Найти тему
International Studies

Восходящее солнце в свете западных звезд: политические аспекты взаимодействия Японии и США

Возвращение к власти в Америке истеблишмента Демократической партии США во главе Джо Байденом ознаменовалось рядом громких внешнеполитических заявлений официальных лиц страны. Так, одним из первых тезисов, высказанных во время выступления президента в Государственном Департаменте США 4 февраля 2021 года , стало возобновление мирового лидерства Вашингтона, опирающегося на выстраиваемую еще со времен Холодной войны систему региональных союзов. Не менее важным является и то, что в своей речи Байден открыто призвал своих союзников присоединиться к сдерживанию «растущих амбиций Китая» и «стремлений России к подрыву демократических устоев Запада» . На фоне обострившихся трений между США и Европейским союзом, стабильные отношения Вашингтона с Токио по-прежнему остаются одной из ключевых опор влияния Америки в Тихом океане. Тем логичнее выглядит стремление новой администрации Белого Дома продолжить развитие предложенный Японией геополитический проект «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» , встретивший открытое одобрение еще администрации Трампа. Подтверждением подобных устремлений является первый государственный визит новых американских властей, представляемых Госсекретарем США Энтони Блинкеном и министром обороны США Ллойдом Остином, в Японию, Южную Корею и Индию, который пройдет с 15 по 18 марта 2021. Таким образом изучение политического взаимодействия Вашингтона и Токио в рамках концепции Индо-Тихоокеанского региона представляет значимый интерес для отечественного экспертного сообщества.

Свободный и Открытый Индо-Тихоокеанский регион:

Прежде чем приступить к разбору сути политического взаимодействия США и Японии в рамках Концепции Индо-Тихоокеанского региона , вкратце напомним читателям основные моменты, связанные с этим грандиозным проектом. Эта геополитическая идея была предложена премьер-министром Японии Синдзо Абе в 2016 году, как альтернатива набирающим обороты континентальным экономическим проектам Китая . В своих выступлениях и программных речах Абе призывал к укреплению взаимодействия стран бассейнов Индийского и Тихого океана и созданию на их основе принципиально нового политического пространства. Основной целью объявленного регионального строительства провозглашалось создание объединения, построенного на взаимных гарантиях безопасности совместного экономического процветания государств-участников, также обеспечивающих верховенство закона, свободу судоходства, свободную торговлю . Молчаливо подразумевалось, что участие КНР, основного конкурента Токио в борьбе за влияние в Азии, чья внешнеэкономическая политика взяла ориентацию на развитие евразийских сухопутных торговых путей, будет сведено к минимуму. Администрация Дональда Трампа, развязавшая торговую войну с Пекином, встретила инициативы японских политиков с одобрением, поскольку развитие Индо-Тихоокеанского региона, «свободного» от влияния Китая, позволяет создать эффективный пояс безопасности, отрезающий Поднебесную от основных морских торговых путей. Однако в настоящее время развитие этой идеи находится в относительной стагнации, на чем сказывается как глобальная ситуация, спровоцированная пандемией Covid -19, так и произошедшие в 2020 году изменения в политических кругах Вашингтона и Токио.

Япония и США: сотрудничество в сфере безопасности:

Долгосрочные прочные взаимоотношения Америки и Страны восходящего солнца имеют твердую основу в тесном сотрудничестве этих центров силы в вопросах взаимной безопасности. Начало этого сотрудничества было положено в 1951 году, когда стараниями американских дипломатов в Сан-Франциско был подписан Договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией . Этот документ, обновленную версию которого стороны подписали в 1960 году, действует по сей день, связывая США и Японию узами оборонительного союза. В свою очередь, отдельное соглашение регламентирует условия нахождения американских войск на территории острова Окинава, которые подразумевают невмешательство военнослужащих ВС США во внутренние дела Японии и их подотчетность японским законам (на практике последнее зачастую не соблюдается, давая повод к локальным возмущениям). Также на США фактически лежит обязательство обеспечения стратегической безопасности Японии, не имеющей противоракетного вооружения собственного производства.

