
Пространство возле Троицкого собора и Никоновского придела... Думаю, максимально понятно.
Погребен Иван Фёдорович (был) рядом с родственницами. Во-первых, рядом со своей супругой Ириной Басмановой (Салтыковой), в иночестве Ираидой. Ирина пережила мужа на достаточно приличный срок: ее погребение состоялось 2 апреля 1639 года. Некоторые из ее родственников Салтыковых погребены с восточной стороны храма.
Во-вторых, здесь же (с полуденной стороны) была погребена жена брата Петра - Дарья Басманова (Туренина), которая в своём духовном завещании, сама попросила похоронить её в лавре, где покоились родители - князь Иван Сампсонович Туренин (ушел из жизни 1597 г) и княгиня Домна Ивановна. С родителями, правда, есть некоторые несостыковки. По духовному завещанию Дарьи, родители покоились возле "Гавриила Великого на Поганом пруду". Возникает вопрос "причем здесь Лавра"? Гавриил Великий у Поганого Пруда - это не Загорск и не Лавра. Это Москва. То самое место, которое нынче известно москвичам под названием Меншикова башня - изящнейший храм рядом с чистыми прудами (естественно, это более поздняя постройка на месте старого Гавриила). Отца и матери Дарьи в списке погребенных в Лавре на самом деле не имеется, но вот сама Дарья в списках. Ушла она раньше своего мужа, Петра Фёдоровича Басманова. В 1603 году.
Основной источник данных сведений - подробная брошюра самой Троице-Сергиевой Лавры "Список погребенных в Троицкой Сергиевой лавре, от основания оной до 1880 года" 1880 года издания. [изд. И. И-ом]. - Москва : Тип. Т. Рис, 1880. 101 с. Посмотреть данную брошуру можно среди оцифрованных изданий РГБ. https ://dlib .rsl .ru /viewer /01003611297#?page =99
Всем, кто увлекается данной темой, я очень советую эту брошюрку к изучению. Если в ней порыться, то можно найти множество знакомых имен и не смотря на краткость опубликованного при наличии базовых знаний по опричнине, вы обнаружите множество интересных фактов, которые способны подтолкнуть к самым разным размышлениям и дальнейшему поиску.
Дополнительные источники:
1) По Дарье Ивановне Турениной-Басмановой: Вкладная книга Троице-Сергиевой Лавры, гл.207.
2) по ее родителям И.С.Туренину и Д.И.Турениной: Сбор.актов №532 по Сольгаличу, гр. 37
Напоминаю, что добраться из Москвы до С. Посада, можно на электричке от Ярославского вокзала, примерно за час сорок. Стоимость билета в один конец - 208 руб (на весну 2021 г)
Второй сын Фёдора Басманова, печально известный Пётр Басманов, тот самый герой "Бориса Годунова" А.С.Пушкина, перешедший на сторону самозванца Лжедмитрия, был убит 16 мая (17 мая) 1606 года.
По сведениям того же издания от 1880 года, был похоронен в Москве, при церкви Николая Мокрого.
К сожалению, этой церкви тоже давно не существует. Причём, уничтожена она была вместе с целым Мокринским переулком. В советские годы церковь закрыли и растянули уничтожение на этапы. В 1960-е она была взорвана и на этом месте расположилась гостиница "Россия". Могилы, где похоронен был Петр, находились примерно в районе южного вестибюля гостиницы.
Иронично... Но гостиница "Россия" точно так же была уничтожена и демонтирована. Строительство данного здания, на самом деле признали "градостроительной ошибкой" (термин). Советское "чудо" разобрали, но, увы, ни церковь, ни могил уже не вернуть. Если храм еще можно возродить "по образу и подобию", то разбросанные кости утеряны навсегда.
Архивное фото церкви Николы Мокрого
ФЕТИНЬЯ ИВАНОВНА СУЛЕШЕВА-БАСМАНОВА (внучка Фёдора Басманова)
А вот то, на что я не натыкалась ни разу за время полуторагодовой увлеченности Басмановыми и то, чем мне скромненько хочется гордиться (ей-Богу, простите за это), ибо вышла на информацию через множество бессонных ночей, логике, несвойственной мне способности анализировать (в момент просыпающегося внутреннего некрополиста))) и терпению, которое стимулировало пить чашку за чашкой кофе и перетрясать вкладные, кормовые книги, никому не нужные второстепенные документы и истории некрополей.
