– Николай, не могу не спросить у вас как у ректора Академии: какова, на ваш взгляд, современная балетная молодежь? Как изменилось новое поколение артистов?
– К сожалению, изменилось не поколение, а мир вокруг нас. Уже больше двадцати лет как власть в театрах ушла от творческих единиц к директорам, менеджерам. Во многих театрах должность художественного руководителя занимают либо неудачники, бывшие артисты, которые каким-то образом прорвались в чиновники, либо просто хорошие менеджеры.
Поэтому театр перестал быть обителью творчества, где царят Мельпомена и Терпсихора, а превратился в место, где правит только Золотой телец. В зависимости от этого и взращиваются артисты. И винить их в этом нельзя – такова современная жизнь.
Откройте любой журнал или газету – о чем сегодня пишут журналисты, критики? Никто не говорит о ролях, о трактовке, о звуке, об интерпретации. Все говорят о количестве, громкости, массовости, кто пришел, кто во что был одет – и это тенденция времени. Пока эта тенденция не рухнет, не сожрет сама себя, новая волна творчества не начнется.
У меня давно нет иллюзий по этому поводу. Потому я не стараюсь ничего сломать, я просто не смотрю. Я больше не утруждаю себя плохим кино, плохим спектаклем, плохой передачей – сразу переключаю, сразу встаю и ухожу.
– Интересно, а как часто в последнее время вы встаете к балетному станку?
– Вообще не встаю. Вот уже восемь лет. У меня был недолгий период, когда я вновь стал заниматься. Тогда я достаточно быстро вошел в форму и лишний раз понял, что даже в своем возрасте все равно сделаю все лучше, чем современные артисты.
Господь Бог подарил мне способности к этой профессии. И это безумное счастье, что я пошел учиться искусству балета.
А второе счастье, за которое я не меньше благодарен Создателю, это то, что он вразумил меня вовремя завершить балетную карьеру. Я не перетанцевал ни одного лишнего дня.
– Как в таком случае вы поддерживаете себя в форме сегодня?
– Планирую в ближайшее время сесть на диету, чтобы не жрать лишнего :) Очень люблю мучное. Увы, правило «не есть после шести» уже не действует. Оно работает, когда тебе тридцать, а когда тебе уже хорошо за сорок – нет.
Анна Симоянова «Петербургский телезритель»