Ира всегда была тревожной матерью, она боялась, что с её любимым и единственным сыном Толиком что-то случится, поэтому она наперед старалась дать ему много заботы и любви, чтобы потом не терзаться угрызениями совести.
Но Ира сама до какого-то момента не отдавала себе отчёт, что любовь её была инвалидизирующая.
Как правило, взрослея, ребёнок начинает отвоевывать своё личное пространство, стремиться к некоторой автономии от родителей, поэтому с его стороны обостряется бунт, противоречие, капризы, повышается тяга к самостоятельности, появляются первые друзья, оформляются интересы... Иными словами, происходит формирование индивидуальности. Человек совершает ошибки и учится на них. Это нормально.
Индивидуальность складывается из генетически заложенных черт характера, которые потом шлифуются средой, и в результате формируется личность с набором моделей собственного восприятия, мышления, поведения, со своими особенностями, увлечениями, персональным опытом.
Однако, вследствие подавления индивидуальности ребёнка, страдает его самооценка и вера в себя, формируется убеждение, что его благополучие зависит от других, а он сам по себе ничего не представляет.
Конечно, бывает, что у человека генетически развиты черты характера, способствующие самоутверждению, и он сохраняет индивидуальность вопреки подавлению. А если нет, ребёнок может усвоить и транслировать паттерны зависимого поведения, и в своих решениях опираться на тех, кого он сочтет компетентными для того, чтобы те взяли ответственность за него.
Как Ира забирала у сына его ответственность?
Например, она всегда собирала Толику рюкзак в школу, за него проверяла, какие нужно сделать уроки, с утра, выгладив ему школьную форму, Ира спешила одеть любимого сына. Толик сопротивлялся, говорил: "Я сам...". Но мать строго пресекала его самостоятельность: "Сам ты не справишься! Вчера кальсоны надел задом наперед".
Она редко его хвалила, выделяла какие-то способности, зато часто делала акцент на слабостях, припоминала прошлые неудачи: "А помнишь, ты тогда не дотерпел и описался прямо на уроке? Куда я тебя такого отпущу одного?", "Какая секция по ушу? Ты хочешь, чтобы тебя покалечили другие мальчики? Иди лучше на шахматы".
Когда Толик робко вызывался помочь матери с уборкой, в приготовлении пищи, она говорила: "Толик, любимый, я лучше сделаю всё сама, ты за что ни возьмешься, всё у тебя валится из рук".
Когда Толик рассказывает маме о своих достижениях, она будто его не слышит, но может внезапно спросить: "Живот не крутило сегодня? Никак не пойму, от чего у тебя вчера был понос."
В результате, у Толика формируется представление о себе как о никчемном — мать сильная, умная, самостоятельная, а я слабый, глупый, немощный.
Таким образом, мать съедает индивидуальность, мотивацию своего сына, превращая его в зависимый придаток себя, а потом других людей.
Хотя окружающие видят в ней исключительно заботливую, самоотверженно любящую родительницу, которая не устает повторять: "Я многим пожертвовала ради тебя...".
Оказывая формальную заботу, мать лишена эмпатии, она не может понять, как сын переживает подавление своего "Я", своей уникальности, что она лишает сына способности слышать свои потребности и делать собствннный выбор, доступный его возрасту.
Мать поглощена исключительно своими тревожными опасениями и своим идеальным обликом в глазах других.
Очень важно вовремя отследить паттерны токсичного поведения и скорректировать модель воспитания.
А для этого нужно не исправлять проблемного ребёнка, а работать с собственными убеждениями и взаимоотношениями, дезактуализировать тревожащие переживания.
Часто при данном воспитании формируется зависимая личность: алкоголик, наркоман, ипохондрик, не вылезающий из болезней и депрессий.
Для отношений такой человек будет искать себе "вторую мать": кого-то контролирующего, душащего своей опекой. Он будет тихо его ненавидеть, но мириться, поскольку давно счёл себя неприспособленным к автономной жизни.
Вы не справляетесь с ситуацией, Вы бессильны❓❓❓ Звоните прямо сейчас:
Instagram.com/poliakov_dmitriy
# реабилитация
# алкоголизм
# помощь
# зависимость
# семья