Внучка Фёдора Алексеевича Басманова, дочь его сына Ивана - Фетинья (Фотинья) Ивановна Сулешева (Басманова), была погребена на некрополе Симонова монастыря Москвы 8 октября 1642 года вместе со своим супругом князем Василием Яншеевичем Сулешевым и другими его родственниками.
Там же, в Успенском соборе монастыря, была погребена первая супруга князя Анна Ивановна Сулешева (Нагая).
Адрес монастыря: г. Москва, Восточная ул. 4, метро "Автозаводская" (самое удобное) или МЦК "Дубровка" и "Автозаводская"
Именно в кормовой/вкладной книге Симонова монастыря, можно найти обширный вклад Фетиньи Сулешевой. Появился он там не случайно. Вложиться можно куда угодно, однако списки вкладчиков способны навести на след изыскиваемого человека и привести к спискам погребенных, после изучения которых (а также истории монастыря) модно узнать, что Симонов монастырь был семейным местом упокоения рода Сулешевых.
В помощь ищущим: издание кормовой/вкладной книги в обработке Алексея Ивановича Алексеева, кандидата исторических наук, ученого секретаря Российской национальной библиотеки и Александра Викторовича Маштафарова, специалиста Российского государственного архив древних актов. Издание 2006 года.
Вклад Фетиньи, для тех, кому интересно:
«Род и дача вкладная крайчего князя Василия Янъшеевича Сулешева княгини Фетиньи Ивановны, что дано в дом Пречистые Богородицы Симанова монастыря
Даны ризы болшие: отлас золотной, оплечье по черному бархату шито золотом в ряды, а серебром в аксамит, около риз на роспушке круживо ткано в цепки золото с червъчатым шолком, даны за сто рублев; подризник, отлас золотной по червъчатой земле; оплечье, бархат золотной вишнев, дан за 15 рублев; патрахель, отлас золотной, окладки кружево серебреное кованое, дано за пятнадцать рублев; да поручи, отлас золотной по червъчатой земли, дано за пять рублев. Даны другие ризы: объярь празелена, кустики золоты, оплечье шито по червьчату бархату золотом в ряды, а серебром в оксамит, на роспушие роспущено камкою золотеною, даны за 65 рублев; да к тем же ризам потрахель, бархат золотной по червъчатой земле да поручи, отлас серебрен, даны за 12 руб_лев; стихарь дияконъской, камка кизылбашская по серебреной земле травки вишневы, оплечье отлас золотной по зеленой земле; (Л. 27 об.) уларь, отлас золотной по червъчатой земле, окладни зеленые камчатые, дан стихарь и уларь за 35 рублев….»
Сведение житейское, но задумайтесь... При том бережном отношении, какое было у людей того времени к вещам, в частности к приданному, возможно, что-то из этих милых и красивых вещиц держал в руках сам дедушка Фетиньи - Фёдор Алексеевич Басманов...
Сулешевы - потомки татарских мурз, находились в родстве с царём Михаилом Фёдоровичем по материнской линии. В Симонов монастырь Сулешевых в качестве вкладчиков "привели" родственные Мстиславские. Уже после смерти и Василия и Фетиньи, в 1643 году, Сулешевы сделали богатейший вклад, построили рядом с основным собором церковь Знамения, вложились огромной суммой в постройку ограды, фрагменты которой остались и сейчас. Это крепкая стена военного назначения с пятью громадными башнями. От башен, увы, осталось лишь три и постройка их числится более поздним временем.
Общая сумма пожертвований Сулешевых приближалась к восьми тысячам золотых рублей. Здесь же, в Симоновом монастыре, Сулешевы нашли своё последнее пристанище.
Кроме упомянутой вкладной книги, подтверждение факта места упокоения Фетиньи можно найти в одном очень интересном и ценном издании: масштабном труде Н.И. Новикова "Древняя российская вивлиофика" 1791 года издания. Конкретно по Сулешевым - т. (часть) 19, раздел "Надписи находящиеся в Симоновом московском монастыре" стр.387-388
"...Материалы для издания Н. И. Новиков черпал из частных, церковных, а также государственных древлехранилищ , доступ к которым был открыт ему императрицей Екатериной 2 в 1773 году...."
