"На протяжении нескольких месяцев замечаю, что в кошельке с периодичностью раз-два в неделю недостает нескольких купюр. В квартире живу с дочерью. Что делать? Как быть?"
Первый интерес к деньгам проявляется у детей уже в 4-6 лет. При этом у ребёнка ещё нет понимания, откуда берутся деньги, но есть понимание их ценности (дав денежку можно взамен получить мороженное, конфету и т.д.). Проявляется импульсивность в желании получить что-либо, те же сладости, игрушки. Возникает желание обладать тем, что есть у взрослых.
Признаки воровства:
1. Скрытность ребёнка.
2. Частые расстройства желудка.
3. Появляются новые вещи.
4. Пропадают деньги и вещи.
5. Ребёнок стал мало есть.
6. Немотивированное агрессивное поведение.
7. Появление "непонятных друзей".
Причины детского воровства:
1. Желание завладеть чем-то. Импульсивность желаний.
2. Недостаточно сформированная воля.
3. У ребёнка нет различия о том, что "моё", а что "твоё"
4. Неудовлетворенность психологическая (гиперопека, директивный стиль воспитания, недостаток внимания и заботы от родителей)
5. Инфантильное, беспечное отношение к деньгам в семье.
6. Месть родителям. Месть одноклассникам.
7. Воровство, как реакция на травму. Компенсация удовольствием.
8. Попытка купить авторитет.
9. Не сформированы волевые процессы, нет понимая что есть "хорошо-плохо".
10. Клептомания. Патологическое импульсивно возникающее стремление к воровству с непреодолимой потребностью его удовлетворения.
Что делать родителям? Как быть?
1. Осознать и принять то, что воровство - это семейная проблема. Это касается всех членов семьи, а не только одного ребёнка.
2. Не обвинять и не навешивать ярлыки. Помнить - не пойман, не вор.
3. Постараться понять причину. Почему случился факт воровства. Что к этому привело.
4. Вопрос решать совместно.
5. Открыто проговорить свои чувства и переживания относительно произошедшего. При этом, важно говорить о самом факте кражи, а не о личности ребёнка. Оскорбления, обвинения недопустимы.
6. Если кража произошла вне дома и вовлечены третьи лица, обязательно вернуть украденное. При этом, избегайте публичных порицаний.
7. Простив, не возвращайтесь и не напоминайте об неприятном инциденте.
8. При повторениях кражи, обратитесь к специалисту (психологу, психотерапевту). Будьте готовы работать вместе с ребёнком.