Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Мастер-класс от... бухгалтера. Как узденская рукодельница создала собственную традицию ткачества

Символы человека, Солнца, Земли-кормилицы... В этих незамысловатых орнаментах кроется генетический код, история белорусов. Именно так считает мастер по ткачеству Марина Зенькевич Хотлянского сельского дома культуры Узденского района. Она прекрасно разбирается в традициях белорусского ткачества — но считает, что эти традиции можно и нужно осовременивать! Что, собственно говоря, и делает... На мастер-класс к уникальной рукодельнице попали корреспонденты МЛЫН.BY.

Когда впервые услышала о Марине Зенькевич (кто-то из знакомых покупал у нее вытканные пояса), решила, что она, вероятнее всего, слегка усовершенствовала саму технику ткачества. Или вообще нашла замену белорусским «кроснам», если фантазия хорошо работает, можно такую машину сконструировать, что сама и узор подберет, и нитки на станок намотает — а ты только стой и контролируй.

-2

Но нет... Никакой механизм, говорит Марина, не заменит рук. Они должны чувствовать каждую ниточку, выглаживать все неровности и расправлять узелочки. А бывает, что две нитки никак не хотят «дружить» — и по цвету не сочетаются, и в узор не складываются. Тогда с ними надо «договариваться». Разве машине такое доверишь? Суть явно в чем-то другом.

Не зацепило...

Сегодня у Марины Зенькевич, или тети Марины, как ее называют ученики, богатый опыт участия во всевозможных праздниках-конкурсах по ткачеству республиканского и областного уровней. Шестой год она руководит народной студией «Скарбніца» Хотлянского сельского дома культуры, которая славится ткачеством поясов... А ведь когда-то на ткацкий станок девушка смотрела с равнодушием.

— Агрогородок Хотляны и есть моя малая родина. Еще школьницей бегала сюда, в Хотлянский сельский дом культуры, на кружковые занятия. Хотелось все попробовать: и танцы, и пение, и театр. Уже в более старших классах остановила выбор на соломоплетении. Тогда мне казалось, что ничего интереснее нет и быть не может, — рассказывает девушка. — А в соседней комнатке стояли «кросна», на которых работала знаменитая монахиня Васса. Она пригласила к себе на занятия, я решила попробовать. Правда, хватило меня ненадолго: выткала два простых поясочка, и весь мой запал прошел. В общем, перегорела. Стандартные узоры, стандартные цвета: что тут еще придумаешь? Да, можно освоить новые техники ткачества, но тогда в этом ремесле я себя не видела.

-3

Пока беседуем с Мариной, она не переставая колдует над неким очередным шедевром. С любопытством наблюдаю, как челнок с нитью в ее руках скачет по зеву туда-сюда. Уверенным движением мастерица прижимает разноцветные нити к основе изделия — понять, какой узор станет украшением будущего пояса, пока сложно. Их рукодельница старается не повторять.

— Всегда считала и считаю себя творческим человеком, правда, профессию выбрала самую приземленную. После школы поступила в торговый колледж: приехала из небольшой деревни в столицу и разочаровалась. Холодный, серый, какой-то неприступный — таким мне показался Минск. Получила диплом и с радостью попрощалась со столицей, вернулась домой. Сознательно выбрала на распределении Узденский район, хотя в списке был и Минск.

-4

Как молодой специалист, Марина два года отработала в магазине. Говорит, больше не смогла. А тут в Хотлянском сельском доме культуры освободилось место руководителя кружка по соломоплетению. А вдруг это шанс изменить что-то в жизни, подумала девушка, и предложила свою кандидатуру. Говорит, и не ожидала, но ее взяли.

— А потом история начала повторяться. Ко мне на занятия по соломке уже приходят ребята — а в соседней комнате стоят все те же «кросна», за которыми когда-то работала моя наставница, монахиня Васса. И каждый раз, проходя мимо, я с ностальгией смотрела на них. Что-то екнуло внутри, и мне захотелось снова сесть за станок, чтобы ощутить прикосновение этих шершавых ниточек, которые аккуратно прижимаются друг к дружке, чтобы сложиться в один узор, — вспоминает Марина. — Простые пояса я уже умела ткать, поэтому решила сделать более сложные, бранные. Они отличаются разнообразием цветов, орнаментов. Технику ткачеству освоила быстро: что-то в интернете почитала, что-то из книжек выудила.

-5

Уважать прошлое и жить будущим

К тому моменту Марина окончила заочно БГЭУ, работала бухгалтером. Если оставалась свободная минутка, бежала в дом культуры, чтобы хоть немного поработать за ткацким станком. Энтузиазм молодой мастерицы заметили, поддержали — и предложили возглавить народную студию по ткачеству «Скарбніца».

-6

Марина набрала группу школьников, которых обучала традициям белорусского народного ткачества. Но, вместе с тем, понимала, — детям этого не достаточно.

