Юрий Воскресенский — один из немногих политиков, который не перешел красную линию, разделяющую легальный политический процесс и действия, направленные на разрушение страны. Своим примером он показывает, как нужно выстраивать национальный диалог, поднявшись над амбициями ради интересов государства. Как взаимодействовать с органами государственной власти и управления, учитывая при этом интересы гражданского общества, — в интервью журналисту МЛЫН.BY.
— С какой повесткой вы шли на Всебелорусское народное собрание и довольны ли вы его итогами?
— Высокий народный форум оправдал возложенные на него белорусами надежды. Фактически, с моей точки зрения, была подведена черта под итогами электоральной кампании прошлого года. Завершилась фаза бессмысленных уличных протестов, ведь по призыву деструктивных телеграм-каналов не вышел ни один человек. Это показательно. Участники ВНС обменялись широким спектром мнений, все, кто хотел выступить, — выступили, кто хотел быть услышанным — был услышан. Некоторые граждане, получившие приглашение и почему-то называющие себя лидерами оппозиции, отказались от участия в собрании. Они не только выставили себя ничтожными политиками, но и упустили уникальный шанс довести свою позицию до всего белорусского народа во время прямой трансляции.
Основным моим тезисом стало предложение об амнистии обвиняемых по двум статьям Уголовного кодекса: 293 и 342. Не секрет, что основная масса наших «невероятных» граждан, одурманенных безответственными политиками, поддались эмоциям и нарушили закон именно по этим статьям. На мой взгляд, общество сейчас ждет шагов к примирению от всех сторон, и в объявленный Президентом Год народного единства будет неплохо, если граждане, случайным образом попавшие в водоворот политических событий, будут на свободе. При условии осознания и признания ими своих противоправных действий. Повторюсь, всем нам нужно примирение и согласие.
Второй момент, озвученный мною на собрании, это возможность вернуться в систему государственной печати, подписки и распространения отдельных негосударственных СМИ. Хочу сказать, что сейчас власть стремится к открытому общественному обсуждению всех событий, происходящих в стране. Посмотрите на те же государственные СМИ — они представляют альтернативную точку зрения, не боятся дискуссий, приглашают в телевизионные студии политических оппонентов, правда, те по-прежнему игнорируют такие приглашения.
Очень важно, чтобы все вопросы обсуждались на легальных площадках, в местных Советах, парламенте. Лучше конструктивная битва идей, чем битва людей.
— Хорошо. Что еще обсуждалось на Всебелорусском народном собрании?
— Глава государства коснулся партийной системы и потребовал от органов юстиции провести перерегистрацию политических партий. Это очень актуально, с учетом того, что абсолютное большинство из них отклонились от уставных целей и задач и стали на путь деструкции. Фактически, речь идет о перезагрузке партийной системы, о новой политической реальности, где будут и партия власти, и системная оппозиция, что позволит вовлечь большое количество референтных людей в легальный политический процесс. Не надо бояться альтернативных точек зрения, ибо только в споре рождается истина. На прошлой неделе эксперты Круглого стола демократических сил (КСДС) провели встречу, в рамках которой обсудили формат создания Совета по политическим партиям и механизм его формирования. Это позволит ускорить становление и развитие новых политических партий, будет содействовать координации их работы, стабилизации общественно-политической обстановки в стране.
— Каким образом КСДС готов помогать политическим инициативам?
— КСДС, как политический коворкинг, готов предоставить посильную техническую и организационную помощь всем желающим участвовать в легальном политическом процессе: офис, техническое оснащение, содействие в ведении соцсетей и качественном наполнении информационных каналов, помощь в проведении переговоров, круглых столов, кстати, их прошло уже девятнадцать. На нашем сайте есть форма обратной связи, с помощью которой можно решить многие вопросы, если, скажем, граждане или инициативные группы граждан захотят заняться политикой.
— Как вы продвигаетесь в информационном поле, нет ли желания создать свое традиционное СМИ?
