Немцы в годы войны создали множество различных отрядов из бывших советских граждан, из военнопленных, задачей которых была борьба с советской Россией. Предателей и коллаборационистов всех оттенков было немало. Так уж сложился первый этап войны.
Самым известным стал предатель генерал Власов, а имя его используется, как нарицательное. Зачастую всех коллаборационистов называли и называют «власовцами».
Но история одного русского подразделения, служившего немцам, но не входившего в РОА Власова (русскую освободительную армию), особенно удивительна. Судьба подразделения, которое называлось “Первый русский национальный отряд SS” абсолютно не вписывается в привычную картину истории Великой Отечественной войны. Многие подробности его существования до сих пор засекречены.
Некоторые факты могут шокировать обывателя, а историкам придётся признать, что среди партизан в Белоруссии были бывшие бойцы SS, участвовавшие в карательных операциях на стороне нацистов.
Но у этой истории может быть и довольно неожиданное объяснение, связанное с деятельностью советских спецслужб.
Представляете, офицеры Красной Армии перешли на сторону Германии, служили в SS, воевали за нацистов, а потом вновь перешли на сторону СССР и были награждены. Служили, воевали. Могло ли это быть случайностью? Или это часть какой-то сложной спецоперации?
Многие уверены, что даже просто побывавшие в немецком плену, подвергались в СССР репрессиям, отправлялись в лагеря. Мы писали, что это было не так, но даже нам трудно представить, что после службы в SS можно было вновь стать советским офицером.
Итак, кратко суть истории.
Летом 1941 года в плен попал подполковник РККА Владимир Гиль. По национальности белорус. До войны жил в Бобруйске. Он оказался в окружении под Витебском, а потом отправлен в офицерский концлагерь - Офлаг-68 - в Польшу. Смертность там была высочайшей. Из 60.000 военнопленных за полгода умерли 58.000. Подполковник Гиль стал служить немцам и организовал антисоветскую «Национальную партию русского народа».
1 мая 1942 года он возглавил уже вооруженный немецким оружием отряд из 150 человек - все они бывшие офицеры Красной Армии. Подразделение стало называться «Первый русский национальный отряд SS». Подразумевалось, что все участники прошли идеологическую обработку и являются убежденными нацистами.
Русские солдаты SS (с черепами на фуражках и нарукавными повязками «За Русь!») с лета 1942 года привлекаются к боевым анти-партизанским операциям в Смоленской области и в Белоруссии.
Отряд растёт в численности. Его усилили немецкими офицерами и солдатами. И что особенно интересно - Гиль отправил переговорщиков в леса и около сотни белорусских партизан согласились перейти на сторону Германии. Немцы согласились усилить русский отряд SS бывшими партизанами.
Это ключевой момент, который может объяснить многое из произошедшего позже.
В январе-марте подразделение привлекалось к карательным операциям в Белоруссии, в результате которых были сожжены деревни и уничтожены тысячи мирных людей. Выяснить, какую именно роль играли “русские солдаты SS” в конкретных эпизодах, пока не представляется возможным.
Отряд рос и к 1 мая 1943 года это была уже бригада! Численность более 3.000 человек. Большую часть составляли уже не бывшие военнопленные, а мобилизованные в Белоруссии молодые мужчины.
При этом есть свидетельства о том, что немцы сомневались в лояльности отряда. Во время одной из операций против партизан, окружённым советским отрядам удалось прорваться именно на участке, который контролировала русская бригада SS, а некоторые рядовые отряда ушли вместе с партизанами. Владимир Гиль в разговоре с начальником германской внешней разведки Вальтером Шелленбергом выразил неудовольствие германской пропагандой о том, что русские являются «недочеловеками», это было отражено в мемуарах Шелленберга.
Но потом произошло вообще удивительное.
16 августа 1943 года Русская национальная бригада SS со всем вооружением перешла на сторону советских партизан.
Некоторых Офицеров перебили, часть пленили, некоторых убеждённых русских нацистов тоже ликвидировали, а некоторых взяли в плен и в последствии отправили в Москву. Отряд переименовали в «Первую анти-фашистскую партизанскую бригаду», а возглавил её Владимир Гиль! Став офицером, который в ходе войны командовал и подразделением Красной Армии, и отрядом SS и партизанским отрядом.
Никаких репрессий в отношении его не было. Он продолжал войну на стороне СССР, был награжден орденом Красной Звезды и повышен до полковника. Партизанский отряд Гиля провёл несколько успешных операций против немцев.
По официальной версии Владимир Гиль погиб в бою с немцами в мае 1944 года. Он год руководил отрядом SS и год руководил партизанским отрядом.
Существует два объяснения этого феномена. Первое - официальное. Владимир Гиль действовал ситуативно. Альтернативная версия заключается в том, что он изначально был сотрудником советских спецслужб и, оказавшись в плену, получил приказ из Москвы о необходимости «играть» с немцами, Центр хотел иметь агента среди коллаборационистов.
Согласно второй версии Гиль прекрасно справился с заданием, сумел создать коммунистическое подполье внутри отряда SS, поэтому и был в итоге награждён.
Кроме того, в альтернативной версии Владимир Гиль не погиб, а был доставлен в Москву, получил документ на другое имя и продолжил служить в органах безопасности.
О том, что Гиль был в Москве в 1946 году упоминает в книге «Хранить вечно» писатель Лев Копелев.