— Стараюсь дать ребятам базу: мы изучаем традиции, основные техники, виды народного ткачества. Я хочу, чтобы взглянув на вытканный пояс, они умели его «прочитать» — по цвету, орнаменту, толщине и длине, — объясняет мастерица. — Спросите у любого из моих учеников, что символизирует красный цвет в поясе: они без запинки ответит, что это цвет солнца и крови как символа жизни. Зеленый — это природа, надежды на хороший урожай и благополучие. Голубой — чистое небо и мир. О многом могут рассказать символы на традиционных поясах. Ромб с отростками — знак Солнца; перечеркнутый ромб с точками — знак земли, восьмиконечная звезда — знак человека. И вроде таких символов достаточно, но ведь они кочуют из пояса в пояс. Я боялась, что это однообразие наскучит ребятам, и мы решили поэкспериментировать. С цветами, узорами, орнаментами...

-7

Как назвать стиль, в котором начала работать мастерица? Сама она в шутку называет это сочетанием несочетаемого, единством традиционного и неординарного.

— Красно-черные, бело-зеленые, бело-синие пояса вы, наверняка, много, где видели, и не раз. Но ведь есть и другие цвета: фиолетовый, салатовый, розовый, оранжевый, алый... Наши предки их не использовали, потому что не было таких природных красителей. А если бы были? Мы попробовали соединить эти нестандартные цвета в один пояс — и получился вот такой радужный элемент гардероба, — Марина показывает яркий поясок. — Думаю, 60-70 лет назад ни у одной хозяйки такого не было, но, когда приезжаю с ним на конкурсы по ткачеству или выставки-ярмарки, на него сразу обращают внимание. Потому что не традиционный. Я уважаю традиции наших бабушек, но одновременно хочу, чтобы ткачество не ушло в небытие, не осталось скупой строчкой в списке ремесел — а жило и развивалось стараниями нашей молодежи. А ведь ей интересно что-то посовременнее. Не вижу ничего плохого в том, чтобы органично соединить традиции и новаторство. Надо чтить прошлое, но жить будущим.

В поисках нового и нестандартного Марина пошла еще дальше — она научилась ткать не просто орнаменты и узоры, а готовые рисунки. Стены ее мастерской украшают несколько декоративных подушечек, на которых «благоухают» маки и тюльпаны. Честно признаюсь: ни минуты не сомневалась, что это обычная ручная вышивка.

-8

— Нет, цветы я тоже на кроснах выткала, — спокойно говорит Марина.

Не поверила. Осмотрела подушки со всех сторон, только что под лупой не изучила. Да, здесь действительно не иголками орудовали...

— Соединить в один узор несколько стандартных символов проще. Но самой нарисовать и детально продумать схему большого рисунка все-таки интереснее. И такое поле для фантазии! На ярмарках покупатели реагируют так же, как и вы: не верят, что выткано на станке. Говорят, это невозможно.

-9

Кстати, Марина Зенькевич — единственный мастер в районе, который умеет ткать настолько сложные композиции. Результат кропотливого труда или дар, которым ее наградила монахиня Васса? Она об этом не думает. А вот о том, чтобы передать свой опыт и знания подрастающему поколению, задумывается.

-10

— Народную студию «Скарбніца» пока посещает шесть школьников. Так как у нас здесь только один ткацкий станок, этого достаточно. Правда, в начале учебного года желающих обучиться ткацкому ремеслу всегда больше — но потом энтузиазм у мальчишек и девчонок куда-то улетучивается. Может, не хватает усердия. Ткачество ведь не такое простое ремесло, как может показаться на первый взгляд. Это кропотливый труд. Среди моих учеников есть и очень старательные ребята, которые ходят на занятия каждый день. Знают, что после обеда я всегда здесь, прибегают после школы. А в первой половине дня, когда они на уроках, я составляю отчеты и начисляю зарплаты, — смеется Марина. — Пока полностью отказаться от работы бухгалтера не могу.

Кстати, сын Марины, 8-летний Витя — самый преданный ее ученик. Мальчишка уже второй год обучается ткачеству: в мастерской мамы есть и его небольшая коллекция вытканных поясов. Сказать наверняка, не угаснет ли в сыне этот огонек интереса, Марина пока не может. Но старается его поддерживать. Хотя и понимает, что это не совсем мужская профессия.

-11

— Если захочет заняться ткачеством всерьез, отговаривать не стану. Вообще, я радуюсь каждому ребенку, который приходит ко мне на занятия. Пусть он походит 1-2 года, потом бросит, но останется тактильная память: руки будут помнить, как держали эту ниточку, какие узоры ткали. Значит, есть надежда, что через 10-15, даже 30 лет, Ванечка или Настенька, уже будучи взрослыми, захотят снова сесть за кросна и поймут, что должны этому посвятить свою жизнь. Значит, ремесло будет жить и уже другой мастер привнесет в него что-то свое. Этого не надо бояться. Ведь основа, фундамент всего нового — наши традиции и обычаи, наша культура.

-12
-13
-14

Автор статьи: Галина Наркевич

Автор фото: Светлана Курейчик