— В данный момент на рынке традиционных СМИ (телевидение, радио, газета) нет дефицита. Тем не менее мы бы хотели зарегистрировать собственное печатное издание общественно-политической направленности. Президент прав: рано или поздно люди поймут ценность печатных изданий и вернутся к ним. Традиционные СМИ имеют кредит доверия, сформированный десятилетиями. Отмечу, что так называемые новые медиа не призывают к глубокому анализу и паразитируют исключительно на эмоциях: броский кликабельный заголовок и непроверенная информация — вот на что делают упор те же телеграм-каналы. У нас тоже есть телеграм-канал, вошедший в белорусский топ-100, где больше 16 тысяч подписчиков. Мы публикуем только выверенную информацию, не опускаемся до броских слов и оскорблений, как некоторые радикалы и экстремисты. Наша аудитория — думающая и вооружена интеллектом, а не камнем и «коктейлем Молотова». Поступательно развиваются странички в социальных сетях, растет по просмотрам ютуб-канал «Диалог Медиа», и тут я хочу отметить резкое противодействие альтернативной точке зрения со стороны международных корпораций. Они постоянно блокируют, например, наши рекламные аккаунты. Уже можно говорить о фактически информационном фашизме со стороны монополистов этого рынка.
— С учетом тренда на создание «фондов помощи и поддержки» нет ли у КСДС подобных идей?
— Мне понятен ваш намек. Действительно, во время любого кризиса, особенно на волне хайпа, всегда появляются те, кто хочет поживиться за чужой счет. Предвыборная политическая кампания прошлого года не стала исключением: появились фонды-однодневки, которые собирали средства с доверчивых граждан и иностранных спонсоров, но, по сути, решали свои внутренние вопросы. Так что активным гражданам сейчас нужно идти не на улицы с плакатами, а задать вопрос сборщикам средств «в поддержку солидарности»: так куда делись наши деньги, перечисленные мошенникам от оппозиции? Они собрали большие средства. Деньги растворились. Причем об этом говорят как государственные СМИ, так и сами оппозиционеры. Но в этой корыстной истории есть и позитивный момент: теперь всем белорусам стало понятно, кто и с какой целью рвался к власти: им было нужно набить свои карманы и поделить страну. Но нет худа без добра. Все мы получили прививку от «политического ковида» и больше не доверим ни рубля подобным организациям.
Уже очевидно: уличный протест себя изжил и разочаровал всех участников.
— Планируется ли весенняя активность оппозиции в текущем году? Вспомним, что до 2020 года все протестные акции отличались малочисленностью участников и маргинальностью организаторов.
— Уличный протест сдулся. Ставка на дворовые чаты бесполезна. Люди возвращаются к привычной деятельности в рамках «золотого треугольника»: дом-семья-работа. Больше на провокационные лозунги сбежавших за границу политиков никто не клюнет. Латушко придется устраиваться на работу, так как бесконечно содержать столь неэффективного лидера оппозиции никто не будет.
— Вы выступаете за интеграцию с Российской Федерацией. В каком формате: упрочение позиций Союзного государства или вхождение нашей страны в состав России на каких-то условиях?
— Безусловно, упрочение позиций Союзного государства, как стратегическое партнерство Беларуси и России. Мы уважаем наш суверенитет и историю, его нельзя утратить, надо сохранить и приумножить все завоевания молодого независимого государства. Но мы также убедились, что многие вопросы и глобальные задачи, прежде всего в сфере экономики и оборонной политики, нам следует решать совместно с Российской Федерацией в рамках не только Союзного государства, но и Евразийского экономического союза.
— Как политолог, спрогнозируйте осень в Российской Федерации.
— Конечно, ожидается небольшой всплеск протестных настроений, однако российская власть очень внимательно изучила белорусский опыт и уже предусмотрела действенные превентивные меры. Кроме того, Россия сталкивалась с подобными проявлениями протестной активности в 2011 году (в частности, события на Болотной площади) и предприняла шаги по политической либерализации, пойдя навстречу гражданскому обществу. В частности, минимальный порог для регистрации политических партий был снижен до пятисот человек, упрощены правила проведения митингов и пр.
— Как можете прокомментировать работу правоохранительных органов в августе 2020 года?
— Уверен, что все руководители правоохранительных структур выступают против насилия. Никто не хотел никаких столкновений. Ни со стороны власти, ни со стороны конструктивной оппозиции. Однако ситуация начала выходить из-под контроля, переходить под внешнее управление, и встал вопрос о безопасности всех граждан Беларуси. Страна стояла на пороге гражданской войны. Тут нужно было решать: тысячи гематом или тысячи погибших. Выбор был очевиден. Сейчас сотрудники правоохранительных органов незаслуженно подвергаются обструкции, однако с каждым днем приходит понимание необходимости пресечения массовых беспорядков. Надо немного подождать, и общество примет этот тезис в качестве основополагающего. Главное — ровно и четко проводить государственную политику, направленную на стабильность, спокойствие и порядок. Это базовые ценности простого человека. А все политические игры всегда уходят на второй план.
Татьяна Бондаревич
Автор фото: belta.by, belnovosti.by, ont.by.