Недавно в рунете разразился скандал, мимо которого я пройти не смогла.
Режиссер Виктор Шамиров снял фильм "Непосредственно Каха". Про фильм я, с вашего позволения, писать не буду. Театровед, конечно, обязан уметь разобрать все, но "Каху", так же как какого-нибудь "Зеленого слоника", я разбирать не хочу, мне психика дороже. Представьте себе фильм "Тупой и еще тупее". Представили? А теперь представьте это все с непрофессиональными актерами с ютубчика, кривляющимися и матерящимися на камеру. Вот это и будет "Непосредственно Каха".
Молодой видеоблогер Badcomedian (в миру Евгений Баженов) сделал обзор на фильм, где, в общем-то, совершенно справедливо "Каху" разнес.
Виктор Шамиров не удержался и ему ответил. Ответ мне показался крайне манипулятивным ("он что, иронизирует, потому что его раздражают кавказцы?") и полным этакой фальшивой искренности, псевдонадрывности. Режиссер то и дело округлял глаза и изображал, что ему непонятны ни шутки, ни скетчи обзорщика и вообще он впервые столкнулся со страшным миром ютуба. Да-да, только что отснимав комедию с ютуб-блогерами по мотивам ютуб-проекта.
Хм, что же мне напоминает этот ответ? Ах да! Предыдущее творчество Шамирова. Сам Badcomedian все годы много хорошего говорил о Шамирове. Хвалил его, считал крепким режиссером, снимающим искренние добрые фильмы. И вот тут Женя, как мне кажется, сильно неправ.
От первого же фильма Шамирова, который я видела (еще в 2012 году), - "Со мною вот что происходит", - на меня потянуло такой откровенной фальшью, что я оторопела. Сюжет "Со мною..." беспроигрышен: двух братьев (их играют сам Шамиров и Гоша Куценко) объединяет смертельная болезнь отца. Они пускаются в квест по Москве, потому что младший брат опаздывает на корпоратив. По пути им на хвост падает девочка-подросток - дочь пьющих соседей одного брата. В финале братья звонят больному папе и вместе с девочкой встречают Новый год на Красной площади. Уже от фабулы фильма так и брызжет патентованной, фабричной Душевностью и Добротой.
Что могло пойти не так? А просто фильм демонстрирует те же четыре порока, на которых стоит "Непосредственно Каха":
Вторичность
Фильм "Со мною..." банален донельзя. Он претендует на "авторское" кино, но перед нами просто конструктор, собранный из готовых деталек. Его сюжетные и психологические повороты, его идеи и занудные сентенции не по разу пережеваны другими режиссерами.
Кстати, чужие удачные находки Шамиров использует только в путь. Например, в "Кахе" блудливая тетка, которая зовет половых партнеров "котиками", - это опошленный клон Веры из мельниковского "Отпуска в сентябре" (по А.Вампилову), звавшей всех мужчин "Аликами". "Оммаж"? Нет. И даже не злая пародия. Просто чужая находка, воткнутая непонятно зачем.
Режиссер напичкал фильм "Со мною..." музыкой Таривердиева – ничем иным, как темами и песнями из «Иронии судьбы». Ровно так же его "Каху" потом будут раскручивать, паразитируя на "Кавказской пленнице" и имени Гайдая. Манипулятивные приемы налицо.
Фальшь и неестественность происходящего на экране
Фильм "Со мною..." сложен, словно паззл, из чужого добра, чужих мыслей и чужих приемов (Михалков, Хуциев и Авербах), а за этим - пустота и расчет. В каждой сцене, которая должна резануть по сердцу, настолько видны механизмы "резки", что как-то обидно.
Всё тут какое-то "понарошечное" - например, соседский подросток-ангелок, привязавшийся к двум несчастливым дядькам. Да, девочки из пьющих семей вот такие вот - милые, воспитанные, сидят с книжкой в чистеньких подъездах дорогих домов (и да, именно в таких живут семьи дерущихся алкашей).
Понарошечна и драма «маленького человека», усердно учившего к корпоративу любимую песню начальника, но не допущенного к выступлению… Вроде бы должен получиться Акакий Акакиевич с его шинелью — но жалость к этому начальскому подлипале давится из зрителя искусственно. Ну у него же папа умирает под Таривердиева! Ну вы что, звери, что ли?
Отсутствие чувства юмора
По темпоритму, по монотонности происходящего фильм походит на "Осенний марафон", но Шамиров почти начисто лишен чувства юмора. Сам он об этом не догадывается и пытается вводить в фильм гротеск - получается так же неестественно и несмешно, как потом в "Кахе". "Это фарс!" - скажет режиссер про "Каху". - "Фарсу свойственны шутки ниже пояса!".
Когда это шутки - да. Но даже ниже пояса шутить надо уметь. А сцена трехминутного испражнения шуткой не является года этак с 1300.
Нравственная зыбкость
Шамиров напал на Баженова за требование "морали", выставив его пошлым морализатором. Почему же тогда свой фильм 2012 года он сам напихал морализаторством под завязку? Что же, "умные мысли" и раздумья о жизни, изрекаемые его героем в том фильме, были неискренни? Да, были, потому они так и раздражают - как любая лживая и напыщенная болтовня.
Например, чего стоит такой диалог:
"- Не кури и не пей.
- Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые?..
- Нет, так прожить жизнь могут только совсем бесстыдные люди".
О матерь Божья, почему? Почему бесстыдные? В чем смысл этого противопоставления?.. Знает ли Шамиров смысл осмеянной цитаты? А если режиссер был искренен - то почему он неспособен адекватно донести до зрителя свой посыл? Причем ни в "Кахе", ни в "Со мною...".
Именно из-за этих причин фильмы Шамирова в общем искусственные, лишенные цельности. Даже последнее интервью с обличением Баженова грешит все теми же четырьмя пороками.
Впрочем, о режиссере можно сказать и кое-что хорошее.
Судя по всему, за эти годы он не изменил себе.
--
<<Следующий пост | Предыдущий пост >>
Здесь - путеводитель по всем моим постам.
Подписывайтесь на мой канал . И заодно узнавайте театральные истории и ответы на свои вопросы о театре и кино.