Черный медведь
Историю на заданную тему можно рассказать множеством способов - можно воспользоваться одним из заготовленных клише или изобрести свой киноязык, прибегнуть к сложным символам и аллегориям или уложить сюжет в нетипичную канву, например, фантастики или фильма ужасов. "Черный медведь" несмотря на претенциозное название и странный фон, намекающий на присутствие символов - это весьма простой и при этом изысканный ход, редкое на сегодняшний день разговорное кино на тему ревности и непростых жертв, которые свойственны любым отношениям.
Фильм начинается с прибытия независимой деятельницы искусств - режиссера и актрисы Эллисон - в гостиницу у лесного озера, которая является по совместительству уютным гнездышком семейной пары Блэр и Гейба. С самого момента знакомства авторы умело скармливают нам понимание, что Эллисон куда интереснее Гейбу, который увлекается игрой на гитаре и вообще проявляет зачатки творческой личности. Его жена Блэр, впрочем, не отличается глупостью или леностью ума - в ходе совместного ужина все герои вполне демонстрируют некоторую эрудицию и интеллект - однако, Блэр беременна, потому так или иначе, просто вынуждена придерживаться более зрелых и осёдлых взглядов. Вот только Гейб явно симпатизирует свободолюбивым воззрениям Эллисон, которая к тому же, невзначай поддерживает его в ходе развернувшегося между супругами спора.
Несмотря на то, что все аргументы выступают за то, что Эллисон несколько накручивает себя, скоро ситуация схлопывается совсем не самым приятным образом, после чего нам предлагается вторая часть, в которой те же герои разыгрывают столь же неглупую разговорную драму, но ловко меняются ролями. Искать какой-то магической связи, помимо тематики и магии эмоций, тут нет смысла - всё хорошо работает так, как оно есть.
Актриса Обри Плаза не только довольствовалась второстепенными ролями в сериалах и ролью мамы в недавнем ремейке "Чакки" - она уже работала, например, в тандеме с Элисон Бри и Джеффом Бэйна (их совместная работа "Наездница" - один из самых интересных триллеров года, ссылка внизу). "Черный медведь" стал чем-то вроде крепкого прорыва Плаза в авторском кино - её игру хвалит каждый, кто видел фильм. При этом другие актёры не отстают - и Сара Гадон, исполнившая роль Блэр, хороша, и Кристофер Эбботт отлично справляется с ролями как мечущегося не-до-артиста, так и матёрого режиссера.
"Чёрный медведь" - редкое для сегодняшнего дня разговорное кино с интересными диалогами и живыми персонажами, фильм, обладающий невероятным шармом, без высоколобого зазнайства и лишних ненужных ходов.
Антебеллум
Социальная тематика захватила все возможные рынки и темы и, кажется, не собирается никуда уходить. На самом деле, те или иные социальные тренды - обычное явление в качестве фоновой канвы или основной сюжетной оснастки, однако, в последние пару лет тема гендерного, расового и прочего равенств чересчур заполонила экраны.
Несомненно, одной из самых распространенных тем в последние несколько лет стала "black lives matter". Каждый подходил к этому по-своему - Тарантино, например, создал разудалой вестерн-слешер "Джанго", где вложил правосудие в руки главного героя, разбиравшегося с несправедливостью не "после драки", а непосредственно "на местах". Джордан Пил в своём "Прочь" сумел тонко, со вкусом и со стёбом показать тему, однако потом Пил сотоварищи стали создавать несколько чересчур перегруженный контент - взять хоть одну из первых серий перезапуска "Сумеречной зоны", где тема раскрывалась чересчур "в лоб".
"Антебеллум" также не обошёлся без участия Пила, выступившего продюсером, сняли же его активисты Джерард Буш и Кристофер Ренц. Главная героиня фильма Вероника в исполнении Жанель Моне - активистка, борец за права и писательница - отправляется в деловую поездку, где её похищают и она оказывается будто в параллельном измерении, или перемещается в прошлое, где в полный рост живо рабство. Авторы сначала вводят зрителей в этот "древний" мир, при этом делают они это несколько чересчур жёстко - первые сцены вышли очень жестокими, они дают понять, что создатели фильма настроены решительно.
После этого мы окунаемся в современный мир, где героиня Моне живёт насыщенной жизнью, из которой её как раз и похищают. Попав в странное пространство, Вероника по какой-то непонятно причине попадает под критику товарищей по несчастью - все ждут от неё подвигов и чудесного освобождения, и ты, как зритель, не понимаешь, почему.