Точно также, как и упомянутые брошюры, я советую вивлиофику всем к прочтению. Это не художественная интерпретация нашей истории Карамзина с личностным отношением к происходящему. Это - строгая и чёткая публикация важных исторических документов, позволяющих на многое взглянуть заново и оттолкнуться для качественного поиска информации.
Сам Симонов монастырь во времена Грозного и опричнины играл значительную роль и был "звездой" опричного периода. В 1552 году, перед штурмом Казани, согласно преданию, Иван Грозный услышал звон симоновских колоколов, что было воспринято как славное знамение. Знамение оправдалось.
Именно настоятель монастыря Филофей, был одним из тех, кто в 1565 году упрашивал Грозного вернуться "на царство" принимая его требования. Позже настоятелем монастыря станет именитый Иова, тесно связанный с другим городком "фёдоровской" темы - Старицей. Симонов монастырь Грозный без преувеличения любил. Монастырь будет пользоваться благоволением царя почти до самого конца его правления и лишь в семидесятых попадёт в немилость.
По А.А.Зимину, Симонов монастырь был основным местом поминания опальных и казненных в годы опричных расправ.
Сейчас монастырь представляет из себя крайне печальное место, похожее на символ ... угасания. Находясь возле, очень сложно понять, угасания чего именно. Собственного былого величия? Этот церковный цвет опричного времени, никому нынче не нужен. Он поблек на фоне новой Москвы. Когда-то город усек его, снес "главу", добил так мощно, как не добивали в опричное время... Уничтожил лучшие и главные постройки, разбросал кости тех, кто на его территории покоился. Ныне, монастырь не способен ни удивить, ни восхитить, ни даже привлечь внимание случайного прохожего... В любое время года он сливается с бесконечно серым небом, которое над Симоновым монастырем всегда выглядит мартовским...
А может быть... Угасания яркого, сильного, талантливого рода Басмановых? Рода, который похож на вспышку. Несколько ослепляющих своей энергетикой и характером мужчин, столь разных, но одинаково сраженных проклятием, выпущенным из уст какой-нибудь очередной опричной жертвы, охваченной кольцами пеньковой верёвки... И вот... Род прервался на тихой, тонкой, прозрачной Фетинье...Слабый голос и почти прозрачная фигурка стала закатом некогда нужного и знаменитого рода. Не оставив после себя детей, Фетинья Басманова навсегда закрыла последнюю страницу... Банальное житейское дело. Но именно в случае Басмановых - это стало страшной выморочностью, которая уничтожила звон им имен над Русью и свергла род в небытие.
А может быть, здесь слышна тоска людей, чьи кости были вырыты в советское время, разбросаны и приплюснуты строениями завода ЗИЛ...
В монастыре преобладают серый и белые цвета. Всё пространство заполняет белое и тонкое ещё сильнее подчеркивая упадок и ненужность. Украшения, нарядные завитушки, точно на праздничной выпечке...То, что должно поднимать настроение и радовать взгляд, с данной задачей по определению справляться уже не может.
Когда я пришла, на встречу мне вышла тонкая белая кошечка. Молоденькая и очень гибкая. Ох, если бы... Ох, если бы привет от тебя! Тихой, безгласной, не узнавшей толком ни отца, ни деда, ни дядьку... Вокруг тебя такие болтливые, такие капризные, такие метущиеся, что тебя не услышать и не почувствовать.
Всё здесь тонкое и белое... Почти распустившаяся спиленная верба на снегу похожа на линии судеб на ладонях...Куда ведут?
Я в надежде обхожу монастырь, скорее для галочки. Издали видна река. В былые времена монастырь гордо поднимался на берегу и его колокольный звон плавал над Москвой... Московией. Огромный каменный дворец ЗИЛа жив и продолжает давить над чьи-то останки. Хотя сам завод также канул в Лету, став ещё одним символом безжалостной смены эпох.
Уж, прости, Фёдор Алексеевич. Всё, что могла - сделала. Мы все станем городом.
Но путь наш на этом ещё не окончен. Самое трудное и самое главное - впереди.
Ну и еще немного о Басмановых, в дополнение, что здесь уместно было бы оставить.