Тем не менее, характер сотрудничества Токио и Вашингтона нельзя назвать абсолютно гладким. Так, 25 июня 2020 года министерство Сил Самообороны Японии отказалось от размещения на территории страны американских береговых комплексов противоракетной обороны Aegis Ashore, ссылаясь на отсутствие гарантий безопасности от случайного падения элементов ракет на жилые районы, размещающиеся с пунктами предполагаемой дислокации. Однако это не значит, что японцы отказались от принятия вооружений американских систем противоракетной обороны, равно как и того, что Пентагон оставит усилия по расширению систем ПРО на Японских островах с целью сдерживания Китая и России. С окончанием Холодной войны и оформлением к моменту президентства Дональда Трампа курса на сдерживание развития Китая стратегическое сотрудничество Японии и США получило новый вектор развития. Так, в 2007 году при активном участии Синдзо Абе власти США, Японии, Австралии и Индии учредили т.н. Четырёхсторонний диалог по безопасности (англ.QUAD). Данный формат общения предполагает проведение регулярных консультаций на межгосударственном уровне касательно вопросов, непосредственно связанных с проблематикой безопасности.

Справа налево: Президент США Джозеф Байден, государственный секретарь США Энтони Блинкен, премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга, премьер-министр Индии Нарендра Моди, премьер-министр Австралии Скотт Моррисон, вице-президент США Камала Харрис на заседании Четырёхстороннего диалога по безопасности 12 марта 2021 года
Справа налево: Президент США Джозеф Байден, государственный секретарь США Энтони Блинкен, премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга, премьер-министр Индии Нарендра Моди, премьер-министр Австралии Скотт Моррисон, вице-президент США Камала Харрис на заседании Четырёхстороннего диалога по безопасности 12 марта 2021 года

Так, основной тематикой заседания, состоявшегося 12 марта 2021 г., стала борьба с короновирусом. Стороны договорились об учреждении ряда экспертных групп при QUAD , охватывающих вопросы борьбы с Covid -19, изменения климата и разработки унифицированных стандартов технологических и инфраструктурных проектов. Также страны-участницы намерены координировать совместные усилия по организации вакцинирования в развивающихся странах Юго-Восточной Азии, выделяя на это от 41 миллиона долларов (Япония, не считая отдельных субсидий в йенах на борьбу с Covid -19 в Индии) до 100 миллионов долларов (США). Несмотря на отсутствие откровенной антикитайской риторики, стремление держав-участниц заработать политические очки в одной из основных сфер интересов КНР вполне очевидно. Вряд ли подлежат сомнению и намерения стран участниц по углублению подобного формата диалога в случае дальнейшего усиления КНР. В общем и целом, QUAD в своем текущем варианте вполне может выступить фундаментом для оформления более тесных союзных взаимоотношений против Поднебесной.

Экономические светила Индо-тихоокеанской экономики:

Говоря о взаимодействии США и Японии в рамках Индо-тихоокеанского региона, не стоит забывать и о его экономической подоплеке. Так, к концу прошлого года Япония являлась седьмым по численности держателем торговых облигаций казначейства США. Весьма значителен и объем внешней торговли между двумя странами. По данным Министерства Торговли США, в 2019 году Япония была на четвертом месте по импорту американских товаров (74.4 млрд долларов США). Аналогичное положение сохранялось и касательно японского экспорта в США (146.3 млрд долларов США в 2019). В 2020 году, несмотря на короновирусную ситуацию, Япония смогла качественно сохранить свои позиции в структуре американской внешнеполитической торговли, импортировав товары на сумму в 64,4 млрд долларов США (-13,8% от уровня 2019) и экспортировав собственную продукцию на 119,8 млрд долларов США (-16,8% от уровня 2019).