Концовке, надо отдать авторам должное, удаётся удивить - мы наконец понимаем, что же это за жуткое странное перемещение во времени героиня пережила, после того как Вероника собирается с силами и наносит удар. Тут авторы подводят ясную и довольно правильную мысль - такие вещи, как рабство и неравенство не требуют чудесных машин и изобретений для того, чтобы продолжать существовать - это до сих пор живёт и процветает в мозгах людей - как тех, кто поддерживает такие вещи, так и тех, кто ощущает тяжёлый гнёт кармы. В этом фильм схож с Пиловским "Прочь".
Надо сказать, акт, демонстрирующий современную жизнь вышел несколько чересчур лощёным и приторным - мы не видим никакой конкретной интересной деятельности, видим лишь разговоры и принадлежность к модным трендам. В целом же, мысль авторам донести удалось, при чём проведена она довольно оригинально, так что дарит интересный разворот в финале.
Девушка, которая боялась дождя
Этот фильм, если вам вдруг показалось по названию, не про водобоязнь и не про фобии. Название, которое вы видите в заголовке - очередной перл наших прокатчиков, которые не смогли придумать ничего интереснее, при том не удосужившись подумать, как зритель должен объяснить себе такое название - в фильме есть кадр с ливнем, но его никто не боялся.
На самом деле фильм называется "Страхи Рэйн", где Рэйн - экзотическое имя главной героини-подростка. Тем не менее, хотя фильм и не про фобии, он имеет психологическую тематику - Рэйн страдает от шизофрении, одного из самых тяжёлых и не поддающихся полному излечению расстройств психики.
Мы знакомимся с героиней, отлично исполненной Мэдисон Айсмен, через её болезнь - после сцен с жуткими кошмарными видениями, достойными неплохого начала для хоррора, Рэйн предстаёт перед нами в больнице на приёме у врачевателя душ. Тут мы узнаём, что Рэйн упрямо не хочет принимать лекарства, потому что они не помогают, а лишь изводят побочными эффектами, и заодно понимаем, вместе с героиней, что её упрямство - прямой путь в стационар для душевнобольных.
Далее Рэйн пытается наладить контакт с одноклассницами, в чём терпит поражение - подруги отворачиваются от неё, конфликтует с родителями по поводу собственного упрямства и подкидывает ещё больше дров в огонь (и аргументов для собственной госпитализации), утверждая, что слышала детские крики из дома соседки, по совместительству школьной учительницы. Рейн отправляется с отцом к соседке мисс МакКоннелл, однако, ничего, кроме подозрительно большой коллекции кукол и кукольных домиков, они там не находят.
Рэйн продолжает терзаться идеей узнать правду и спасти девушку, в это дело она вовлекает нового знакомого Калеба - новенького из их класса. Однако, героине очень тяжело доказывать свою правоту, она и сама сомневается в реальности многих вещей ,в том числе, и в реальности нового друга. С отцом отношения обостряются, мать вроде поддерживает Рэйн, однако, скоро героине, и нам вместе с ней, предстоит узнать жуткую правду.
Многие ругают картину за куда более слабое раскрытие темы, чем в схожих по сюжету "Окне во двор" или, например, "Паранойе". Да, в плане основной линии внутреннего противостояния героини и её попыток найти ответ, кто же сошёл с ума, фильм очень неровный - эта ветвь извивается весьма причудливо, и создаёт массу раздражающих моментов. Зато в фильме отлично удалась тёплая и добрая линия отношений Рэйн и Калеба, оказавшегося чутким (вымышленный он или нет) и принимающим сложное заболевание Рейн человеком. Кроме того, есть интересный поворот, достаточно неожиданный и ставящий всё немного вверх тормашками. Игра основных актёров, Мэдисон Айсмен и Израэля Бруссара более чем на хорошем уровне. Немного расстраивает потерянный потенциал линии с жуткими кошмарами Рэйн - авторам немного не удалось грамотно свести все линии в одну, но, в целом фильм интересный.
Ещё в Телеужин:
Лучшие фильмы и сериалы в жанре хоррор за 2020 год по версии Shudder
Спецпроект "Музыка хоррора" - первая часть тут
Три отличных триллера 2017 года в этой подборке
Хорроры с самой большой кассой - первая и вторая часть
Три атмосферных хоррора 2018 здесь