В ноябре 1872 года историк-самоучка по имени Джордж Смит трудился в архивах Британского музея, разбирая фрагменты глиняных табличек, обнаруженных на древних месопотамских археологических раскопках в современном Ираке. Таблички были написаны клинописью - языком, который только недавно был восстановлен и переведен после 1000 лет безвестности, - и большинство фрагментов содержали банальные бухгалтерские записи или непрозрачные пророчества дворцовых священников.
Но затем Смит нашел кое-что примечательное. Когда он переводил клинопись слово в слово, открылась знакомая история. Был бог, карающий человечество катастрофическим наводнением, один человек был выбран для выживания на специально построенной лодке, наполненной животными и семенами, а после наводнения выпустили птиц, чтобы найти сушу.
Однако это не была история Ноя и ковчега , и это не была книга Бытия в еврейской Библии (известной христианам как Ветхий Завет). То, что обнаружил Смит, было лишь одной главой в обширной месопотамской сказке, ныне известной как «Эпос о Гильгамеше», впервые написанной в 1800 г. до н.э., примерно за 1000 лет до еврейской Библии.
«Эпос о Гильгамеше - старейший трагический эпос, свидетельства которого у нас есть», - говорит Луиза Прайк, почетный научный сотрудник Сиднейского университета и автор книги «Гильгамаш », глубокого анализа текста и его влияния на более поздние произведения. от Библии до «Одиссеи» Гомера. «Это то, что стало олицетворением древней Месопотамии в современной культуре».
Легенда гласит, что когда Смит впервые установил связь между двумя историями о потопе в Гильгамеше и Бытии, он был так взволнован, что танцевал по комнате, снимая одежду. Открытие Смита потрясло основы библейских исследований, предположив, что часть еврейской Библии, если не вся, была заимствована из соседних цивилизаций.
Прайк говорит, что хотя повествование о потопе в Бытии явно вдохновлено рассказом о Гильгамеше, сходства и различия в древних рассказах могут научить нас важным вещам о том, что ценили эти две культуры и их космическое мировоззрение.
«Это культуры, которые находятся в диалоге друг с другом, и их истории находятся в диалоге друг с другом», - говорит Прайк.
Что такое эпос о Гильгамеше?
В «Эпосе о Гильгамеше» рассказывает о приключениях полубожественного царя Гильгамеша (около 2700 г. до н.э.), когда он покидает свой родной город Урук, чтобы сразиться с мифическими зверями и получить секрет вечной жизни. Этот текст является не только одним из самых ранних примеров квеста героя, но и первым, в котором показан «броманс» в партнерстве Гильгамеша и его лучшего друга Энкиду, который, к сожалению, умирает на полпути по сюжету.
Повествование о потопе составляет сердце Таблицы ХI , когда Гильгамеш разыскивает единственных выживших после великого потопа, Утанапиштима и его жену, которым боги даровали бессмертие. Как рассказывает Утанапиштим, главный бог, Энлиль, устал от людей, заставляющих его бодрствовать своим шумом, поэтому он решил уничтожить их (или, по крайней мере, «уменьшить» их) ужасным наводнением.
Энлиль вынуждает богов заключить договор не рассказывать людям о надвигающемся наводнении, но Эа, бог мудрости, находит хитрый обходной путь. Он громко рассказывает камышовой стене о плане Энлиля, зная, что Утанапиштим находится за стеной и все подслушает. Утанапиштим следует инструкциям Эа, чтобы построить лодку определенных размеров, загрузить ее богатствами, семенами и животными всех видов и запечатать ее от надвигающегося шторма.
Табличка XI из эпоса о Гильгамеше клинописью повествует историю потопа, очень похожую на историю в Бытии. Он находится в Британском музее.
Когда проливные дожди прекращаются через шесть дней и семь ночей, Утанапиштим посылает подряд трех птиц - голубя, воробья и ворона - на поиски суши. Когда ворон не возвращается, Утанапиштим и его семья приносят жертвы богам, которые почти умирают от голода без людей, которые могли бы их накормить.
