Найти в Дзене
Иван Загребин

Русский язык – для всех! Ч. 6-я

Оглавление

Русский литературный язык, появившийся и живущий во многом благодаря Великому Поэту Александру Сергеевичу Пушкину, связывает всех нас во времени и пространстве, соединяет разные поколения и народы России и других государств – не только в республиках бывшего СССР. Там, где буйное сумасшествие пока не стало основой государственной политики (как на Украине, в Литве, Латвии, Эстонии и других колониях США), русский язык учат охотно и активно.

Вот что ещё об этом и другом нам рассказала Ядвига Леонидовна Березовская – доцент кафедры русского языка как иностранного Института лингвистики и международных коммуникаций (ИЛиМК), входящего в структуру Южно-Уральского госуниверситета (ЮУрГУ), руководитель научно-образовательного и координационного центра «Институт Пушкина».

Начало СМ. ТУТ.

Часть 2-ю СМ. ЗДЕСЬ.

Часть 3-ю СМ. ТУТ.

Часть 4-ю СМ. ЗДЕСЬ.

Часть 5-ю СМ. ТУТ.

Язык и «цифра» (продолжение)

– Качество образования, уровень знаний, которые мы даём, достаточно высоки, – продолжает Ядвига Леонидовна Березовская. – Иначе студенты не шли бы к нам учиться. Немаловажно и то, что стоимость приемлема – ниже, чем во многих вузах. Есть и бесплатные образовательные программы для вузов-партнёров. Например, вебинары по интересующим их вопросам и темам. Так, многие желают знать, что нового мы можем дать, где это можно увидеть – и мы рассказываем. Обмениваемся опытом с зарубежными коллегами, узнаём, какие новинки появились в Китае, чего не хватает в Узбекистане и Таджикистане. Например, с помощью интерактивных досок работать проще, больше возможностей – но где-то их просто нет. Поэтому там пишут на обычной классной доске, которую, разумеется, к компьютеру не подключишь, потом снимают видео, вытирают доску и пишут новую тему, а затем снятое выкладывают в сеть. Информационную грамотность людей необходимо повышать, но это не всегда легко. Например, интернет не везде широко доступен, поэтому для одного зарегистрироваться на ресурсе, получить логин и пароль – задача элементарная, а для другого трудная, приходится объяснять.

Какие-то традиционные формы обучения уходят – значит, нужны новые. Игровые формы пользуются успехом: так осваивать материал легче. В частности, мы создали для иностранных студентов игровые упражнения по фонетике, а также виртуальную модель речевого аппарата, которая позволяет увидеть, какие органы – например, язык, губы, зубы – и как задействованы в произношении тех или иных звуков. На напечатанной картинке или манекене показывать неудобно, на живом человеке не всегда возможно и не всегда приятно. А при изучении языка это необходимо, поскольку, повторюсь, не все звуки одного языка имеют соответствия в другом. Обычно при фонетической разминке студенты используют зеркало, чтобы наглядно увидеть, правильно ли они артикулируют. Но использование современной техники упрощает процесс: есть специальные программы, которые записывают и воспроизводят видео, как обучающийся произносит звуки: каждый может увидеть, правильно ли он действует. Это хорошее средство обучения, оно помогает заниматься самоподготовкой. Разумеется, по этим и другим темам работаю не одна, а совместно с коллегами с кафедр русского языка как иностранного и международных отношений, политологии и регионоведения.

(окончание следует)