Безусловно, обе страны предприняли значительные усилия для поддержания и закрепления такого положения дел. Так, с 1 января 2020 года между Японией и США действует Соглашение о свободной торговле. Согласно этому документу, США отменяют импортные тарифы на большую часть японских товаров (продукция сельского хозяйства, станки, паровые турбины, велосипеды) в обмен на ликвидацию тарифных ограничений, касающихся собственной сельскохозяйственной продукции . Отдельное внимание Токио и Вашингтон уделили аспектам цифровой торговли, регулируемым отдельным соглашением, вступившим в силу в то же время. Договор включает в себя взаимное снятие ограничений, препятствующих цифровой торговле, ликвидацию таможенных барьеров в этой сфере, а также налаживание сотрудничества в сфере кибербезопасности.

Премьер-министр Японии Синдзо Абе и президент США Дональд Трамп договариваются о начале переговоров по Соглашению о свободной торговле на полях заседания Генеральной Ассамблеи ООН 26 сентября 2018 г.
Премьер-министр Японии Синдзо Абе и президент США Дональд Трамп договариваются о начале переговоров по Соглашению о свободной торговле на полях заседания Генеральной Ассамблеи ООН 26 сентября 2018 г.

Не менее интересна и неформальная сторона взаимодействия между Японией и США в рамках АТР. И Токио, и Вашингтон активно прибегают к инвестированию в инфраструктурные проекты стран Индо-Тихоокеанского региона. Например, с 2018 года правительство США поддерживает инициативу Сети Инфраструктурных Транзакций и Взаимопомощи (англ. ITAN), нацеленную на финансовую поддержку проектов в сферах логистики и информационных технологий. К числу стран, активно пользующейся этой инициативой для финансирования своих проектов относятся Вьетнам (развитие сетей 5 G ), Индия (урбанизация, развитие авиаперелетов и сетей 5 G ) и Таиланд. Бросается в глаза и то, что эти же страны весьма часто берут займы в Банке Японии для Международного Сотрудничества (Japan Bank for International Cooperation, сокр. JICA ) . Так согласно последним имеющимся отчетам JICA к марту 2020 года за Индией числилось 59 займов (469.4 млрд йен), за Таиландом – 185 займов (111 млрд йен) и за Вьетнамом – 131 займ (326.6 млрд йен). Учитывая определенные сдвиги в координации короновирусных займов , обозначенные на прошедшем заседании QUAD , можно констатировать, что в случае обострения напряженности между странами Диалога и КНР союз Японии и США получит дополнительные рычаги влияния на страны Индо-Тихоокеанского региона . Вместе с тем американские эксперты констатируют, что подобное экономическое сотрудничество еще нуждается в более тщательной проработке и определенной институционализации. Определенную платформу решения этой задачи предоставляет созданная в 2019 году инициатива «Сеть голубых точек» (англ. BlueDotNetwork) . Этот многоуровневый проект, включающий в себя США, Японию и Австралию, призван способствовать координации деятельности государственных структур, частного сектора, а также неправительственных организаций в области создания высококачественной логистической и торговой инфраструктуры. Однако объективные трудности, связанные с общемировыми ограничениями, вызванными пандемией Covid -19, а также определенные политические и экономические потрясения, затрагивающие как США, так и Японию, препятствуют полноценному задействованию проекта в рамках глобальной структуры Индо-Тихоокеанского региона.

Таким образом, несмотря на стагнацию, наблюдавшуюся в прошлом году, политическое взаимодействие США и Японии в рамках Индо-Тихоокеанского региона по-прежнему сохраняет актуальность, предоставляя новой американской администрации широкое пространство для маневра. Тем не менее, в настоящее время инициатива полностью лежит на американской стороне. С учетом сохраняющейся напряженности внутри страны, несколько сомнительно, что американские элиты в США смогут выстроить структурированную, цельную политику регионального строительства в собственных интересах. В этом контексте результаты грядущего визита госсекретаря США Энтони Блинкена и министра обороны США Ллойда Остина в Японию, Республику Корея и Индию будут весьма показательны.

Автор: Роман Китаев

Telegram-канал: International Studies @interstudies