Хотя самые старые частичные фрагменты Гильгамеша датируются почти 2000 г. до н.э., Прик говорит, что наиболее известная вавилонская версия, вероятно, была написана Син-леки-уннинни, священником-экзорцистом, который жил около 1100 г. до н.э. Самые ранние части еврейской Библии, включая большая часть книги Бытия была написана около 950 г. до н. э.
Сходства и различия между двумя историями о Потопе
Сравнение повествования о потопе в Гильгамеше с библейским потопом в Книге Бытия «является областью науки, которая привлекла больше внимания, чем что-либо еще в истории ассириологии», - говорит Прайк. Что еще более невероятно в открытии Смита, так это то, что более века спустя потоп по-прежнему остается самой сильной связью между двумя текстами.
Вот элементы истории о потопе, которые разделяют Гильгамеш и еврейская Библия, - говорит Прик:
- Божественное обязательство уничтожить большую часть человечества
- В центре внимания названный выживший после наводнения
- Строительство ковчега или лодки, подробно описанного в повествовании.
- Животных отправляют на борт для сохранения их вида
- Наводнение, очевидно
- Отправка птиц, чтобы увидеть, отступили ли паводковые воды
- Пост-потопные жертвы для восстановления отношений между человечеством и божественным
Хотя сходство привлекло большую часть внимания ученых, Прайк говорит, что есть еще много чего поучиться в том, где разные рассказы различаются, и что это говорит нам о культурах, в которых рассказывалась каждая история. Некоторые из этих различий включают:
- Различное количество богов, что отражает политеизм Месопотамии и монотеизм евреев.
- Изображение бури. В Книге Бытия шторм почти не упоминается, в то время как изображение у Гильгамеша яркое и жестокое.
- Подсюжет об Эа, боге мудрости, замышляющем спасти Утанапиштима, своего любимца в Гильгамеше, полностью отсутствует в Книге Бытия.
- Предупреждение смертным о потопе. В Книге Бытия Бог прямо предупреждает Ноя о приближающемся разрушении, но в Гильгамеше Эа говорит Утанапиштиму, чтобы он выразил свои пророчества в загадках.
Сказка о нравственности против литературы о мудрости
Возможно, самая большая разница между повествованиями о потопе в Гильгамеше и Бытие - это мораль этих двух историй. В обеих традициях божественная сила решает убить человечество, но в каждой сказке человечество выживает по разным причинам. Ной сохранен, потому что он самый нравственно чистый и послушный. Утанапиштим, напротив, спасается буквально благодаря мудрости, обретению божественного знания.
Прайк говорит, что, хотя еврейская версия истории о потопе основана на морали - уничтожении нечестивых и спасении праведных, - авторы Книги Бытия демонстрируют «осторожное отношение к мудрости» в других местах. Подумайте о Древе познания в Эдемском саду; Адам и Ева наказаны за то, что съели его плоды и попытались обрести божественную мудрость (и стать подобными Богу).
В Гильгамеше история потопа должна быть поучительной для молодого царя Гильгамеша, чтобы узнать его место в космическом порядке.
«Как король, Гильгамеш должен быть посредником между человечеством и богами», - говорит Прик. «И если это посредничество не удастся, все может стать довольно апокалиптическим».
Библия «украла» историю о потопе у Гильгамеша?
Все признаки указывают на то, что авторы книги Бытия были ясно осведомлены о божественном потопе, описанном в более раннем эпосе о Гильгамеше.
«У нас действительно есть дымящийся пистолет», - говорит Прайк. «Археологи нашли фрагменты эпоса о Гильгамеше повсюду [в Древнем Израиле]. Похоже, что Гильгамеш был чем-то, что в то время было широко распространено».
