Найти в Дзене
Иван Загребин

Русский язык – для всех! Ч. 7-я

Оглавление

Русский литературный язык, появившийся и живущий во многом благодаря Великому Поэту Александру Сергеевичу Пушкину, связывает всех нас во времени и пространстве, соединяет разные поколения и народы России и других государств – не только в республиках бывшего СССР.

Там, где буйное помешательство на почве ненависти ко всему русскому не стало основой государственной политики (как на Украине, в Литве, Латвии, Эстонии и других колониях США), русский язык учат охотно и активно.

Вот что ещё об этом и другом нам рассказала Ядвига Леонидовна Березовская – доцент кафедры русского языка как иностранного Института лингвистики и международных коммуникаций (ИЛиМК), входящего в структуру Южно-Уральского госуниверситета (ЮУрГУ), руководитель научно-образовательного и координационного центра «Институт Пушкина».

Начало СМ. ТУТ.

Часть 2-ю СМ. ЗДЕСЬ.

Часть 3-ю СМ. ТУТ.

Часть 4-ю СМ. ЗДЕСЬ.

Часть 5-ю СМ. ТУТ.

Часть 6-ю СМ. ЗДЕСЬ.

Не только в сети

– Отдельно нужно сказать о том, – продолжает Ядвига Леонидовна Березовская, – что в ЮУрГУ действует Центр тестирования и языковой подготовки, который возглавляет Елена Геннадьевна Доронина. Центр занимается подготовкой к тестированию и организацией экзаменов по русскому как иностранному. Основная его задача – помочь иностранным гражданам освоиться в России и встроиться в российское общество. Этой цели служит система консультаций и программ по интенсивному изучению русского и подготовке к тестированию. По результатам тестирования по русскому языку и комплексного экзамена выдаётся государственный сертификат.

Наконец, особо хочу упомянуть о такой части нашей работы, как создание словарей, справочников, учебных пособий для студентов. Вот, например: «Тема “город” на уроках русского языка как иностранного» и «Русский язык как иностранный: чтение», которые я написала вместе с доцентом кафедры русского языка как иностранного Олесей Ильясовной Шарафутдиновой. Студенты должны уметь не просто прочитать и понять текст, но и интерпретировать его, выразить позицию автора, согласиться с ней или, наоборот, опровергнуть, приведя аргументы. Всему этому надо учить. Пособия вышли в 2018 году в Издательском центре ЮУрГУ.

Планы и перспективы

В планах – дальнейшее развитие наших наработок. Надеюсь, партнёрская сеть «Институт Пушкина» в России и за рубежом будет расширяться, вузы, входящие в неё – наращивать взаимодействие. Продолжим совершенствовать формы обучения, придумывать новые, современные, способные заинтересовать студентов. Будем работать в соответствии с требованиями времени и ситуации. Ведь, повторюсь, степень подготовки и пожелания студентов различны. Одним необходимо сначала освоить базовый уровень, а другие хотят изучать русский углублённо. Нужно учитывать и то, какой язык для человека родной. Например, китайцы охотно и успешно участвуют в конкурсах эссе «Русский язык в моей карьере». Арабы же больше любят устную работу.

Также планируем усовершенствовать программу профессиональной переподготовки. Будем обучать новым, более современным методикам и технологиям преподавания русского языка. На это есть запрос не только со стороны иностранцев, но и со стороны Минобрнауки и Минпросвещения России.