Иронично и грустно. Но потеряв след персоналий, живших в шестнадцатом веке, тем не менее, мы имеем могилу человека, который является основателем нескольких родов, в том числе и Плещеевых. Итак, родоначальник Фёдор Бяконт - из черниговских бояр. По другим сведениям, Бяконт служил у черниговских князей (Р.Г.Скрынников).
Из-за постоянных татарских набегов он вынужден был уехать в Северо-Восточную Русь и поступил на службу ко двору московского князя Даниила Александровича, младшего сына Александра Невского. Обозначается это примерно 1300 годом. Фёдор Бяконт на этой преуспел. По родословным книгам при Иване Калите, он возглавлял московское ополчение "тысячу" и занимал (как тысяцкий) одно из первых мест в думе.
У Бяконта было несколько сыновей и две дочери. Старший сын стал не абы кем, а митрополитом Киевским и Всея Руси Алексием. Был канонизирован. От других сыновей начнется история нескольких именитых боярских родов. В том числе и Плещеевых (вероятнее всего от младшего сына) из которых позже вычленятся Басмановы.
Адрес кладбища: Донская площадь 1, стр 32. Доехать и дойти проще всего от метро Шаболовская (завернуть за метро и идти в сторону Ленинского проспекта) Подчеркиваю - старая территория, прилегающая к монастырю.
Ну и собственно, упомянутый митрополит Алексей. Повторяться не стану, его историю я достаточно подробно рассказала в статье, посвященной Калуге (как городу, где проходила служба Ф.А.Басманова). Всем, кому интересно, предлагаю заглянуть сюда
На данный момент, мощи Алексия находятся в Елоховском храме по адресу Спартаковская ул. 15 (метро Бауманская). Сам по себе храм и вообще весь Басманный район заслуживают внимания. Это - настоящая старая Москва. Не парадная и не торжественная, но... Связанная с человеческими судьбами и интереснейшими историями наших соотечественников и земляков. Искреннее и от души советую выкроить весенний денёк для прогулки по Басманному району...
Использованные источники
1) Р.Г. Скрынников "Государство и церковь на Руси 14-16 вв" Изд-во "Наука", 1991 г.
2) Официальный сайт Троице-Сергиевой Лавры http://stsl.ru/
3) Официальный сайт РГБ (Ленинская библиотека) https://www.rsl.ru/
4) "Список погребенных в Троицкой Сергиевой лавре, от основания оной до 1880 года" 1880 года издания. [изд. И. И-ом]. - Москва : Тип. Т. Рис, 1880. 101 с.
5) Вкладная книга Троице-Сергиевой Лавры
6) "Комовая/вкладная книга Симонова монастыря" 2006 г. Обработка А. И. Алексеева и А. В. Маштафарова
7) Н.И. Новиков "Древняя российская вивлиофика" 1791 года издания. Конкретно по Сулешевым - т. (часть) 19, раздел "Надписи находящиеся в Симоновом московском монастыре" стр.387-388
8) Р.Г. Скрынников "Иван Грозный"
ССЫЛКИ на другие мои статьи, работы, видео посвященные истории Фёдора Басманова
Основные статьи
"Иван Грозный и Фёдор Басманов. Пять веков без права голоса. Настоящая история самого оболганного царского опричника" . Статья, посвященная настоящей биографии Фёдора Басманова. Его послужной и военный список, история семьи, версии гибели, разбор сплетен и компетентности источников, рассказывающих о Фёдоре.