Поскольку и Библия, и Гильгамеш передавались как устные традиции задолго до того, как они были записаны, вполне возможно, что повествование о месопотамском потопе впервые вошло в еврейскую культуру как тип «литературного конкурса», подобного 1001 арабской ночи.
Два на два: на этой иллюстрации Currier & Ives изображены животные, объединяющиеся в пары, чтобы войти в Ноев ковчег, как указано в Бытие 7.
«Люди куда-то путешествовали, и они соревновались, чтобы рассказать самые замечательные истории, которые они знали из своей культуры, - говорит Прайк, - а затем вы получили этот культурный дискурс, который происходил».
Другие сходства между Гильгамешем и Библией
Хотя история потопа является величайшим примером влияния Месопотамии на еврейскую культуру, есть и другие перекрестки.
Например, среди древних свитков Мертвого моря можно найти апокрифическую книгу 1 Еноха, которая включает в себя «Книгу гигантов », рассказ о огромных существах, которые ходили по Земле до потопа. Не случайно одного из этих гигантов зовут Гильгамеш, а другого зовут чудовище, которое Гильгамеш уничтожил в своей эпической сказке.
Также есть замечательное сходство между некоторыми мудрыми советами, которые сначала были даны у Гильгамеша, а затем в книге Экклезиаста в еврейской Библии. Вот текст от Гильгамеша:
Ты, Гильгамеш, наполни свой живот,
Продолжай наслаждаться днем и ночью!
Каждый день веселитесь,
танцуйте и играйте день и ночь!
Пусть ваша одежда будет чистой!
Пусть вымоют голову, пусть купаются в воде.
Взгляни на маленького, который держит тебя за руку,
Пусть жена наслаждается твоими постоянными объятиями,
Такова судьба [смертных людей].
И вот это в Экклезиасте 9: 7-9:
7. Идите, ешьте свой хлеб с удовольствием и пейте свое вино с веселым сердцем; ибо Бог давно одобрил то, что вы делаете. 8. Пусть ваши одежды всегда будут белыми; не позволяйте маслу не хватать на голове. 9. Наслаждайтесь жизнью с женой, которую вы любите, во все дни вашей суетной жизни, которые даны вам под солнцем, потому что это ваша доля в жизни и в вашем труде, над которым вы трудитесь под солнцем.
Однако сходство этих текстов может просто означать, что это были общие высказывания того времени. "Было бы опрометчиво предполагать, что сходство между этими двумя отрывками обязательно является результатом культурного контакта или любого прямого контакта между текстами. Хороший совет, кажется, имеет определенное вневременное качество, особенно когда он выражен в общих терминах, которые могут быть применимы к ряд ситуаций и периодов ».
Указывают ли несколько аккаунтов на реальный наводнение?
Ирвинг Финкель - современный наследник Джорджа Смита. Финкель также работает в Британском музее и в 1985 году обнаружил еще одно древнее повествование о потопе, написанное клинописью на фрагменте таблички, найденной в Ираке. В этом рассказе, который считается даже старше Гильгамеша, изображен похожий на Ноя персонаж по имени Атрахахис которому боги приказывают построить круговую лодку для подготовки к разрушительному потопу.
Итак, возникает естественный вопрос: является ли существование множества древних повествований о потопе доказательством настоящего потопа, который едва не уничтожил все человечество? Финкель сказал London Telegraph, что вполне возможно, что между 5000 и 7000 лет назад в долине Тигра и Евфрата произошло сильное наводнение, которое сохранилось в коллективной памяти жителей Месопотамии. Прайк соглашается, что «разумно предположить, что было [наводнение]».
Вот это интересно
Прайк говорит, что в «Эпосе о Гильгамеше» есть отрывок, который, возможно, был вдохновлен другой крупной экологической катастрофой. «Ближе к середине повествования он вырубает кедровый лес в Ливане и уничтожает его. Похоже, это отсылка к исторической вырубке леса в этой области, которая произошла за 1000 лет до того, как был записан Гильгамеш».