Статья "Фёдор Басманов. Любимец, а не любовник Ивана Грозного". О том, как рождалась грязная сплетня. Разбор ВСЕХ первоисточников по хронологическому порядку. Цитаты, имена, анализ текстов, разбор единственной сцены ссоры Фёдора и Овчины-Оболенского, которая, собственно и испортила Басманову репутацию
______________________________________________________________________________________
О низости и величии. Интересный эпизод из Генриха Штадена, который в интернете обычно не цитируют
_______________________________________________________________________________________
ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ - точка чистоты. РОДОВЫЕ ЗЕМЛИ БАСМАНОВЫХ
Художественное эссе про поездку в Переславль-Залесский и Елизарово "Смерти нет. Есть только ты и Плещеево озеро" Точка рождения и точка чистоты Фёдора Басманова. Доопричное начало
Практическое эссе о поездке в Переславль-Залесский. "Фёдор Басманов и его исторические места. Родовые земли. Переславль-Залесский". Как добраться, что посмотреть, исторические справки
Для тех, кому интереснее слушать. Видео о моей поездке о Переславль- Залесский и село Елизарово (ссылка на мою Ютуб-канал, первая часть. Всего восемь частей. Кто заинтересуется, остальные там же. Не нужно пугаться количеству частей, были технические проблемы. Сами части маленькие, всего по восемь минут )
_______________________________________________________________________________________
КИРИЛЛОВ (БЕЛОЗЁРЬЕ) и КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ - ОДНО ИЗ ВОЗМОЖНЫХ МЕСТ ГИБЕЛИ
Художественное (лирическое) эссе по следам моей поездки в Кириллов. Одно из возможных мест гибели. "Фёдор Басманов. Точка гибели. Русская Фиваида. Сбежать от мира, чтобы посмотреть в глаза Одигитрии, которой ты молился"
Видео о моей поездке в Кириллов (Кирилло-Белозёрский монастырь), на предполагаемое место гибели Фёдора Басманова. Часть первая . Всего четыре, остальные, кто заинтересуется, может посмотреть там же, рядом. Кроме этого, разбор версий и сплетен о его смерти, разговор о "новгородской измене".
Видео из поездки в Кирилло-Белозёрский монастырь. Вид Сиверского озера рядом
Видео из поездки в Кирилло-Белозёрский монастырь, Сиверское озеро, стены монастыря
Видео из поездки в Кирилло-Белозёрский монастырь. Вид со звонницы монастыря, зима, Северная Фиваида
________________________________________________________________________________________
РЯЗАНЬ - МЕСТО СЛУЖБЫ
Видео из поездки в Рязань. Место службы Фёдор Басманова. Возле кремлёвской часовни с памятной доской, увековечившей подвиг Басмановых
Видео из поездки в Рязань. Место службы Фёдора Басманова. Оборонительные валы
Видео из поездки в Рязань. Кремль, эпизод о защите Рязани Басмановыми
Художественное эссе по следам моей поездки в Рязань. Одно из мест службы Фёдора Басманова. "Я - воин твой! Феодор"
_________________________________________________________________________________________
СТАРИЦА - место службы
Видео из поездки в Старицу. Виды города, монастыря и Волги
Видео из поездки в Старицу. Виды Успенского монастыря, Волги
Видео из поездки в Старицу. На территории Успенского монастыря
Видео из поездки в Старицу. Борисоглебский собор
Видео из поездки в Старицу. Немного о городе.
Видео из поездки в Старицу. Вид со звонницы
_____________________________________________________________________________________
КАЛУГА - МЕСТО СЛУЖБЫ
Видео из моей поездки в Калугу . Место службы Фёдора Басманова.
Практическое эссе о поездке о Калугу. Как проехать, что посмотреть, исторические справки, связь Калуги и опричного времени. Калуга - одно из мест службы Фёдора Басманова.
__________________________________________________________________________________________
АЛЕКСАНДРОВ - МЕСТО ОПРИЧНОЙ СЛУЖБЫ
Совместная рождественская поездка в Александровскую слободу с поэтом и автором, много пишущим о Фёдоре Басманове - Светланой Гиндиной (Посолонь). Александров - опричная столица
_________________________________________________________________________________________
Разговорное видео "Фёдор Басманов и проблема ЭТИКИ по отношению к мертвым людям". Часть первая (всего четыре) Вопросы клеветы, фанфиков, странного восприятия фандома.
_________________________________________________________________________________________
Разговорное видео "Фёдор Басманов и проблема понятия "художественный вымысел". Часть первая (всего две части). Грань за которую переступать нельзя. Грань, где "художественный вымысел" превращается в способ оправдания собственной грязи
__________________________________________________________________________________________
Хорошие исторические источники о Фёдоре Басманове и опричнине. Рассказываю о работах историка В.Б.Кобрина. Видео, первая часть (всего две части)
_______________________________________________________________________________________
Моё мнение о новом сериале "Иван Грозный". Почему это ТАК ПЛОХО и смотреть не стоит. Видео. Часть первая (всего две части)
_________________________________________________________________________________________